СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Сформулируйте и определите цели и задачи, объект и предмет психологии детей со сложными недостатками развития.
2. Охарактеризуйте современную классификацию сложных нарушений развития. Покажите многообразие сложных и множественных нарушений развития.
3. Какова этиология сложных и множественных нарушений развития?
4. Определите факторы, влияющие на возникновение сложных недостатков развития.
5. Разведите понятия «сложные недостатки развития» и «сложная структура дефекта».
6. В чем заключаются основные проблемы ранней диагностики детей со сложными недостатками развития?
7. Каковы главные трудности дифференциальной диагностики сложных нарушений развития?
8. Какие причины могут привести к возникновению сложных и множественных нарушений развития?
9. Расскажите о вариантах сложных и сочетанных нарушений у детей.
10. Охарактеризуйте генетические и экзогенные формы заболеваний при комбинированном нарушении развития.
11. Назовите основные задачи психолого-педагогического изучения детей со сложными недостатками развития.
12. В чем заключатся особенности клинико-психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития?
13. Охарактеризуйте особенности психического развития слепоглухих детей?
14. Каковы основные задачи, пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения и слуха?
15. Охарактеризуйте особенности психического развития детей со сложными недостатками развития при нарушениях слуха и интеллекта?
16. Каковы основные задачи, пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха и интеллекта?
17. Каковы главные особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и интеллекта?
18. Каковы основные задачи, пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками зрения и интеллекта?
19. Охарактеризуйте особенности психического развития детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата и интеллекта?
20. Что представляет собой отечественная система специализированной помощи детям с недостатками опорно-двигательного аппарата и интеллекта?
21. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
22. Задачи специального дошкольного и школьного воспитания и образования детей со сложными и множественными нарушениями.
23. Охарактеризуйте систему психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями развития в нашей стране.
24. Охарактеризуйте проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями развития в семье.
25. В чем вы видите основную цель психологической помощи семьям, воспитывающим детей со сложными и множественными нарушениями?
26. Какова роль специального психолога в семейном воспитании ребенка со сложными недостатками развития?
27. Охарактеризуйте основные направления психолого-педагогической помощи ребенку со сложными недостатками развития.
28. В чем заключаются психолого-педагогические основы развития, обучения и воспитания детей и подростков со сложными нарушениями развития.
29. Расскажите о возможностях системы специального образования РФ применительно к детям со сложными недостатками развития.
30. Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии детей со сложными недостатками развития.
31. Профилактика вторичных нарушений
32. В чем вы видите основные проблемы отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.
7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Объект и предмет, цели, содержание психологии детей со сложными недостатками развития.
2. Современная отечественная классификация сложных нарушений развития. Полиморфность сложных и множественных нарушений развития.
3. Этиология сложных и множественных нарушений развития.
4. Возможные причины и факторы, влияющие на возникновение сложных недостатков развития.
5. Соотношение понятий «сложные недостатки развития» и «сложная структура дефекта психического развития».
6. Основные проблемы ранней диагностики детей со сложными недостатками развития.
7. Трудности дифференциальной диагностики сложных недостатков развития.
8. Варианты сложных и сочетанных нарушений у детей.
9. Генетические и экзогенные формы заболеваний при комбинированном нарушении развития.
10. Основные задачи психолого-педагогического изучения детей со сложными недостатками развития.
11. Особенности клинико-психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития?
12. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения и слуха.
13. Основные задачи, пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения слепоглухих детей.
14. Особенности психического развития детей со сложными недостатками развития при нарушениях слуха и интеллекта.
15. Основные задачи, пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха и интеллекта.
16. Главные особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и интеллекта.
17. Основные задачи, пути и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками зрения и интеллекта.
18. Особенности психического развития детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата и интеллекта.
19. Система специализированной помощи детям с недостатками опорно-двигательного аппарата и интеллекта в Российской Федерации.
20. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
21. Задачи специального дошкольного и школьного воспитания и образования детей со сложными и множественными нарушениями.
22. Система психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями развития в Российской Федерации.
23. Охарактеризуйте проблемы воспитания ребенка со сложными нарушениями развития в семье.
24. Основная цель психологической помощи семьям, воспитывающим детей со сложными и множественными нарушениями.
25. Роль специального психолога в семейном воспитании ребенка со сложными недостатками развития.
26. Основные направления психолого-педагогической помощи ребенку со сложными недостатками развития.
27. Психолого-педагогические основы развития, обучения и воспитания детей и подростков со сложными нарушениями развития.
28. Система специального образования РФ применительно к детям со сложными недостатками развития.
29. Профилактика вторичных нарушений при сложных недостатках развития.
30. Основные проблемы отношения общества и государства к детям с ограниченными возможностями здоровья.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Аслаева Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие. – М., 2007.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2005.
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2008.
5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.
6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 2001.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
3. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология, 1996. – № 3.
4. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка // Дефектология, 1987. – № 1.
5. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993.
6. Бертынь Г.П. Этиологческая классификация слепоглухоты // Дефектология, 1995. – № 5.
7. Бертынь Г.П., Лукашова И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей: Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. – М., 1985.
8. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология, 1989. – № 3.
9. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.
10. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1987.
11. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей // Дефектология, 1997. – № 6.
12. Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология, 1992. – № 4.
13. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология, 1993. – № 4.
14. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
15. Земцова М.Н. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
16. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. – М., 1990.
17. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сб. науч. Трудов / Под ред. М.С. Певзнер, Т.В. Розановой. – М., 1980.
18. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М., 1989.
19. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
21. Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного класса, 1, 2 классов. – М., 1982.
22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 2003.
23. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология, 1973. – № 3.
24. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
25. Основы управления специальным образованием / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.
26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
27. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология, 1979. – № 4.
28. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
29. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология, 1992. – № 2, 3.
30. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология, 1989. – № 2.
31. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000.
32. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2002.
33. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.
34. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М., 1999.
35. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология, 1999. – № 1, 2.
36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Семейная психотерапия. – Л., 1990.
37. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. – Л., 1961.