Радикальные экономические реформы. «Шоковая терапия»




Лекция 13. Особенности социально-экономического развития

России в конце XX века

 

1. Радикальные экономические реформы. «Шоковая терапия»

2. Программа приватизации собственности

3. Финансовый кризис 17 августа 1998 г.

 

Радикальные экономические реформы. «Шоковая терапия»

 

Разработка принципов радикальной экономической реформы началось ещё осенью 1991 года. 28 октября 1991 года, на V съезде народных депутатов РСФСР, Президент объявил о необходимости немедленного перехода к радикальному экономическому реформированию, предупредив, что это связано с серьёзными трудностями, которые предстоит пережить россиянам.

Уже в ноябре 1991 года ряд экономистов при поддержке вице-президента А. Руцкого, выступили против «шоковой терапии», а обсуждение проектов, подчас, не имеющих ничего общего с реальностью, вызывало панические настроения у людей, обеспокоенных тем, что возможна очередная конфискационная денежная реформа. Спровоцированный этим ажиотажный спрос опрокинул и без того крайне шаткое положение на рынке потребительских товаров. Резко обострилась нехватка товаров первой необходимости, распределение которых осуществлялось по талонно-карточной системе.

Тяжёлое положение сложилось в сфере финансов. Быстро растущий объем денежной массы разгонял и без того высокую инфляцию, что крайне неблагоприятно сказывалось на общей экономической ситуации. Все больше предприятий переходило к прямому товарообмену, получившему название – бартер. Деньги переставали играть роль важнейшего регулятора экономики.

К концу 1991 года дефицит товаров стал тотальным, даже введение нормированной продажи, посредством талонов, карточек, визиток не могло остановить стремительное ухудшение ситуации. К концу года правительство всерьез опасалось возможности голода.

В этих условиях продолжать дискуссии и разрабатывать долговременную пошаговую программу не было ни времени, ни возможности. Необходимо было немедленно действовать, иначе ситуация грозила окончательно выйти из-под контроля властей.

Для обеспечения проведения реформ обязанности главы правительства возложил на себя Б. Ельцин, назначив первым вице-премьером, ответственным за «экономический блок» 35-летнего ученого-экономиста Е. Гайдара.

В качестве базового принципа проведения реформ была провозглашена идея монетаризма, понимаемая, как осуществление жесткого контроля за обращением денег в стране, соблюдением баланса государственных расходов и доходов и возвращение рублю роли главного регулятора экономической жизни.

Первой мерой в этом направлении стала начавшаяся 2 января 1992 года либерализация цен (кроме транспорта, хлеба и некоторых других социально значимых товаров).

Для быстрого наполнения внутреннего рынка был установлен «нулевой тариф» на импорт и сняты все количественные ограничения на экспорт готовой продукции (сохранялись лишь квоты на топливно-энергетический и сырьевой экспорт).

Чтобы активизировать рыночный товарооборот и быстро ликвидировать монополию госторговли, 29 января 1992 года Президент РФ подписал указ «О свободе торговли», дававший возможность заниматься торговлей каждому кто пожелает и где пожелает.

Результатами столь радикальных мер стало то, что на магазинных полка появилось большое количество уже позабытых товаров, однако, ожидаемый скачек цен оказался настолько велик, что товарное изобилие стало следствием не только увеличения предложения товаров на рынке, но и резкого снижения платежеспособности населения.

В первые дни нового, 1992 года, отвечая на недовольство, связанное с резким ростом цен, Б. Ельцин сообщил, что согласно расчетам экономистов рост цен прекратится в течении 1-2 месяцев, спад производства, начавшийся 1991 году, ускорится, но к лету 1992 года остановится, произойдет ожидаемая стабилизация, а к осени начнется экономический рост.

Весной 1992 года можно было подвести первые итоги деятельности «правительства реформ».

Освобождение цен от госконтроля привело к такому их росту, который оказался неожиданным для правительства. Вместо первоначально обещанного двух-трехкратного повышения цен на многие основные товары они выросли в 10—12 раз.

 

Не слишком оптимистично складывалась ситуация в сфере материального производства. В промышленности наблюдалось сокращение объемов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий весной 1992 г. все более острым становился платежный кризис. Резко увеличилась взаимная задолженность предприятий, усилился дефицит платежных средств.

Нелегким было положение в аграрном секторе. В результате проводимого курса «неперспективным», часто дотационным, колхозам и совхозам были значительно урезаны масштабы финансовой поддержки, в то же время фермерское движение получило преимущественно моральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, материально-технического и правового обеспечения.

Жесткая бюджетная политика привела к снижению темпов инфляции. После всплеска в январе 1992 г. в феврале ее уровень составил уже 38,3%, в марте — 30%, в апреле — 22%, в мае — 12%. Объем же производства понижался высокими, но вполне допустимыми, по мнению правительства, темпами: по сравнению с декабрем 1991 г. ВВП сократился в январе 1992 г. на 3,9%, в феврале — на 6,9, в марте — на 7,2, в апреле — на 11,7%.

Эта политика включала резкое сокращение расходных статей, куда включались затраты на отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, коммунальная сфера), закупки вооружений, централизованные инвестиции, бюджетные дотации и субсидии территориям и предприятиям.

Рубежным в плане изменения экономического курса и складывания новой конфигурации прореформистских сил стал VI Съезд народных депутатов России, работавший в апреле 1992 г. На съезде деятельность правительства была подвергнута резкой критике. За согласие депутатов дать возможность правительству работать до декабря 1992 года пришлось заплатить серией важных уступок, которые вносили существенные коррективы в экономическую политику и на многие годы определили лицо российских реформ.

В Российской Федерации компромисс между либералами-рыночниками и «старой» хозяйственной элитой начинает оформляться весной—летом 1992 г. Он нашел свое выражение в смягчении денежно-кредитной политики и восстановлении льготного кредитования предприятий, а также в привлечении в правительство представителей директорского корпуса. Уже в мае 1992 г. под влиянием лоббистских групп вновь началось, пока, правда, нешироко, выделение государственных средств некоторым группам предприятий. Тогда же вице-премьерами были назначены управленцы советских времен В.Черномырдин, В.Шумейко.

Опасаясь открытого социального взрыва, неизбежного при последовательном проведении гайдаровской политики финансовой стабилизации (в этом случае должна была обанкротиться почти половина предприятий как нерентабельные и малорентабельные), и испытывая давление различных политических сил, Б. Ельцин внес существенные изменения в правительственный курс. В июне—августе 1992 г. правительство и Центральный банк предприняли меры по дополнительному кредитованию и отраслей, и регионов: сельского хозяйства, угольной и некоторых других отраслей промышленности, северных районов, отсрочке и частичному погашению за счет госбюджета ранее выданных кредитов, введению новых налоговых и таможенных льгот, кредитованию предприятий под чрезвычайно льготный процент. А в сентябре—октябре 1992 г. был произведен взаимозачет долговых платежей предприятий, резко увеличивший их оборотные средства и общий объем предложения денег.

В результате этих мер снова резко выросли темпы инфляции, окончательно уничтожившей те небольшие сбережения, которые удавалось сделать советским гражданам за свою жизнь.

Еще одной проблемой становится нехватка наличных денег, их просто не успевали печатать, отсюда рост задолженностей по выплатам зарплат, пенсий, пособий (к 1 июня – 150 млрд. руб.).

Статистические показатели итогов 1992 г. не удовлетворяли — хотя и по разным причинам — ни одну из политических сил. На продовольственные товары цены выросли в 26 раз, реальные доходы населения составили 44% от уровня начала года, доля расходов семьи на питание в среднем превышала 60%. Прямые потери населения по вкладам составили около 500 млрд руб. По производству национального дохода страна оказалась отброшена к уровню 1976 г., а по уровню потребления — к середине 60-х годов. Вопреки прогнозам, в трудной ситуации оказались не только отсталые производства, но и технически современные предприятия. Практически прекратились инвестиции. Без финансовой поддержки государства ухудшалось положение в сельском хозяйстве. Тяжелый удар был нанесен интеллектуальному потенциалу общества: сокращение ассигнований на науку, высшую школу спровоцировало массовый исход из исследовательских учреждений в коммерцию, началась «утечка мозгов» за рубеж, резко сократился приток в науку молодежи. На «голодный паек» были переведены и другие бюджетники: средняя школа, здравоохранение, система социального обеспечения, учреждения культуры. Для государства все эти сферы надолго выпали из числа приоритетных.

«Реформаторам» не удалось решить и главную из поставленных ими задач — добиться бездефицитного бюджета и сбить инфляцию. После апрельского профицита в мае 1992 г. бюджетный дефицит вырос до 5,2% ВВП, в июне составил 17, в августе — 19,6%, что осенью вновь привело к всплеску инфляции. В сентябре она составила 11,5, в октябре — 22,9, в ноябре — 26,1, а в декабре — 25,4%, т.е. уже к октябрю 1992 г. страна вновь оказалась на грани гиперинфляции. В декабре 1991 г. соотношение рубля и доллара равнялось 1:20, в середине 1992 г. предполагалось удержать его на отметке 1:60, в декабре за один доллар давали уже 308 рублей, а летом 1993 г. — более 1000.

После того как в декабре 1992 года главой правительства становится В. Черномырдин, приоритетными задачами провозглашаются: финансовая стабилизация и приватизация государственной собственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: