МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ




Одним из направлений самостоятельной работы является включение студентов в научно-исследовательскую работу, завершающим этапом которой становится выполнение курсовых и дипломных работ.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами. Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами. Работа студента над курсовой работой носит исследовательский характер и требует овладения основными методами научного исследования. Важнейшими методами исследования, используемые студентами при выполнении курсовых работ являются: изучение психолого-педагогической литературы и других источников, наблюдение, эксперимент, изучение опыта работы, беседы, анкетирование и интервьюирование, математические методы обработки количественных результатов.

Тематика студенческих исследований должна быть разработана с учетом специфики каждого факультета, научных интересов кафедры и самих студентов, а также запросов органов образования: изучение особенностей познавательной и потребностно-мотивационной сфер личности учащихся разных возрастов, психолого-педагогические основы развивающего обучения, изучение возможностей становления профессионально значимых качеств будущего учителя у студентов разных факультетов.

При организации исследования преподаватели кафедры исходят из того, что студент должен: научиться самостоятельно ставить научный психолого-педагогический эксперимент; обрабатывать и обобщать результаты исследования; в стройной, логической последовательности излагать свои мысли.

Выполнение курсовой работы включает в себя следующие этапы:

I. Выбор темы.

II. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

III. Определение задач исследования и обоснования его актуальности, новизны и практической значимости.

IV. Составление плана исследования и разработка его методики.

V. Проведение исследования (сбор и накопление фактов); анализ его результатов и сопоставление их с литературными и другими данными. Формулировка выводов и практических рекомендаций.

VI. Оформление работы.

VII. Заключительный этап. Защита курсовой работы.

Важной составной частью исследования являются анализ, обобщение и систематизация собранного фактического материала, его объективная оценка и интерпретация, подготовка выводов и рекомендаций.

На этом этапе производится литературное оформление работ.

Оформление работы.

Объем курсовой работы, не считая приложений, должен составлять от 30 до 50 страниц. Структура ее имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основной текст работы.

5. Заключение.

6. Литература.

7. Приложения.

Защита курсовой работы проводится публично, в присутствии других студентов и желающих присутствовать при этом. В ходе защиты студент излагает содержание работы в течение 10 минут, отвечает на вопросы.

При оценке качества курсовых исходят из следующих критериев:

1. Актуальность темы.

2. Новизна и оригинальность работы.

3. Элементы научного исследования.

4. Возможность практического использования.

5. Использование внепрограмной литературы.

6. Оформление работы.

7. Умение представить исследование.

По существу работа над темой начинается со знакомства с литературой по проблеме, выясняется, насколько она обеспечена источниками и освещена.

Существует традиционнаясхема библиографического поиска литературы, основой которой является справочный аппарат библиотеки, представленный каталогами, картотеками и справочно-библиографическим фондом. В каталогах и картотеках отражена литература, имеющаяся в фондах библиотеки. Справочно-библиографический фонд представлен энциклопедиями, словарями, библиографическими и информационными пособиями. При работе по подбору литературы студент может воспользоваться услугами системы МБА (межбиблиотечный абонемент).

Существенное значение в процессе работы над библиографией имеет методический аспект её составления, при этом нужно выделять следующие характеризующие книгу данные: автор (фамилия, имя, отчество), название книги, издательство, год издания, общее количество страниц, примечания (повторное издание, рецензии на книгу и т.п.). Для журнальной или газетной статьи указывается: автор, название статьи, название журнала или газеты, год и номер выпуска, страницы, на которых помещена статья.

Библиография курсовой работы должна быть просмотрена научным руководителем, который даёт ей оценку, корректируя дальнейшую работу. Правильно и хорошо составленная библиография является одним из показателей зрелости автора как исследователя.

Знакомство с литературой позволяет студенту выявить круг вопросов, которые уже освещались до этого. Кроме этого, изучение литературы покажет, насколько тема разработана и, главное, какие имеются спорные вопросы. Это даст возможность студенту уточнить тему курсовой работы, её план; нацелить его на поиск недостающих исходных данных.

Для целенаправленного изучения курсовой темы важным моментом является составление плана. Ошибку допускают те студенты, которые составляют план на завершающем этапе работы. При такой постановке вопроса работа ведётся стихийно и в конечном итоге обречена на большие неудобства и даже на неудачу. План разработки темы должен способствовать более полному раскрытию наиболее важных сторон её содержания, выявить направления поиска решения поставленных задач. Вместе с тем он должен подсказать определённое решение (хотя ещё в самых общих чертах) темы и её составных частей - глав и параграфов. Учитывая, что составление плана довольно длительный процесс, тесно связанный с другими этапами работы, необходимо постоянно консультироваться с научным руководителем по поводу проблемной направленности работы и её структуры.

Окончательный вариант плана утверждается научным руководителем и после этого становится обязательным документом. Изменение плана допускается только с разрешения научного руководителя.

Завершающим этапом разработки темы, перед написанием курсовой работы, является сплошная, обработка собранного студентом материала, именно сплошная, так как многие удовлетворяются лишь частичной обработкой «по свежим следам», не дожидаясь сбора всего материала. Суть сплошной обработки заключается в том, что студент перечитывает и упорядочивает материал, отбирая необходимый, и распределяет его сообразно плану работы.

Общие правила оформления.

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, грамотным, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо связанных между собой логически, допускающих двойное толкование.

При оформлении следует знать, что заполняется только одна сторона листа формата А 4 (210 х 297 мм). Текст работы следует писать (печатать), соблюдая следующие размеры полей: снизу и сверху - 2 см., слева - 3,5 см., справа - 1 см.

Заголовки пишутся прописными буквами и располагаются в середине строки без точки в конце, не подчёркивая. Каждую главу необходимо начинать с новой страницы.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом (т. ж. можно перепечатать конкретные страницы).

Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в курсовой работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке.

Все таблицы должны иметь заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. В случае, если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут «Продолжение табл. 2».

Формулы выписываются аккуратно, черным цветом (если нет возможности напечатать). Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, например: «В формуле (2)...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.

Ссылки на литературные источники. По контексту текста курсовой работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в тексте курсовой работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника. Примеры:

Б. Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отнощений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведенияноситель нравственного поведения» [4, с. 52].

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.].

Список литературы. В список литературы включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва — М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: