Характеристика детей с ЗПР




Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

 

 

17. Поврежденное психическое недоразвитие: клинико-психологическая характеристика.

 

18. Дефицитарный тип психического дизонтогенеза: клинико-психологическая характеристика.

19. Искаженный тип психического дизонтогенеза: клинико-психологическая характеристика.

20. СДВГ: клинико-психологическая характеристика.

21. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

22. Методы обучения и воспитания в специальном образовании.

23. Образование лиц с нарушением умственного развития.

24. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.

25. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.

26. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.

27. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

28. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности.

29. Гуманистическая образовательная система Марии Монтессори.

30. Педагогика Рудольфа Штайнера.

31. Вальдорфская педагогика.

 

Аналитические задания к экзамену:

1. ЗПР психогенного генеза. Мальчик 9 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

2. ЗПР соматогенного генеза. Мальчик 9 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

3. ЗПР церебрально-органического генеза. Мальчик 9 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

4. ЗПР, конституционального типа. 7,5 лет, девочка. Причины возникновения. Виды помощи.

5. Умственная отсталость F.70. Мальчик 8 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

6. Умственная отсталость, умеренная степень. Причины возникновения. Виды помощи.

7. Умственная отсталость, глубокая степень. Мальчик 8 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

8. Аутизм. Мальчик 5 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

9. Синдром Аспергера. Мальчик 8 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

10. Синдром Ретта. Девочка 7 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

11. СДВГ. Мальчик 12 лет Причины возникновения. Виды помощи.

12. Прогрессирующая слепота. Мальчик 7 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

 

13. Приобретенная глухота. Девочка 5 лет. Причины возникновения. Виды

помощи.

Глухота – полное отсутствие слуха, которое делает невозможным восприятие речи.

Причины глухоты:

Врожденная глухота:

1. наследственные факторы:

Глухота одного из родителей

виды морфологических изменений:

  • отсутствие внутреннего уха при нормально развитых среднем и наружном ухе;
  • недостаточное развитие сенсорных структур улитки;
  • недоразвитие перепончатого и костного отделов лабиринта;
  • нарушения дегенеративного характера в клетках спирального ганглия.

2. Врожденные нарушения (воздействие экзогенных и эндогенных факторов на плод)

Приобретенная глухота:

1. отит

2. Заболевания носоглотки и носа, а также связанные с ними нарушения проходимости слуховой трубы.

3. Корь, грипп, респираторные заболевания, менингит, свинка (эпидемический паротит) и другие инфекции.

4. Прием ребенком ототоксических антибиотиков (стрептомицин, канамицин и т.д.), который осложнен другими негативными факторами – общей соматической ослабленностью, недоношенностью и т.д.

5. Использование акушерских инструментов при родах.

6. Родовые травмы.

7. поражения слухового нерва;

8. поражения участков коры головного мозга, ответственных за анализ и обработку звуков.

 

Уровень развития речи зависит от времени поражения слуха, степени снижения слуховой функции и других факторов. Выделяют следующие периоды:

  • Потеря слуховой функции до 1,5-2 лет. Это период до формирования речи ребенка. В данном случае, глухотабудет сопровождаться полным отсутствием речи.
  • К 3 годам. Потеря той речи, которая уже сформировалась, когда у малыша слух был сохранен.
  • К 4-5 годам. Приводит к почти полной потере речевой функции, если не ведется коррекционная работа.

· К 7 годам. К этому времени речь уже практически сформировалась, поэтому есть возможность ее сохранения.

· После 7 лет. Если глухота наступила в этом возрасте, то есть хороший шанс сохранить речь при условии систематической коррекционной работы.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

♦ ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родив-шиеся неслышащими;

♦ позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

Виды помощи девочке 5 лет:

Если слух был потерян недавно, и речевая функция уже была запущена, то работа должна способствовать сохранению и развитию речи.

Также в процессе работы с ребенком необходимо развитие социально-бытовой ориентировки, т.е. развитие культурно-гигиенических навыков и навыков социального поведения в семье, в детском коллективе, в транспорте, в гостях и т.п.

Необходимо развитие средств коммуникации. Если ребенок уже овладел речью, то сохранить и развивать ее. Развитие восприятия словесной речи (читать по губам, восприятие невербальной информации).

Работа с психологом должна способствовать принятию собственных ограничений и формированию адекватного представления о возможностях.

Т. к. девочке 5 лет, то всю вышеперечисленную работу можно выполнять с помощью игровых методов, а также кратковременных занятий (20-30 минут). Также в работу должны быть включены родители, которые будут способствовать развитию ребенка дома.

 

14. Глухота с отсутствием устной речи. Мальчик 13 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: