Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь




 

Общество – это сложноорганизованная система, так как оно состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом разнопорядковых частей и элементов. В качестве основных структурных элементов принято выделять четыре сферы, или подсистемы[1], общества: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Система - это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

Признаками общества как системы являются:

- целостность – способность обеспечивать единство всех своих элементов;

- социальность – взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности;

- устойчивость – сохранение достигнутого состояния;

- автономность и самодостаточность – создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне;

- способность к саморегуляции – через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь.

Сферы (области) общественной жизнивзаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по месту и роли в жизни общества. Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

Каждая сфера включает в себя:

- определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

- социальные институты (семья, школа, партия, церковь);

- сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

 

 

Сферы общественной жизни:

1) Экономическая сфера – это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей (собственность, налоги, бюджет, предпринимательство, деньги). Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. В экономической (хозяйственной) сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играя в них свою конкретную роль – собственника, производителя, продавца, потребителя различных благ и услуг.

2) Социальная сфера – это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями, их ролью в жизни общества (классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты). Каждый член общества, занимая определенную позицию в нем, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, предпринимателем, отцом семейства, сельским жителем.

3) Политическая сфера – это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой органов управления (государство, политика, право, отношения людей по поводу власти).

4) Духовная сфера - это область общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных структур, в рамках которых создаются, распространяются духовные ценности (мораль, наука, религия, образование, искусство, соответствующая деятельность людей). Основой духовной сферы является культура. Культура - совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования.

Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизни, распознавать разнообразные общественные явления, процессы, отношения. Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни напряженность в социальных отношениях кризис в политической сфере.

Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, - массовой культуре. С ее продуктами - рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. - знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX - XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере - переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем - появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной - стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.

Каждая из основных сфер общественной жизни может стать определяющей в различные исторические периоды. Так, во время революций, гражданских войн многое (в том числе и путь экономического развития) зависит от того, какие политические сферы придут к власти. Общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям: например, распространение протестантизма в Европе в XVI веке сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.


[1] Сфера = подсистема



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: