Конституция Королевства Испании (1978)




ЗАДАНИЕ

 

 

1. Изучите предложенные документы, которые рисуют положение современного парламентского монарха.

2. Каковы его функции, статус?

3. Каковы правила перехода престола?

4. В чём разница между положением монарха в Японии и Испании?

 


КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ

Промульгирована 3 ноября 1946 г. Вступила в силу 3 мая 1947 г.

 

Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию. Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ. Это принцип, общий для всего человечества, и на нем основана настоящая Конституция. Мы отменяем все конституции, законы, указы и рескрипты, противоречащие настоящей Конституции. Мы, японский народ, желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеалов, определяющих отношения между людьми; мы полны решимости обеспечить нашу безопасность и существование, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды..Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам – долг для всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами. Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все сипы, мы достигнем этих высоких идеалов и целей.

Глава I. Император.

Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.

Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регентство, регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора. В этом случае применятся абзац первый предыдущей статьи.

Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента. Император назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства: промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей; объявление всеобщих парламентских выборов; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах; пожалование наград; подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом; прием иностранных послов и посланников; осуществление церемониала.

Статья 8. Никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.

Глава II. Отказ от войны.

Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.


 

Конституция Королевства Испании (1978)

Дон Хуан Карлос I, Король Испании,

всем, кто увидит и поймет настоящий Акт.

Знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил следующую Конституцию:

 

Преамбула

 

Испанская Нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность и обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о стремлении:

гарантировать демократическое сосуществование в рамках Конституции и законов в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком; установить правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, как выражение воли народа;

обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов;

способствовать прогрессу культуры и экономики для обеспечения всем достойного уровня жизни;

создать передовое демократическое общество и взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли.

В соответствии с этим Кортесами одобрена и испанским народом утверждена следующая Конституция.

 

Вводный раздел

Статья 1. 1. Испания конституируется как правовое, социальное и демократическое государство, которое провозглашает высшими ценностями правопорядка свободу, справедливость, равенство, политический плюрализм.

2. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства.

3. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия.

 

Раздел II. О Короне

Статья 56. 1. Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он - арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов - осуществляет высшее представительство Испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами.

2. Его титул - Король Испании, и он может пользоваться другими титулами, относящимися к Короне.

3. Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности. Его акты всегда должны контрасигнироваться в порядке, установленном в статье 64; без этого акты не имеют силы, за исключением положений, предусмотренных в пункте 2 статьи 65.

Статья 57. 1. Корона Испании наследуется преемниками Его Величества дона Хуана Карлоса I де Бурбон, законного наследника исторической династии. Наследование трона осуществляется в соответствии с правилами первородства и представительности с предпочтением предшествующей родственной линии более дальней; в случае одинаковой линии - более близкого родства более дальнему; при одной и той же степени родства - мужчине перед женщиной, а в случае одного пола - старшему по возрасту перед младшим.

2. Наследный принц со дня своего рождения или со времени, когда он будет провозглашен таковым, приобретает титул Принца Астурийского и другие титулы, традиционно относящиеся к наследнику Короны Испании.

3. По угасании всех ветвей династии, имеющих право на наследование Короны, Генеральные кортесы заботятся о форме наследования Короны, наилучшим образом отвечающей интересам Испании.

4. Если лица, имеющие право на наследование трона, вступают в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов, то они лишаются, как и их потомки, права наследования Короны.

5. Отречение и отказ и все любые сомнения по существу или о праве, связанные с наследованием Короны, разрешаются органическим законом.

Статья 59. 1. Если Король несовершеннолетний, отец или мать Короля, а при их отсутствии совершеннолетний ближайший из наследников Короля родственник, в соответствии с установленным Конституцией порядком, осуществляет функции Регента до тех пор, пока Король несовершеннолетний.

2. Если Король окажется неспособным осуществлять свою власть и эта неспособность признана Генеральными кортесами, Наследный принц, если он совершеннолетний, немедленно приступает к осуществлению регентских функций. Если же последний несовершеннолетний, то действует порядок, предусмотренный в предыдущем пункте, вплоть до достижения Наследным принцем совершеннолетия.

3. При отсутствии лица, могущего осуществлять регентство, последнее устанавливается Генеральными кортесами в составе одного, трех или пяти человек.

4. Чтобы осуществлять регентство, необходимо быть испанцем и совершеннолетним.

5. Регентство осуществляется в силу конституционного мандата и всегда от имени Короля.

Статья 60. 1. Опекуном несовершеннолетнего Короля будет лицо, которое назначит в своем завещании покойный Король, при условии, что это лицо будет совершеннолетним и испанцем по рождению; если это лицо не было назначено, опекунами станут отец или мать до тех пор, пока они являются вдовцами. Если таковых нет, опекуна назначают Генеральные кортесы, но не могут совмещаться обязанности Регента и опекуна, за исключением отца, матери или прямых предков Короля.

2. Осуществление опеки в равной мере несовместимо с любой должностью или представительством политического характера.

Статья 61. 1. Король при его провозглашении приносит присягу перед Генеральными кортесами в том, что будет добросовестно исполнять свои функции, соблюдать и обеспечивать соблюдение Конституции и законов, а также уважать права граждан и автономных сообществ.

2. Достигший совершеннолетия Наследный принц, Регент или Регенты, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят такую же присягу, а также присягу в верности Королю.

Статья 62. В обязанности Короля входит:

а) санкционирование и промульгация законов;

b) созыв и роспуск Генеральных кортесов и назначение выборов согласно условиям, установленным Конституцией;

с) назначение референдума в случаях, установленных Конституцией;

d) предложение кандидата в председатели Правительства и, в случае необходимости, когда это установлено условиями Конституции, его назначение и прекращение его функций;

е) назначение и смещение членов Правительства по предложению его председателя;

f) скрепление своей подписью декретов, принятых в Совете министров, назначение гражданских и военных служащих, пожалование почетных званий и награждение орденами в соответствии с законами;

g) получение информации о государственных делах и председательствование с этой целью на заседаниях Совета министров, когда это он сочтет необходимым, по просьбе председателя Правительства;

h) осуществление верховного командования вооруженными силами;

i) осуществление права помилования в соответствии с законом, который не может предусматривать всеобщих амнистий;

j) осуществление высшего покровительства королевским академиям.

Статья 63. 1. Король назначает послов и других дипломатических представителей. Иностранные представители в Испании аккредитуются при нем.

2. Королю принадлежит право выражать согласие государства о принятии на себя международных обязательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами.

3. На обязанности Короля с предварительного согласия Генеральных кортесов лежит объявление войны и заключение мира.

Статья 64. 1. Акты Короля скрепляются подписью председателя Правительства и в случае необходимости соответствующими министрами. Предложение кандидата и назначение председателя Правительства, а также объявление об отставке последнего, предусмотренное статьей 59, скрепляется председателем Конгресса.

2. За акты Короля несут ответственность лица, скрепившие их своей подписью.

Статья 65. 1. Король получает из государственного бюджета общую сумму на содержание своей семьи и Двора и свободно распоряжается ею.

2. Король сам назначает и освобождает от должности военных и гражданских служащих своего Двора.

Статья 91. Король в пятнадцатидневный срок утверждает законы, одобренные Генеральными кортесами, промульгирует их и отдает распоряжение об их немедленной публикации.

Статья 92. 1. Политические решения, имеющие особую важность, могут быть переданы на консультативный референдум всех граждан.

2. Референдум назначается Королем по предложению председателя Правительства, первоначально одобренному Конгрессом депутатов.

3. Органический закон определяет условия и процедуру проведения различных видов референдума.

Статья 97. Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной государства. Оно осуществляет исполнительную власть и регламентарную власть в соответствии с Конституцией и законами.

Статья 99. 1. После каждого обновления состава Конгресса депутатов и в других предусмотренных Конституцией случаях Король после консультаций с представителями политических партий, представленных в парламенте, предлагает через председателя Конгресса кандидата на пост председателя Правительства.

2. Кандидат, предложенный в соответствии с положениями предыдущего пункта, вносит на обсуждение Конгресса депутатов политическую программу Правительства, которое он намерен сформировать, и просит палату о доверии.

3. Если Конгресс депутатов абсолютным большинством голосов своих членов выражает доверие предложенному кандидату, Король назначает его председателем Правительства. Если указанное большинство не будет получено, то же предложение будет снова поставлено на голосование спустя сорок восемь часов после предыдущего, и доверие считается полученным, если за него подано простое большинство голосов.

4. Если после голосований не будет получено доверие по инвеституре, то последующие предложения производятся в порядке, предусмотренном предыдущими пунктами.

5. Если по истечении двухмесячного срока со времени первого голосования ни один из кандидатов не получит доверия Конгресса, Король по получении контрасигнатуры председателя Конгресса распускает обе палаты и назначает новые выборы.

Статья 100. Остальные члены Правительства назначаются и отстраняются от должности Королем по предложению его председателя.

Статья 114. 1. Если Конгресс отказывает в доверии Правительству, последнее подает Королю заявление об отставке, после чего назначается председатель Правительства в соответствии с положениями статьи 99.

2. Если Конгресс принимает резолюцию порицания, Правительство подает Королю заявление об отставке и кандидат, представленный этой резолюцией, рассматривается как получивший доверие палаты в соответствии со статьей 99. Король назначает его председателем Правительства.

Статья 115. 1. Председатель Правительства после обсуждения Советом министров и под свою исключительную ответственность может предложить роспуск Конгресса, Сената или Генеральных кортесов, который осуществляется декретом Короля. Декрет о роспуске должен указывать дату.

Статья 117. 1. Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, представляющими эту власть, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и которые подчиняются исключительно закону.

2. Генеральный совет судебной власти является ее органом управления. Органический закон определяет его статус, режим несовместимости его членов, а также их функции, в частности при назначении, продвижении по службе, при инспектировании и в поддержании дисциплинарного режима.

3. Генеральный совет судебной власти включает председателя Верховного суда, который председательствует в этом Совете, и двадцать членов, назначаемых Королем на пятилетний срок. Двенадцать из них назначаются из числа судей и магистратов всех категорий в соответствии с положениями органического закона; четыре - по предложению Конгресса депутатов и четыре - по предложению Сената, избираемых в обоих случаях большинством в три пятых голосов из числа адвокатов и других юристов, чья компетентность общепризнана и проработавших более пятнадцати лет в своей профессии.

Статья 123. 1. Верховный суд, чья юрисдикция распространяется на всю Испанию, является высшей судебной инстанцией во всех областях, за исключением относящихся к конституционным гарантиям.

2. Председатель Верховного суда назначается Королем по предложению Генерального совета судебной власти в порядке, определяемом законом.

Статья 124. 4. Генеральный прокурор государства назначается Королем по предложению Правительства и по выслушивании мнения Генерального совета судебной власти.

Статья 159. 1. Конституционный суд состоит из 12 членов, назначаемых Королем; из них четверо - по предложению Конгресса, принимаемому большинством в три пятых голосов его членов; четверо - по предложению Сената, принимаемому таким же большинством; двое - по предложению Правительства и двое - по предложению Генерального совета судебной власти.

Статья 160. Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по предложению полного состава этого Суда на трехлетний срок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: