ЗАНЯТИЕ 1. Постановка звука




Задачи. Отработать точные движения органов артикуляции по средствам артикуляционной гимнастики. Формировать целенаправленную воздушную струю. Развить фонематические процессы.

Сюжетно - игровая основа: «Сказка о веселом язычке. Звукознайка путешествует по улице Согласных звуков».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. тему «Звук [ с ]», занятие 1,2).

II. Дыхательные упражнения (см. тему «Звук [ с ]», занятие 1,2).

III. Игра «Песенка большого комара и маленького комарика».

Л о г о п е д. Жили - были два комара: большой и маленький. Большой комар пел твердый звук: з-з-з. маленький комарик пел мягкий звук: зь-зь-зь. Хочешь спеть как маленький комарик? Улыбнись сильнее и звени: зя-зя-зя; зи-зи-зи; зе-зе-зе.

IV. Игра «Кто поет?» Выделение звука [ з‘ ] (хлопками и щелчками) на слух.

Л о г о п е д. Сейчас большой и маленький комары будут петь поочередно свои песни, а ты попробуй определить, кто поет: Большой комар или маленький.

За, зо, зя, зу, зё, зю, зы, зи, зо и т.д.

Аза, озё, узю, узу, и т.д.

V. Игра «Подарки» (по картинкам: комар, комарик, зонт, зебра, зеркало, землянка, замок, зайка и др.

Л о г о п е д. Большой комар любит подарки, название которых начинаются на твердый звук [ з ], а маленький комарик любит подарки, название которых начинаются на звук [ з‘ ]. Соедини картинки с изображением подарков с картинкой маленького или большого комара линиями соответственно. Кому подарим зонт? А зеркало?

ЗАНЯТИЕ 2. Постановка звука [ з‘ ]

Задачи. Формирование навыка правильного произношения звука [ з‘ ] на длительном, плавном выдохе. Автоматизация звука [ з‘ ] в прямых слогах. Формирование навыка выделять голосом ударный слог, следить за правильность и четкостью артикуляции.

Сюжетно - игровая основа: «Обезьяна в гостях у зебры».

План занятия

I. Отгадать загадки

 

Пестрой лентой претворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь,

По земле ползет… (змея).

 

Этот зверь раскрашен броско

В черно - белую полоску.

Под степным высоким небом

В Африке пасутся… (зебры)

 

II. Игра «Телефон». Логопед - «зебра» и ребенок - «обезьяна» разговаривают с друг другом, используя вопросительную и утвердительную интонации.

Зя? - Зя.

Зё? - Зё.

Зю? - Зю.

Зе? - Зе.

Зи? - Зи.

 

III. Характеристика звука [ з‘ ] (согласный мягкий звонкий).

IV. Артикуляционная поза (см. тему «Звук [ з ]», занятие 3):

§ с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу;

§ язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы.

 

V. Упражнение «Песенка маленького комарика». Постановка звука [з‘]:

а) по подражанию со слуховым и тактильно - вибрационным контролем после завершения автоматизации [ з‘ ];

б) с механической помощью от за-за-за, нажимая на кончик языка шпателем и постепенно отодвигая язык в глубь рта:

за-за-за - зя-зя-зя;

зу-зу-зу - зю-зю-зю;

зо-зо-зо - зё-зё-зё;

зы-зы-зы - зи-зи-зи.

VI. Упражнение «Веселые пальчики». Сгибание, разгибание пальцев, пальцы «здороваются» и др.

VII. Игра «Эхо». Произносить слоговые ряды громким и тихим голосом.

Зя-зё-зя, зя-зя-зё, зё-зя-зя, зё-зю-зё, зё-зё-зю, зю-зё-зё, зя-зё-зю, зё-зи-зе, зе-зю-зе, зи-зе-зя, зя-зю-зе, зя-зе-зю, зю-зи-зю, зю-зю-зи, зи-зю-зю, зи-зе-зи, зи-зи-зе, зе-зи-зи.

VIII. Игра «Зебра и обезьяна в комнате кривых зеркал». Обвести изображения по точкам, рассмотреть и назвать (змея, зебра, обезьяна).

IX. Игра с мечом «Запомни и повтори слоги».

Зня-знё-зню-зни, знё-зню-зни-зня, зню-зни-зня-знё, зни-зня-знё-зню;

азнь-ознь-узнь-ызнь, ознь-узнь-ызнь-азнь, узнь-ызнь-азнь-ознь, ызнь- азнь-ознь-узнь.

То же с мягким согласными [ б‘ ], [ в‘ ], [ г‘ ], [ д‘ ], [ м‘ ], [ л‘ ].

X. Итог.

ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация звука [ з‘ ]

Задача. Автоматизировать звук [ з‘ ] в словах с прямыми слогами и слогами со стечением согласных звуков.

Методические указания. Следить за четкостью артикуляции и ударением в словах.

Сюжетно - ролевая основа: «Поле чудес» (с волчком, карточками - слогами, картинками).

План занятия

I. Игра «Выбери слог и назови слово» («Поле чудес») (по предметным картинкам с изображениями, названиях которых есть слоги зя, зе, зи, зю, зе).

С л о в а: Зина, бензин, резинка, зима, магазин, тазик, Тузик, бузина, зелень, газета, вазелин, зебра, земля, зефир, зерно, землянка, Кузя, зяблик, хозяин, изюм, козел, зёрна, озёра, музей.

II. Игра «Запомни и назови».

Вариант 1: с опорой на картинки. Рассмотреть картинки и запомнить их (картинки закрывают), назвать картинку по памяти. Повторение рассматривание картинки, уточнение названия. Одновременно предлагают 8 - 10 картинок.

Вариант 2: с опорой на слух. Прослушать слова, запомнить их и повторить. Количество слов зависит от состояния вербальной памяти детей.

С л о в а: Зина, вазелин, нельзя, Кузя, подземный, Тузик, зимы, резина, зеленый, магазин, зима, газель, зелень, хозяин, везет, дивизия, зимник, корзина, зевать, бензин, зимний, козел, земля, хозяйка, поземка, возить, зябь, газета, бузина, зимовать, озера, землянка, козявка, изюм, зяблик, зябнуть, музей, низина, зимовье, зерна, земляника, возят.

III. Игра «Запомни и повтори».

а) Слоговые ряды со стечением согласных:

змя-зме-змю-зми, змя-зме-змю-зми, змее-змю-зми-змя, змю-зми- змя-зме, змии-змя-зме-змю, звя-зве-звюзви, звя-зве-звю-зви, звю-зви-звя-зве, зви- звя-зве-звю, зня-зне-зню-зни, зня-зне-зню-зни, зне-зню-зни-зня, зню=зни-зня-зне, зни-зня-зне-зню, зля-зле-злю-зли, зля-зле-злю-зли, зле-злю-зли-зля,злю-зли-зля-зле, зли-злязле-злю.

б) слова со стечением согласных:

Кузьма, возьми, резьба, полозья, обезьяна, змей, змея, змейка, змеиный, змеевик, змеелов, разметить, зверь, звено, звери, зверек, звенеть, звереть, звякнуть, зверобой, зверовод, звеньевой, звеньевая;

в) слова со стечением согласных со слогами зди, зли,зри:

гвозди, грозди, грузди, гвоздика, гвоздИки, гвОздики, злить, злеть, злюка, козлик, козлята, козленок, зреть, зримый, зрение, обозрение.

IV. Игры «Телефон», «Закончи слово», «Почини слово».

VI. Итог.

ЗАНЯТИЕ 4 - 6. Автоматизация звука [ з‘ ]

Задача. Автоматизировать звук [ з‘ ] в словосочетаниях со словами различной слоговой структуры.

Методические указания

1. Для развития силы голоса каждое предложение произносится на одном выдохе сначала шепотом, затем - тихим голосом, голосом средней силы и, наконец, громко (в удобном темпе, при котором звукопроизношение наиболее отчетливо).

2. Предложения произносятся медленно, затем в среднем темпе, быстро.

3. Комбинируйте динамический и темповой режимы: проговаривайте речевой материал предельно четко как в медленном темпе (шепотом, тихо, громко), так и в быстром темпе (шепотом, тихо, громко).

Сюжетно ролевая основа: «Игра «КВН»» (команды «Зебры», «Обезьяны»)

 

План занятия

I. Конкурс «Разминка». Подбор родственных слов.

Зима - зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка…

Земля - земляника, земляной, земляника, земельный…

Змея - змей, змейка, змеиный, змеевик…

II. Конкурс команд «Один - много».

Зима - зимы, музей - музеи, земля - земли, газета - газеты, змея - змеи, магазин - магазины, звезда - звезды, фантазия - фантазии, обезьяна - обезьяны, гимназия - гимназии.

III. Конкурс команд «Закончи фразу».

Мы увидели много (ч е г о? К о г о?)…(музей, земля, газета, змея, магазин, звезда, обезьяна, гимназия)

IV. Конкурс капитанов «Составь предложение». Составь предложение из данных слов (команда помогает капитану).

Обезьяны, зимой, зябнуть.

Хлеба, зимовать, озимые, снег, под.

Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить.

Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить.

Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить

Лиза, музей, в, пойти, суббота, в.

Зина, зябнуть, у, зима, нос.

Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать.

Кузя, Зина, везти, санки, на.

V. Конкурс команд «Запомни и повтори». Повторить словосочетания громким и тихим голосом.

Зябко зимой; зелень бузины; зеленая озимь; львиный зев; зеленый тент; хозяин дома; озимая зябь; везет зелень; липкий изюм; хозяин обезьяны; зяблик на ветке; ползет по земле; ветка резеды; зимние игры; резиновые банты; много зерен; зябкий ветер; друзья Кузьмы; дикий изюбр.

VI. Конкурс команд «Зонтики». Повторить предложения в медленном, среднем и быстром темпе (фразы отработанными словами).

Зина запускает змея.

Тузик зябнет зимой.

Зимой зябнет нос.

Озимые зимуют под снегом.

Кузьма, возьми гвозди.

Зина, возьми букет гвоздик.

Медведи спят зимой.

VII. Конкурс команд «Разучивание стихов».

 

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее

 

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок земляники несу.

Зеленая ветка под елью не спит,

Зеленая музыка где - то звенит,

Зелененький зайка в зеленой листве.

Поет он зеленую песенку мне.

 

VIII. Конкурс капитанов «Повторялки».

Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб.

Зе-зе-зе - Кузя едет на козе.

Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези.

Зё-зё-зё - Кузя обезьян везет.

IX. Итоги игры «КВН», награждение команд.

X. Закрепление звука [ з‘ ] при проговаривании предложений из трех - шести слов.

 

Зина любит зиму.

Зине дали вазелин.

Папа покупает изюм.

Лиза занозила ногу.

Газету выдали утром.

 

В корзине земляника.

Мы видели изюбра.

Козел обглодал бузину.

Зяблик клюет зерна.

 

За окном ветки бузины.

В низине видна зелень.

Из клетки улетели зяблики.

Зимой каток поливают водой.

Змея ползет по земле.

У Зины зябнут руки.

Кузя ползет по земле.

Зяблик поет на березе.

В порту грузили зерно.

У зебры зеленые поводья.

В магазине резиновые боты.

В магазин привезли бензин.

 

Зине купили тазик в магазине.

На зиму окна утеплили газетой.

Я взял в руки зяблика.

Зина и Зоя рвали бузину.

У Зины в корзине бузина.

В зоопарке дети видели зебру.

На окне зяблик клюет зерна.

Изюбр бродит по зимней поляне.

У хозяина - козел, у хозяйки - зелень.

XI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 7. Автоматизация звука [ з‘ ]

Задачи. Автоматизация звука [ з‘ ] в чистоговорках и стихах. Развитие темпоритмической стороны речи и ее выразительности, четкости дикции.

Сюжетно - игровая основа: «У нас в гостях Веселая змейка».

 

План занятия

I. Отгадай загадку.

Лежит веревка,

Шипит плутовка

Брать ее опасно -

Укусит. Ясно?

(Змея)

 

II. Игры «Повторялки», «Запоминалки» (игры можно проводить с движением пальцев рук, с мячом, проверяя текст).

 

Зи-зи-зи - сено вози.

Зе-зе-зе - дадим сено козе.

Зя-зя-зя - у Зины кот Кузя.

Зя-зя-зя - селедку ест Кузя.

 

У нашей Зины

Бузина в корзине.

 

У хозяина - козел.

У хозяйки - козлик.

 

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке сад, дома.

Все поземкой занесет:

Землю, степи и завод.

 

Забавной обезьяне

Зина и Зоя дали бананы,

Зеленые бананы -

Забавной обезьяне.

 

Зажглась зеленая звезда…

 

Запустят на нитке змея.

 

III. Заучивание стихов (см. данную тему, занятия 4 - 6).

IV. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 8, 9.Автоматизация звука [ з‘ ]

 

Задачи. Автоматизация звука [ з‘ ] в текстах. Развитие мелодико - интонационной выразительности, четкости артикуляции.

Методические указания. Следить за темпом речи и логическим ударением во фразах.

Сюжетно - игровая основа: «Письмо от гномов Зюмы и Зямы»

 

План занятия

I. Игра «Времена года».

Л о г о п е д. Гномы Зюма и Зяма прислали нам письмо. Вот послушайте: «Здравствуйте, дети! Сейчас у нас наступила зима. По земле метет поземка. Завывают зимние ветры. Озимые на полях укрыты от мороза снегом. Зимующим птицам трудно зимовать - они зябнут. Звери попрятались на зимовье. Люди надели теплую зимнюю одежду. А какое время года у вас, ребята? Напишите нам». (Подчеркнутые слова объяснить детям.) Какая погода на улице? Какие изменения произошли в природе? Как ведут себя птицы и звери? Чем занимаются взрослые люди?

II. Составление рассказа - сравнения «Зима - лето». Письмо гномам.

III. Прослушать текст и пересказать (по вопросам и самостоятельно).

 

Козленок и его мама

Зеленые глаза у моего козленка. Козленок любит гулять в низине. Мама - коза любит гулять за домом.

 

Гвоздик

У Зины есть умная собака Гвоздик. «Гвоздик, газету!» - командует Зина. И гвоздик несет ей в зубах газету.

 

IV. Заучивание текста

 

Зимний день

Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.

 

 

Газета

Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.

V. Итог.

 

Тема «Звук [с’]»

Занятие 1-3. Постановка звука [с’]

Задачи. Постановка звука [с’], многократное и длительное произнесение звука [с’]. Автоматизация звука [с’] в слогах (прямых, обратных, со стечение согласных).

Методические указания. Наблюдение за положением артикуляционных органов (особенно языка).

Сюжетно-игровая основа: «Сима и Сема - друзья Звукознайки».

План занятия

I. Артикуляционная поза: сходная с артикуляционной позой звука [с] (твердого), но имеет некоторые особенности:

· Стенка языка более приподнята по направлению к твердому небу;

· Весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

II. Упражнение «Маленький насосик».

Логопед. У насоса был брат – маленький насосик. Он любил петь вот так: ся-си-се-сю.

Попробуй спеть как маленький насосик: ся-ся-ся. А теперь вот так: си-си-си. Улыбайся сильнее, и песенка маленького насосика у тебя получится лучше. Повтори: се-се-се, сю-сю-сю, сё-сё-сё.

Маленький насосик любит петь ритмичные песенки, повторяй за ним. Повторяй по 2-3 раза: ся-ся, ся-ся-ся, си-си, си-си-си; се-се, се-се-се; сю-сю, сю-сю-сю-, сё-сё, сё-сё-сё.

III. Упражнение «Кто поет?»

Логопед. Угадай, кто поет эту песенку? Большой насос или маленький насосик?

Логопед называет по одному слогу, а ребенок определяет.

Слоги: Са, со, си, су, се, ся, со, сё, сю, сы.

IV. Аналогичные задания со слогами обратными, со стечением согласных.

V. Выполнять упражнения с разными типами слогов (см. тему «Звук [с]», занятия 1-4).

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 4-6. Автоматизация звука [с’]

Задача. Автоматизировать звук [с’] в словах, насыщенных разными типами слогов.

Сюжетно-игровая основа: «Сима и сема – друзья Звукознайки».

План занятия

I. Запомнить и повторить слоги прямые, обратные и со стечением согласных и слоговые ряды.

II. Назвать слово (повторить за логопедом, назвать картинку) с разными типами слогов.

III. Упражнение «Подбор родственных слов».

Осина – осинка, осиновый, подосиновик.

Гусь – гусенок, гусята, гусиный.

Лиса – лисица, лисий, лисонька, лисенок, лисята.

Писать – письмо, письменный, записать.

IV. Образование глаголов 1-го лица единственного числа настоящего времени.

Бояться – я боюсь;

Умываться - …

Купаться - …

Одеваться - …

Пастись - …

Спускаться - …

Общаться - …

Подниматься - …

Лениться - …

Кусаться - …

Кататься - …

Смеяться - …

V. Задания с картинками.

1. Повтори чистоговорку:

Си-си-си – сито.

Се-се-се – сети.

(И др.)

2. Рассмотреть картинки, затем убрать картинки и назвать их по памяти.

3. Объяснить каждое слово.

Лось – это лесной зверь.

(И др.)

4. Счет от 1 до 5: беседка, лисенок, лось.

5. Назвать изображения на картинке, в названиях которых есть звук [с’], раскрасить изображения.

6. Произносить слова, в которых звук [с’] в начале, середине и конце слова.

7. Заучить чистоговорки. (Проговаривать в быстром темпе.)

Се-се-се – эта песня о гусе.

Ся-ся-ся – нет гуся.

Усь-усь-усь – где ты, гусь?

Ся-ся-ся – унесла лиса гуся.

Ось-ось-ось – гуся спасет лось.

Си-си-си – гуся скорей неси.

Сю-сю-сю – рады мы гусю.

Сё-сё-сё – это все.

VI. Итог.

ЗАНЯТИЯ 7—9. Автоматизация звука [с’]

Задача. Автоматизировать звук [с’] во фразах, насыщенных слова­ми со слогами прямыми, обратными, со стечением согласных.

Сюжетно-игровая основа: «Как Вася учил Незнайку говорить правильно звук [с’]».

План занятия

I. Проговаривание фразы со звуком [с’] за логопедом.

II. Придумывание предложения по картинкам, опорным схемам с опорными словами.

III. Составление из палочек предметов, придумывание предложе­ния.

IV. Игра «Измени предложение».

Я сижу на лесенке. — Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я сижу в синей беседке. —...

Я сею семена. —...

Я нюхаю синие васильки. —...

Я поеду на такси вместе с Васей. —...

V. Заучивание чистоговорки «Карась».

Си-си-си — в водоеме караси.

Ся-ся-ся — вот поймал карася.

Се-се-се — карасей ловили все.

Ся-ся-ся — не поймали карася.

VI. Проговаривание чистоговорок.

Усь-усь-усь — из реки выходит гусь.

Ось-ось-ось — шел зимой по лесу.

Ась-ась-ась — у меня тетрадь нашлась.

Ся-ся-ся — жили-были два гуся.

Си-си-си – на лугу гуляли гуси.

Си-си-си – ели траву гули.

Си-си-си – пили воду гуси.

Ся-ся-ся – жили вместе два гуся.

VII. Игра «Закончи предложение».

Тося поднялась, и Вася поднялся.

Тося потянулась, и Вася…

Тося умылась, и Вася...

Тося оделась, и Вася...

Тося обулась, и Вася…

Тося купалась, и Васи...

Тося боялась гусей, и Вася...

Тося напилась киселя, и Вася...

Тося весело улыбалась, и Вася...

Тося наелась апельсинов, и Вася...

Тося каталась на карусели, и Вася...

VIII. Полный ответ на вопрос.

Кто рубит дрова? - Дрова рубит дровосек.

Кто работает в кассе? - …

Сколько дней в неделе? - …

В какое время года облетают листья? - …

Какой гриб вырастет под осиной? - …

Из чего делают серебряные серьги? - …

Сколько серий в сериале? - …

Какого цвета васильки? -...

Какого цвета сирень? - …

IX. Составление предложения по опорным словам.

Степа... слева... папы. - Стена идет слева от папы.

Беседка... слева... осина.- …

Гусята... слева... гусь. -...

Бассейн... слева... село. - …

Лось... слева... снеговик. - …

Апельсин... слева... слива. -...

X. Игра «Найди правильный вариант ».

Лиса гуляет… вместе с ослятами.

Осел стоит... вместе с гусятами.

Лось пьет... с поросятами,

Гусыня плывет… с лисятами.

Сова летит… с рысятами.

Рысь охотилась… с лосятами.

Свинья ест... с совятами.

XI. Итог.

ЗАНЯТИЯ 10,11. Автоматизация звука [с’]

Задача. Автоматизировать звук [с’] в чистоговорках, скороговорках, потешках, стихах, насыщенных словами с данными типами слогов (прямыми, обратными, со стечением согласных).

Сюжетно-игровая основа: «Праздник у звука [с’]».

План занятия

Использовать мнемотаблицы, опорные картинки, рисунки, совместные работы детей и родителей(аппликации по содержанию, скороговорки, чистоговорки, стихотворения), рисунки, аудиозаписи.

I. Заучивание скороговорки.

Носит Сеня сено в сени,

Спать на сене будет Сеня.

Н. Егоров

Под осиной подосиновик сидит,

На осину подосиновик сердит.

 

Сене все бы спать на сене.

 

Холода не бойся и по пояс мойся.

II. Заучивание чистоговорок.

Васеньки

Непоседа Васенька не сидит на моего.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

Котята

На скамейке семь котят,

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем.

Boт вам миска с киселем.

Под скамейкой семь котят.

Есть из миски не хотят.

***

Вместе с мамой я встаю.

Сам постель свою стелю,

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в детский сад иду.

***

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его боюсь.

***

Повесили сети,

Все для маленьких детей.

Выбегают дети.

Сами лезут в сети.

***

— Га-га-га, — гогочет гусь, —

Я встаю и не ленюсь,

Умываюсь, одеваюсь

И с гусятами пасусь.

III. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 12, 13. Автоматизация звука [с']

Задача. Автоматизировать звук [с'] в связной речи, насыщенной словами с разными типами слогов.

Сюжетно-игровая основа: «В гостях у бабушки Сабины».

План занятия

Использовать мнемотаблицы, опорные картинки, рисунки.

I. Работа с текстом:

1) прослушивание (чтение, аудиозапись);

2) ответы на вопросы полным ответом;

3) повторное прослушивание;

4) пересказ текста;

5) запись на диктофон;

6) прослушивание диктофонной записи.

На даче

Вот синяя беседка. В беседке сидят дети – Ася и Вася. Они едят сосиски. А вот куст сирени. На нем синица. За синицей следит кот Пусик. Возле беседки – бассейн. Сеня и Сима искупались и отдыхают. Васина мама несет детям сочные апельсины. Папа косит траву. За домом такси. На такси приехали гости. Возле дома растет осина, а под ней – подосиновики. Бабушка Света жарит подосиновики для гостей.

Вопросы. Кто сидит на ветке? Что делает кот Васька? Где сидят Аня и Вася? Что они делают? Что находится возле беседки? Что делали Сима и Сеня? Что несет Васина мама? Кто приехал на такси? Что растет под осиной?

Лисица

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Ася. Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они голодные. Видит лисица: один гусь в сто­роне от стада. Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Ася, но лисица с гусем убежала в лес. Скрылась лисица, не догнала ее Ася. Принесла лисица гуся лисятам. Наелись гусята и стали веселыми.

Утро у Васи

Выспался Васи, вышел на крыльцо. Солнце блестит. Блестят ро­синки как бусинки. Поросята бегают по двору. Вот идет соседка. Она приехала сюда с Севера. Она несет сумку с фасолью. А вот сестрички Сон я и Сима. Соня старше. У нее косы, а у Симы косички. На голове у Сони косынка. Соня работает на косилке.

Вася собирает гусей в стадо. Надо гнать их пастись. Впереди гусак - вожак. За гусаком гуси и гусята. Десять гусят, семь гусей. Хотел идти с ними полосатый кот. Но гусь его прогнал.

Вася свистнул Моську. Моська будет помогать. Близко лес, а в лесу лиса. У лисы голодные лисята. Лиса может унести гусенка или гуся.

На пути Вася встретил Саню. Саня удил рыбу и поймал сома. Саня хвастает. Но и Вася сумеет поймать сома.

II. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЯ 14, 15. Дифференциация звуков [с] [с’]

Задача. Дифференцировать звуки [с] [с’] в прямых слогах, слогах

со стечением согласных.

Сюжетно-игровая основа: «В гостях у гномов Cысоя и Буси».

План занятия

I. Игры «Твердо — мягко», «Камень - вата», «Наоборот».

Характеристики звуков [с] [с’] (согласный твердый, согласный мягкий).

Са-ся, ся-со; со-сё, сё-со; су-сю, сю-су; сы-си, си-сы; сэ-се, се-сэ; ся-ся-са, си-сы-сы; си-сы-сы, со-со-сё; се-се-сэ, су-сю-сю, сы-си-сы; са-ся-са, сё-со-сё, су-су-сю; ста-стя, сто-стё, сту-стю, сты-сти; стя-ста, стё-сто, стю-сту, сти-сты; смя-сма, смё-смо, смю-сму, сми-смы; сна-сне, сно-снё, сни-сны, сню-сну; сва-свя, сво-св,. свю-сву, сви-свы; спя-спа, спё-спо, спу-спю, спы-спи.

II. Игра «Повтори слона парами».

Са — ся:

оса — вся, сад — сядь, усатый - всякий, коса - косяк, полоса­тый — десятый; лиса — лисята, гусак - гусята, кусачки – висячий, досада — десятый, роса — поросята.

Со — сё:

Соло — сели, сом — Сема, сок – Васек, фасоль — осел; весомый — веселый, хлебосол — новосел, спросонок - поросенок, сотня — седла.

Сы — си:

сын — синька, сыр — кассир, сыпать - сито, сыч — лисичка, бусы — бусинки, косые — косички, косынка - косилка, посылка — носилки.

С — сь:

нос — ось, вес — весь, рис —рысь, лис — лисья, плюс - злюсь, тесно — тесьма, описка — опись, навес — навесь.

III. Игра «Телеграф». Проговаривание, деление сложных слов на слоги при помощи хлопков.

IV. Игра «Какой звук в слове?» Определение, в каких словах звук [с] звучит твердо, а в каких — мягко (по опорным картинкам).

V. Игра «Соня и Сеня играют в кубики». Соня и Сеня играют в кубики. Соня собирает кубики с нарисованными предметами, в на­званиях которых есть твердый звук [с], а Сеня — в названиях которых есть мягкий звук [с’]. Выстроить кубики по образцу: Соня — сыр. Сеня — персик.

VI. Игра «Один — много».

Гусенок — гусята;

лосенок —...

осленок —...

лисенок — …

совенок — …

осинка — …

сосенка — …

VII. Ответить на вопросы. Найти подходящие картинки (самосвал, коляска, бусы, самокат, сумка, санки, сом, соль, солнце, сапоги, сосулька, сумка, сухарь, сковорода, свинья):

Что у Сережи? – У Сережи самосвал.

Что у Насти? - …

Что у Светы? - …

Что у Семена? - …

Что у Славы? - …

Что у Ларисы? - …

На чем дети катаются с горы? – Дети катаются с горы на санках.

Какая рыба с усами? - …

Что освещает и согревает Землю? - …

Чем солят суп? - …

Что надевают на ноги в сырую погоду? - …

Что весной свисает с крыши? - …

В чем хозяйки носят продукты? - …

Как называется сухой хлеб? - …

На чем жарят рыбу? - …

Кто хрюкает? - …

VIII. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ 16, 17. Дифференциация звуков [с] [с’]

Задачи. Дифференцировать звуки [с] [с’] в предложениях и коротких текстах. Обучать отвечать на вопросы полным предложением.

Методические указания. Следить за выразительностью речи, интонацией.

Сюжетно-игровая основа. «Знайка и Незнайка в Стране правильных ответов».

План занятия

I. Игра «Найти лишний предмет» (по картинкам). Назвать картинку и раскрасить.

Гусеница, василек, бабочка.

Гусь, лось, мяч.

Осел, свинья, юбка.

II. Игра «Скажи правильно» (по картинкам).

Корабль смастерил Сережа.

Санки катаются на Свете.

Сосна стоит под скамейкой.

Кот Барсик сладко ест.

Самолет летит высоко под лесом.

Снежный ком катает Сашу.

III. Игра «Повтори тексты»

Сидела синица на сосне. Слетела с сосны на снег.

Сеня – спортсмен. На стадионе он играет в баскетбол.

Сестра рассказала Соне сказку про сову. Сова в сказке сидела на суку.

Из снега слепили снеговика. Засияло солнце, и снеговик растаял.

Начинается считалка:

На дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке — конец.

 

Петуху лиса толкует:

- Я за дружбу, за совет.

А петух и в ус не дует:

У него усов-то нет!

IV. Пересказ текста.

Такси

(по опорным картинкам)

Сеня и Люся едут на такси. Такси останавливается. Сеня и Люся выходят из такси. Вместе они идут в кинотеатр.

Вопросы. Кто едет на такси? Куда идут Сеня и Люся?

В саду

У нас в саду будет скамейка. Вася и Саня сделают ее сами. Их гости смогут посидеть в саду на скамейке.

Вопросы. Что будет в саду? Кто сделает скамейку? Что будут де­лать их гости?

 

Лес

Света и Соня идут в лес. В лесу высокие сосны. На сосне дети увидели сову, а над лесом — стаю уток.

Вопросы. Кто идет в лес? Какие сосны в лесу? Кого увидел дети?

V. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 18, 19. Дифференциация звуков [с] [с’]

Задача. Дифференцировать звуки [с] [с’] в самостоятельной речи.

Методические указания. Следить за соблюдением интонационной выразительности и четкостью дикции.

Игровая основа: «Мы - художники».

План занятия

I. Обведение контуров, раскрашивание и рисование картинок к потешкам, стихам, рассказам, пальчиковые игры.

Сам сказать сумей-ка:

«В саду стоит скамейка:

На скамейке сидит кот.

Он нам песенки поет».

 

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски.

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя!

II. Заучивание потешек и рисование по воздуху пальцами, ладош­ками соответственно тексту.

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облышка.

Сядь на пенек.

Погуляй весь денек.

 

Серенькая кошечка

Села на окошечко,

Хвостиком махала,

Деток поджидала.

 

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

 

Сани, сани сдут сами!

Через горы и леса

Едут сани — чудеса!

 

 

III. Игра «Не скажи, а покажи». Прослушивание стихов в аудиозаписи (или читает один из детей) и рисование руками по воздуху сюжета стихотворения.

Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

IV. Заучивание стихов.

Не бойся

Ты не бойся — это гусь,

Я сам его боюсь.

3. Александрова

Песенка

До свидания, сад, сад.

Все осинки спят, спят.

И мы сами спать пойдем,

Только песенку споем.

Спутник

Спутник, спутник,

Не ленись,

Полети к планетам

Ввысь!

V. Прочитать стихотворение, следя за мягкой акатой голоса, четкостью артикуляции, интонацией, темпом речи и логическим ударением во фразах.

Сани

У нас семеро саней

По семеро в сани

Мы уселись сами.

 

Снег

Сыпься, сыпься,

Снег, снег,

Посыпай

Всех, всех.

 

Снегопад

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду

Сосны, ели – все в снегу.

 

 

Горка

Сели дети на салазки.

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись

И скатились с горки вниз.

VI. Прочитать стихотворение, следя за мягкой атакой голоса, четкостью артикуляции, мелодико-интоннационной выразительностью голоса, темпом речи и логическим ударением во фразах.

Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

А. Барто

Веселье

Все смеялись,

Веселились,

А потом плясать

Пустились.

 

Кот и пес

Из кискиной миски пес

Сегодня «Вискас» унес,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

VII. Прочитать стихотворение сначала шепотом, медленно и предельно отчетливо, добиваясь правильной и выразительной артикуляции, затем – голосом средней силы, следя за дыханием и интонационной выразительностью голоса.

Веселые зверята

Семь рысят, семь поросят,

Семь гусят, семь лисят.

Рысята на ветке сидят.

Поросята вовсю голосят.

Гуськом семенят гусята.

Из кустов наблюдают лисята.

 

Сова

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит.

 

 

Скамейка

Сам пропеть сумей-ка:

В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он сам песенки поет.

 

VIII. Прочитать стихотворение сначала четко шепотом, затем громким голосом, следя за дыханием, интонационной выразительностью голоса и правильностью произношения твердого и мягкого звуков [с] [с’].

Там, где мама

Там, где мама,

Там и ласка.

Где бабуся,

Там и сказка.

 

Совы

Днем сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут-

На охоту летят.

 

Сказка

У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.

IX. Прочитать стихотворение, следя за правильностью дыхания, мягкой атакой голоса, четкостью артикуляции (тренировка подвижности, гибкости голоса, изменения тембра, умения использовать наиболее выгодные изменения высоты, силы, продолжительности звучания).

На песке

Лето. Садик. Сквозь кусток

Сохнет в садике песок.

Света с синими совками

На песке уселись с нами.

Сыплем мы сухой песок

Под скамейку и в носок.

(По Л. Успенской и М. Успенскому)

 

Осень

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

Ветер листья носит.

И. Лопухина

 

Кот

Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Нас увидит Васенька-

Ходит с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

В гости ходим с Васенькой,

Носим неустанно

Мясо и сметану.

X. Прочитать стихотворение сначала шепотом медленно и предельно отчетливо, добиваясь правильной и выразительной артикуляции, затем – голосом средней силы, следя за дыханием, интонационной выразительностью голоса, правильностью произношения твердого и мягкого звуков [с] [с’].

 

Сети

Сети у Симы,

Сети у Васи,

Сети у Сени,

Сети у Аси.

Осетры в сетях у Симы,

Сельди в сетях у Васи,

Семга в сетях у Се



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: