Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к искусству танца. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.
Хореографическое искусство XXI века представлено самыми разнообразными направлениями танца: классическим, народным, современным, бальным и др. Каждое отдельное направление имеет свою историю, особенности, требования к учащимся, так как у любого из видов танца есть свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности.
Анализируя любой из перечисленных выше видов танца, можно четко выделить определенный набор движений, которые свойственны только этому направлению. Особенно отчетливо это можно проследить в классическом балете, где существует веками отшлифованный, четко зафиксированный язык движений. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения. Это связано с тем, что сам термин «современный танец» включает в себя довольно большое количество танцевальных техник и постоянно пополняется новыми образованиями, которые носят стихийный характер.
Современный танец – понятие временное, то есть танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознании этот термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. И возникает определенная путаница, поскольку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точно выстроенный урок и свою систему подготовки (джаз и модерн), в это же направление относят и бытовой (социальный) и бальный (спортивный) танец, танец эстрады (варьете и кабаре) и многие другие направления хореографического искусства. Большой интерес к современному танцу, особенно на периферии и в любительских коллективах, очень часто приводит к дилетантизму, когда педагоги и руководители коллективов, не знающие основ современного танца, подменяют технику джазового танца или танца модерн социальным или бытовым танцем.
Если коллектив базируется в образовательном учреждении (школа искусств, хореографическая школа), то в основе образовательного процесса лежит рабочий учебный план, в котором фиксируются количество предметов и поурочная нагрузка на каждый из них. В таком случае, в своей работе преподаватель должен опираться на разработанные и утвержденные учебные программы, составленные согласно специфике образовательного учреждения. В них, помимо отражения временных рамок обучения, рассматриваются основные изучаемые разделы и уровень физической нагрузки. К примеру, современный танец может изучаться в качестве второстепенной дисциплины и вводиться для обучения на третьем-четвертом году обучения по 1-2 часа в неделю. В иных случаях (когда репертуар коллектива строится на современной хореографии), современный танец вводится уже с первого года обучения как обязательная дисциплина и изучается 3-6 часов в неделю.
Особо значительным для детских коллективов, работающих в технике современного танца, является вопрос самобытности репертуара, отличающий один коллектив от другого и делающий занятия в нем увлекательными и творческими. Здесь современный танец предстает перед детьми во всем своем великолепии, позволяя раскрыться индивидуальности каждого ребенка за счет обширности танцевальных образов и приемов. Если классический танец, прежде всего, дает форму, то в современном танце на первый план выходит свое видение мира балетмейстером и ребенком-исполнителем. Здесь нет застывших канонов, окончательно раскрепощено тело, допущено наличие воли в теле. Один из основных «плюсов» - форма, вес тела и физические данные ребенка не играют первостепенной роли, как это есть в классическом танце, и современный танец это в полной мере использует.
Преподаватели современного танца должны организовывать учебный процесс в коллективах согласно индивидуальным особенностям и требованиям (тип коллектива, педагогические цели и задачи, физическая подготовка учеников). Но, несмотря на разнообразие методик, типы уроков можно классифицировать по следующим признакам:
1. Четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, кроссы, комбинации развернутого плана);
2. Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);
3. Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы).
v Четкая структура построения урока основана на учебных и учебно-танцевальных комбинациях. Беря за основу классический экзерсис на середине зала, современный танец позволяет проучивать базовые элементы (plie, battement tendu и пр.) через задействование всех центров тела в пространстве. Количество упражнений экзерсиса можно варьировать от одной-двух комбинаций до полноценного комплекса, включающего adagio и grand battement jete. Сравнивая методы различных педагогов, четко можно выделить следующие разделы урока, которые могут входить в класс:
I. Разогрев.
II. Изоляция. Координация.
III. Упражнения для позвоночника.
IV. Уровни.
V. Кросс. Передвижение в пространстве.
VI. Комбинация или импровизация.
v Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии) применимо при условии, что в коллективе помимо данной дисциплины проходят занятия классическим тренажем либо уроки модерна или джаза (основанные на совокупности учебных и танцевальных комбинаций). Кроме того, сочетание различных техник можно применять в конце тренажных занятий для восстановления нормального функционирования детского организма.
v Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы) – так же, как и предыдущий вид урока, следует проводить в качестве дополнительного, сопутствующего занятия при наличии тренажного класса, либо включать фрагменты авторских разработок в учебный класс, построенный на слиянии техник.
Особо значительным для детских коллективов, работающих в технике современного танца, является вопрос самобытности репертуара, отличающий один коллектив от другого и делающий занятия в нем увлекательными и творческими. Здесь современный танец предстает перед детьми во всем своем великолепии, позволяя раскрыться индивидуальности каждого ребенка за счет обширности танцевальных образов и приемов. Если классический танец, прежде всего, дает форму, то в современном танце на первый план выходит свое видение мира балетмейстером и ребенком-исполнителем. Здесь нет застывших канонов, окончательно раскрепощено тело, допущено наличие воли в теле. Один из основных «плюсов» - форма, вес тела и физические данные ребенка не играют первостепенной роли, как это есть в классическом танце, и современный танец это в полной мере использует.