Понятие «координационные способности» и их виды




Введение

В настоящее время значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо важно. По мнению многих авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью» [3, с. 89].

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение и ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

Объект: учебно-тренировочный процесс, реализуемый на базе КРОО ФСК «Велес» и школы «Лицей№12» города Кургана.

Предмет: развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и детей, занимающихся художественной гимнастикой.

Цель: сравнить начальный уровень двигательно-координационных способностей у девочек занимающихся художественной гимнастикой и школьниц 8-9 лет.

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.

2. Проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста и девочек занимающихся художественной гимнастикой.

3. Определить и сравнить исходные показатели развития двигательно-координационных способностей у девочек занимающихся художественной гимнастикой и школьниц 8-9 лет.

Гипотеза исследования: предполагается, что уровень двигательно-координационных способностей у девочек занимающихся художественной гимнастикой выше, чем у школьниц.


 

Глава 1. Характеристика координационных способностей

Понятие «координационные способности» и их виды

Слово «координация» - латинского происхождения и означает «согласованность», «объединение», «упорядочение». Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. По сути, координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. По точному выражению Н.А. Бернштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращения их в управляемые системы.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методики физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Однако начиная с 1970-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».

Все координационные способности можно разделить на общие, специальные и специфические.

В настоящее время, по разным данным, насчитывается от 2-3 до 5-7 общих способностей и более 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др.

Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные способности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Они относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:

- в циклических и ациклических двигательных действиях;

- движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);

- движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др.);

- перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);

- баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);

- метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);

- атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;

- нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх.

Под специфическими координационными способностями подразумеваются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритм, реагирование, равновесие).

Выделяют следующие специфические координационные способности:

- способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении;

- способность к дифференцированию параметров движений – обусловливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений;

- способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью;

- способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям;

- способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации;

- способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений;

- способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями;

- вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов);

- произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Результат развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». Однако не следует в полной мере отождествлять «координационные способности» с понятием «спортивная форма» как высшей степени тренированности спортсмена, соответствующей готовности к показу максимального результата не в отдельных элементах двигательного действия, а во всей совокупности завершенного двигательного умения.

Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какого-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент).

Выделяют элементарные и сложные координационные способности. Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий.

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

- 1-я группа – способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- 2-я группа – способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;

- 3-я группа – способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к 1-й группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия; относящиеся ко 2-й группе зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений; относящиеся к 3-й группе можно разделить на управление тонической и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Координированное сокращение мышц требует интеграции пирамидной системы; мозжечковой системы, являющейся частью двигательной системы и контролирующей ритмичные движения и положения тела; вестибулярной системы, контролирующей равновесие тела и координированные движения глаз, головы и движения тела; чувствительной системы, обеспечивающей ощущение положения тела.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

- способности человека к точному анализу движений;

- деятельности анализаторов и особенно двигательного;

- сложности двигательного задания;

- уровня развития других физических способностей (силы, гибкости и др.);

- смелости и решительности;

- возраста;

- общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передачи импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности. Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные умения формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных движений, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные координационные способности изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели координационных способностей в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных способностей). Способность к ориентированию в пространстве наблюдается с 13 до 16 лет (особенно у мальчиков). Способность к равновесию имеет сенситивные периоды у девочек до 13, а у мальчиков – до 14 лет. После 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков темпы роста способности к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста. Способность к перестроению двигательных действий у девочек после 11-12 лет уменьшается. У мальчиков же эта способность медленно улучшается в течение всего времени обучения.

В отличие от других способность к расслаблению мышц у мальчиков с 7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение выявляется с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек наблюдается аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого человека.

Быстрота реагирования в простых и сложных условиях прогрессирует к 13 годам у девочек и к 14 – у мальчиков.

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

Таким образом, в онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: