Технологическая карта урока. Примеры применения модульной технологии.




Лекция. Модульное обучение на уроках истории

Сущность технологии модульного обучения.

Разработка модульной программы.

Технологическая карта урока. Примеры применения модульной технологии.

1. Теоретической основой модульного обучения являются труды П.А.Юцявичене, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова.

Урок с элементами модульного обучения по эффективности и практической направленности адаптивный. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.

Цель модульного обучения - развитие самостоятельности учащихся, умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно:

1. Научиться выводить совместно с учениками целеполагание и тему урока.

2. Знать дидактирование задачи каждого этапа модуля урока.

3. Умело отбирать содержание учебного материала.

4. Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.

5. Определять обученность по итогам контрольных работ тестов, тематического учета знаний.

6. Уметь составлять развивающие и обучающие модульные карточки.

7. Научиться составлять диагностические тесты.

8. Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.

9. Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на трех уровнях.

10. Знать логику усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации).

11. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия (УЗ): УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний; УЗ закрепления знаний; УЗ обобщения и систематизации знаний; УЗ комплексного применения знаний; УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся, рефлексия деятельности.

12. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).

Польза такого обучения огромна, т.к. дети пропускают все этапы урока через себя (самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция), и на уроке доминирующая роль на уроке принадлежит ученику.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Сердцевина модульного обучения учебный модуль, включающий:

- законченный блок информации;

- целевую программу действий ученика;

- рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Отличие от других систем:

- содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах, которые усваиваются в соответствии с поставленной целью;

- изменяется форма общения учителя с учениками;

- ученик работает большую часть времени самостоятельно;

- ребенок учится самопланированию и самоконтролю;

- отсутствует проблема индивидуального консультирования.

Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:

· гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализции, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся).

· Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.

· Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.

· Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.

· Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.

· Вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов, качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.

Практика доказывает перспективность модульной технологии, т.к. она объединяет в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Универсальность состоит в том, что можно сочетать традиционную систему обучения с модульной, использовать методику погружения, методику развивающего обучения, КСО.

Технология модульного обучения носит вариативный характер и может быть представлена наряду с некоторым стандартом целым рядом различных моделей. Важно воспользоваться идеей, а варианты возможны самые разнообразные.

Это особенно важно учитывать на уроках истории. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11 класс), в 7-9 класс можно проводить уроки-модули по отдельным темам. В 5-6 класс уместно использовать карточки развивающего обучения, а полностью урок-модуль провести трудно. В среднем звене, а особенно в 5-6 класс наряду с традиционными уроками следует проводить нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок - КВН, урок-турнир и др. В 10-11 класс более продуктивными становятся уроки, составленные по модульной технологии.

Принципиально меняется деятельность учителя на уроке. Его главная задача разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, т.е. осуществляет мотивационно-рефлексивное управление.

 

2. Специальная лексика, которая будет использована далее:

Технология - совокупность методов.

Модуль - "функциональный" узел, основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

Блок-модуль - система учебных элементов (УЭ). Блок-модуль характеризуется цельностью и завершенностью, полнотой и логичностью построения учебного материала.

Инновация - новшество, нововведение.

Интегрировать - объединять элементы в целое.

Мотивация - обоснование, доводы.

Структурировать - выстраивать учебный материал.

Рефлексия - осознание человеком своей деятельности и ее существенных результатов, анализ. Рефлексия выполняет функцию обратной связи.

Работа над модульной программой. Основное средство модульного обучения - модульная программа. Она дает возможность планировать результаты обучения, представлять тему в системе. Начиная первый урок, учитель знает, что будет делать на 5 или 6 уроке.

Этапы создания модульной программы:

1. Определение уровня знаний и умений учащихся перед изучением конкретной темы.

2. Отбор учебной информации, подлежащей усвоению.

3. Формирование КДЦ, ИДЦ и ЧДЦ.

4. Отбор учебного материала для отдельных модулей и УЭ.

5. Отбор учебного материала для отдельных модулей в обучающие элементы (модули, УЭ).

6. Отбор и сочетание традиционных и инновационных методов обучения.

7. Выбор средств диагностики качества обученности школьников по данной теме.

8. Выведение умозаключения (резюме).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: