Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.




Вопросы к зачету по дисциплине «Методология научных исследований в строительстве»

1. Новые знания. Виды исследований.

2. Государственная политика Российской Федерации в области развития науки и технологий

3. Основные направления технической н инновационной деятельности Российской Федерации и за рубежом

4. Научно-технические проблемы в направленияхстроительства, их связь с экологическим проблемами, с приоритетным направлениями науки и критическими технологиями

5. Переработка и представления информации с помощью информационно-коммуникационных технологий.

6. Структура диссертации и автореферата

Автореферат:

В этом разделе желательно отразить следующие позиции:

- актуальность исследования;

- степень разработанности проблемы;

- цель и задачи исследования;

- предмет и объект исследования;

- методологическая, теоретическая и эмпирическая база иссле­дования;

- научные результаты, выносимые на защиту;

- научная новизна результатов исследования;

- теоретическая и практическая значимость работы;

- соответствие диссертации Паспорту научной специальности;

- апробация и реализация результатов исследования;

- публикации (с выделением публикаций по списку ВАК Минобрнауки России);

 

7. Правила оформления научно-исследовательских отчетов, ГОСТ 7.32-2001.

8. Определение терминов «методология научных исследований» и «метод в научных исследованиях».

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.

9. Основная функция метода

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта

Главные функции метода - регуляция и ориентация деятельности;

10. Основные различия теории и метода

Основные различия теории и метода состоят в следующем:

а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт последующей деятельности;

б) главные функции теории - объяснение и предсказание, метода - регуляция и ориентация деятельности;

в) теория - система идеальных образов, отражающих сущность объекта, метод - система правил для дальнейшего познания и изменения действительности.

11. Классификация методов познания

Рассмотрим важное разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Различаются объектами:

§ в эмпирическом познании объект - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.

§ теоретическом познании - теоретические идеальные объекты (идеализированные объекты, абстрактные объекты или теоретическе конструкты).

 

12. Законы формальной логики

В тетради

 

13. Классификация методов исследования

14. Методы эмпирического исследования

15. Методы теоретического познания. Формализация и аксиоматический метод

Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации - над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Аксиоматический метод - лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории.

 

16. Методы теоретического познания. Гипотетико-дедуктивный метод.

гипотетико-дедуктивный метод. Вместо аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза - знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Широко в физике, электротехнике, экономических науках. Требует хорошей математической подготовки.

17. Общие логические методы и приемы исследования. Анализ и синтез.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

18. Общие логические методы и приемы исследования. Абстрагирование. Обобщение. Идеализация.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

 

19. Общие логические методы и приемы исследования. Индукция Аналогия

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.
Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

20. Моделирование как метод исследования.

21. Модельная задача.

 

22. Вероятностно-статистические методы исследования

23. Определение и назначение системного анализа

Системный анализ — это научно-методологическая дисциплина, которая изучает принципы, методы и средства исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.

Главной задачей системного анализа является разрешение проблемной ситуации, возникшей перед объектом проводимого системного исследования. Системный анализ занимается изучением проблемной ситуации, выяснением её причин, выработкой вариантов её устранения, принятием решения и организацией дальнейшего функционирования системы, разрешающего проблемную ситуацию

Следующей важной задачей системного анализа является проблема принятия решения

Другой важной задачей системного анализа является исследование процессов целеобразования, их изучение и разработка средств работы с целями (формулирование, структуризация или декомпозиция целевых структур, программ и планов, а также связей между ними), и это зачастую оказывается более трудной задачей, чем последующий выбор лучшего решения.

ажное место в системном анализе занимают и задачи организации, в том числе проблемы управления в иерархических системах, выбор оптимальной структуры, оптимальных режимов функционирования, оптимальной организации взаимодействия между подсистемами и элементами и другие организационные задачи

Задачей системного анализа является конструирование имитационных систем любой сложности, однако следует отметить, что в системных исследованиях не преследуется цель создания некоей «супермодели», речь идёт о разработке частных моделей, каждая из которых решает свои специфические вопросы

24. Возникновение и развитие системных представлений.

25. Структура системы. Признаки системности

Под системой понимается некоторое множество взаимосвязанных частей - компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке времени.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Организованность — сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения).

Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой.

Структурность — это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними

26. Классификация систем.

 


 

27. Этапы системного анализа.

28. Синергетика как теория развития открытых систем

29. Критерии патентоспособности

· Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники; имеет изобретательский уровень, если для специалиста в данной отрасли оно не очевидно.

· Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

· К условиям патентоспособности полезной модели относятся только два критерия: новизна и промышленная применимость, которые определяются так же как и для изобретения

30. Виды патентов

Патент – это документ, выданный государственным органом и удостоверяющий авторство и право на изобретение. Выдача патента осуществляется в соответствии с законодательством.
Существует несколько типов патента:
— на изобретение,
— на полезную модель,
— на промышленный образец,
— на селекционное достижение.

31. Правила составления и подачи заявки на изобретение

32. Цели патентного поиска

33. Имитационные методы как способ описания самоорганизованных систем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: