Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ | Рекомендуемая квалификационная категория | Частота работы |
1. Психолого-педагогический консилиум. Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Рекомендуется использовать в ДОУ, где ведется экспериментальная, инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса. В ДОУ консилиум проводится во время проведения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). | Новаторы, психолог, узкие специалисты. | 1 -2 раза в год в каждой возрастной группе, а так же по графику в годовом плане |
2. «Годичные команды педагогов» Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума | Новаторы, мастера, педагоги опытные, активные, узкие специалисты | Ежемесячно |
3.«Школа профессионального мастерства» | Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени: 1ступень: Группа повышенного внимания администрации включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким - либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей. 2ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога 3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера. 4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии. | Опытные, но малоактивные, молодые специалисты, "консерваторы" - 1 раз в месяц. Молодые специалисты - по мере необходимости. Опытные, активные по мере необходимости. Новаторы –постоянно. |
4. «Школа передового опыта» Варианты школы передового опыта: · Индивидуальное наставничество. · Педагогическая студия. Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных. Ведущей формой проведения занятий в студии является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. | Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия, просмотр открытых занятий, даваемых руководителем школы. Девизом является: «Делай как я!» | Режим работы не чаще 1 раза в месяц - новаторы, мастера, опытные-активные, опытные-малоактивные. 1 раз в месяц - все категории. |
5.«Педагогическое ателье или педагогическая мастерская» Имеет целью передачу педагогом - мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. | Все категории педагогов | Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов. |
6. «Мастер - класс» Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы. | Все категории педагогов | Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов. |
7. «Творческие микрогруппы» Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. | Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов: педагоги новаторы, мастера, опытные - активные. | Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы. По мере необходимости. |
8. «Кружки качества» Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации работы кружка является: наличие хотя бы одного педагога способного обучать коллег без участия администрации. О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка. Главной задачей работы кружка является нахождения способа повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми. | Педагоги - новаторы, мастера | Длительность работы кружка по потребностям педагога во времени для нахождения способа решения проблемы. |
9.ВТК (временные творческие коллективы) Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты занятия и др. Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы. | Новаторы, мастера, опытные – активные. | Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток. |
10. «Школа исследователя» Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми. У школы исследования есть научный руководитель. | Все категории по мере необходимости | Длительность ее работы от 1 до нескольких лет. Частота встреч 1 раз в 1-2 месяца. |
11.ВНИК (временные научно исследовательские коллективы). Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого – либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д. | Новаторы, мастера опытные и активные. | ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев). |
12. «Проектные команды» Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии участников, направленных на поэтапное достижение цели. | Все категории педагогов по мере необходимости | Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов. |
Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы, которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.