Традиции престольных праздников.




Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчиваливышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева, наличники на окна и двери. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие.Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.
В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе напредшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все,кто мог, участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.
Главным в народном восприятии у пыталовцев храмового (престольного) праздника была его особенная

святость, тесносвязанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тожесоставляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами. Принимали гостей, приезжавших изокрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».. Для угощеньязаранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост — рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходилитолпами с пением. Празднование

продолжалось обычно три дня.
Народная праздничная культура былапредставлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источникахупоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальныеинструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутаятруба с шестью ладами), жалейки.
Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники.

Хозяин читал молитву перед обедом,потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась.Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.
Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разныхселений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых.Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого

храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братниной

или общественным молебном.
Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубилидрова. В день праздника «чуть светает»

мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.
У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене впрестольный праздник набиралось много народа — «негде стать», приходили

по 2-3 человека от каждого двора. После утрени большинство шло на ярмаку. Таммужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам:«целые узлы» калачей,пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.
Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К

половине обедни часть народа начиналавыходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.
После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводилахоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10—12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами игостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.
Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашениехозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался иза чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другойдом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утрогости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, тоесть на второй день храмового праздника угощали у себя тех,

у кого гостили накануне.

Никольские праздники.

Нико́ла зи́мний — день народного календаря, в который почитают святого Николая Чудотворца Отмечают 6/19 декабря. Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православные».

Праздник приурочен ко дню преставления Николая, архиепископа Мир Ликийских, умершего по языческому календарю в день богини Дианы (Артимиды) около 345 года. Это один из почитаемых христианских праздников на Руси.

В этот день в Рождественский пост у православных христиан делается послабление поста — разрешается употребление рыбы. Святой Николай был богатым человеком и заботился о бедных людях того времени. Наиболее вероятно, что традиция подарков произошла от данного случая:

Один бедный человек не мог обеспечить своих дочерей приданым. И поскольку по тамошним обычаям они не могли выйти замуж, отец намеревался отправить их зарабатывать блудом. Николай, в то время ещё не епископ, узнав об этом, решил воспользоваться отцовским наследством. На протяжении трёх ночей он пробирался в убогий дом и каждый раз закидывал через окно в комнату, где ночевали сёстры, кусок золота — на приданое для каждой дочери. Кроме того, Святой Николай желал, чтобы те три дочери не знали, кто им закидывал то золото.

У православных принято подарки класть под подушку. Так заведено, что если ребёнок был послушным на протяжении всего года, он получает добрый подарок; если ребёнок непослушный, он получает розги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: