Книга 4. КИШКИНДХА КАНДА




Р А М А Я Н А

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Книга 1 БАЛА КАНДА 1 ШРИ НАРАДА РАССКАЗЫВАЕТ ВАЛЬМИКИ ИСТОРИЮ РАМЫ2 ВАЛЬМИКИ СОЗДАЕТ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР РАМАЙАНЫ3 ДЕЯНИЯ РАМЫ, ОПИСАННЫЕ В СВЯЩЕННОЙ ПОЭМЕ 4 СЫНОВЬЯ РАМЫПОЮТ ЭПИЧЕСКУЮ ПОЭМУ 5 ЦАРСТВО И СТОЛИЦА ЦАРЯ ДАШАРАТХИ 6 ГОРОД АЙОДХЙА 7 ПРИ ДВОРЕ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ 8 ЦАРЬ ДАШАРАТХА ЖЕЛАЕТ ПРОВЕСТИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ РАДИ РОЖДЕНИЯ СЫНА 9 СУМАНТА РАССКАЗЫВАЕТ О ТРАДИЦИИ РОЖДЕНИЯ СЫНА ПРИ ПОМОЩИ МУДРЕЦА РИШЙАШРИНГИ 10 КОТОРАЯ ОПИСЫВАЕТ КАК РИШЙАШРИНГА ПОПАЛ ВО ДВОРЕЦ ЦАРЯ РОМАПАДЫ11 ЦАРЬ ДАШАРАТХА ПОСЕЩАЕТ ЦАРЯ РОМАПАДУ С ПРОСЬБОЙ ОТПУСТИТЬ РИШЙАШРИНГУ В АЙОДХЙУ 12 ЦАРЬ ДАШАРАТХА ГОТОВИТСЯ К ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЮ АШВАМЕДХА 13 ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЮ 14 ОПИСАНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ АШВАМЕДХА 15 БОГИ ВЗЫВАЮТ К ВИШНУ, ЧТОБЫОН УБИЛ РАВАНУ 16 ШРИ ВИШНУ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ОБЛИКЕ 4 СЫНОВ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ 17 НИСХОЖДЕНИЕ ДЕВОВ, КОТОРЫЕ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В ИГРАХ ВИШНУ 18 РОЖДЕНИЕ СЫНОВ ЦАРЯ ДАШАРАТХ. ПРИХОД ВИШВАМИТРЫ19 ПРОСЬБА ВИШВАМИТРЫ20 ОТКАЗ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ 21 СОВЕТ ВИШВАМИТРЫИ НЕОХОТНОЕ СОГЛАСИЕ ДАШАРАТХИ 22 РАМАЧАНДРА И ЛАКШМАНА ОТПРАВЛЯЮТСЯ ВМЕСТЕ С ВИШВАМИТРОЙ 23 ОНИ ДОСТИГАЮТ ХИЖИНЫКАМЫ24 ЛЕС ТАТАКА 25 ВИШВАМИТРА ПЫТАЕТСЯ УБЕДИТЬ РАМУ В ТОМ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН УБИТЬ ТАТАКУ 26 СМЕРТЬ ЯКШИНИ ТАТАКИ 27 РАМА ПОЛУЧАЕТ БОЖЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ 28 РАМА ОБУЧАЕТСЯ ВЛАДЕНИЮ ОРУЖИЕМ 29 ВИШВАМИТРА РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ХИЖИНЫИ НАЧИНАЕТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ 30 МАРИЧА И СУБАХУ МЕШАЮТ ЙАГЙЕ И ПОГИБАЮТ ОТ РУКИ РАМАЧАНДРЫ31 ВИШВАМИТРА И ДВОЕ ЦАРЕВИЧЕЙ ОТПРАВЛЯЮТСЯ ПОСЕТИТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЦАРЯ ДЖАНАКИ 32 ВИШВАМИТРА РАССКАЗЫВАЕТ О СВОЕМ ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДИНАСТИИ ЦАРЯ КУШИ 33 СТО ЦАРЕВЕН ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ ЗА МУДРЕЦА БРАХМАДАТТУ 34 РОЖДЕНИЕ ГАДХИ, ОТЦА ВИШВАМИТРЫ35 ЛЕГЕНДА О СВЯЩЕННОЙ РЕКЕ ГАНГЕ 36 ИСТОРИЯ УМЫ37 РОЖДЕНИЕ КАРТИКЕЙИ 38 ИСТОРИЯ ЦАРЯ САГАРЫ39 СЫНОВЬЯ ЦАРЯ САГАРЫВСПАХИВАЮТ ЗЕМЛЮ 40 СМЕРТЬ СЫНОВ САГАРЫ41 АНШУМАН ВОЗВРАЩАЕТ КОНЯ 42 ИСТОРИЯ БХАГИРАТХИ 43 НИСХОЖДЕНИЕ ГАНГИ 44 ЦАРЬ БХАГИРАТХА СОВЕРШАЕТ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫПО СВОИМ ПРЕДКАМ 45 ПАХТАНИЕ ОКЕАНА МОЛОКА 46 ДИТИ ИСПЫТЫВАЕТ СВОЮ ПЛОТЬ РАДИ РОЖДЕНИЯ СЫНА 47 ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАРУТОВ. СВЯТОЙ МУДРЕЦ И ЦАРЕВИЧИ ДОСТИГАЮТ ВИШАЛЫ48 ГАУТАМА ПРОКЛИНАЕТ ИНДРУ 49 ИНДРА И АХАЛЬЯ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ПРОКЛЯТЬЯ 50 РАМА ПРИБЫВАЕТ КО ДВОРУ ЦАРЯ ДЖАНАКИ 51 ИСТОРИЯ ВИШВАМИТРЫ52 ВАСИШТХА ПРИНИМАЕТ ВИШВАМИТРУ В СВОЕЙ ХИЖИНЕ 53 ВАСИШТХА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТДАТЬ ШАБАЛУ ВИШВАМИТРЕ 54 ЦАРЬ ВИШВАМИТРА ПЫТАЕТСЯ УВЕСТИ ШАБАЛУ 55 ВИШВАМИТРА ПОДВЕРГАЕТ СЕБЯ СУРОВОЙ АСКЕЗЕ 56 ВАСИШТХА ПОБЕЖДАЕТ ВИШВАМИТРУ СВОЕЙ ДУХОВНОЙ СИЛОЙ 57 ИСТОРИЯ ТРИШАНКУ 58 СЫНОВЬЯ ВАСИШТХИ ПРОКЛИНАЮТ ТРИШАНКУ 59 ВИШВАМИТРА ПРОКЛИНАЕТ СЫНОВЕЙ МУДРЕЦА ВАСИШТХИ 60 ТРИШАНКУ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА НЕБЕСА 61 ПОХИЩЕНИЕ ЖЕРТВЕННОГО КОНЯ ЦАРЯ АМБАРИШИ И ПОИСК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕРТВЫ62 ВИШВАМИТРА ПОМОГАЕТ ШУНАШЕПХЕ 63 МЕНАКА ИСПЫТЫВАЕТ ВИШВАМИТРУ 64 ВИШВАМИТРА ПРОКЛИНАЕТ РАМБХУ 65 ВИШВАМИТРА ОБРЕТАЕТ БРАХМАНИЧЕСКУЮ СИЛУ 66 ИСТОРИЯ СИТЫ67 РАМА НАТЯГИВАЕТ ЛУК 68 ЦАРЬ ДЖАНАКА ПРИГЛАШАЕТ ЦАРЯ ДАШАРАТХУ 69 ЦАРЬ ДАШАРАТХА ЕДЕТ КО ДВОРУ ЦАРЯ ДЖАНАКИ 70 ДИНАСТИЯ ИКШВАКУ 71 ЦАРЬ ДЖАНАКА ПОВЕТСТВУЕТ О СВОЕЙ ДИНАСТИИ 72 ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВАДЬБЕ ЧЕТЫРЕХ СЫНОВЕЙ ДАШАРАТХИ 73 СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ 74 ПОЯВЛЕНИЕ ПАРАШУРАМЫ75 ПАРАШУРАМА ВЫЗЫВАЕТ РАМУ НА БИТВУ 76 ПАРАШУРАМА ТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЕ И УТРАЧИВАЕТ СВОЮ СИЛУ 77 ЦАРЬ ДАШАРАТХА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АЙОДХЙУ. ОТЪЕЗД БХАРАТЫК ДЕДУ КОНЕЦ 1 КНИГИ

Книга 2 АЙОДХЬЯ КАНДА

1 ОПИСАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ РАМЫ2 СОВЕТНИКИ И СТАРЕЙШИНЫОХОТНО ПРИНИМАЮТ РАМУ ЦАРЕМ 3 ПРИГОТОВЛЕНИЕ К КОРОНАЦИИ 4 РАМА ПОСЕЩАЕТ МАТЬ, ЦАРИЦУ КАУШАЛЬЮ 5 МУДРЕЦ ВАСИШТХА ПОСЕЩАЕТ РАМУ 6 РАДОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ АЙОДХЙИ 7 ГОРБУНЬЯ МАНТХАРА СООБЩАЕТ ЦАРИЦЕ КАИКЕЙЕ О ПРИГОТОВЛЕНИЯХ К КОРОНАЦИИ РАМЫ8 МАНТХАРА УБЕЖДАЕТ ЦАРИЦУ В ТОМ, ЧТО БХАРАТА ДОЛЖЕН СТАТЬ ЦАРЕМ, А РАМА - ИЗГНАННИКОМ 9 ЦАРИЦА КАЙКЕЙИ ВХОДИТ В ЗАЛ ГНЕВА10 ЦАРЬ ДАШАРАТХА РАЗЫСКИВАЕТ ЦАРИЦУ КАЙКЕЙИ11 КАЙКЕЙИ ТРЕБУЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЙ, ОБЕЩАННЫХ ЦАРЕМ12 ПЛАЧ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ13 КАЙКЕЙА ПРЕНЕБРЕГАЕТ БКЗГРАНИЧНЫМ ГОРЕМ ЦАРЯ14 ЦАРИЦА КАЙКЕЙИ ОСТАЕТСЯ НЕПРЕКЛОННОЙ И ВЫЗЫВАЕТ РАМУ К СЕБЕ15 СУМАНТРА РАЗЫСКИВАЕТ РАМУ16 ПОСЛУШНЫЙ ЦАРСКОЙ ВОЛЕ. РАМА ОТПРАВЛЯЕТСЯ ВО ДВОРЕЦ17 ЛЮДИ ШУМНО ПРИВЕТСТВУЮТ РАМУ18 ЦАРИЦА КАЙКЕЙИ СООБЩАЕТ РАМЕ, ЧТО ОН ИЗГНАН В ЛЕС19 РАМА БЕЗМЯТЕЖНО ГОТОВИТСЯ К ИЗГНАНИЮ20 ПЛАЧ ЦАРИЦЫКАУШАЛЬИ21 РЕШИТЕЛЬНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ЛАУШМАНА. РАМА УТЕШАЕТ СВОЮ МАТЬ22 РАМА ПЫТАЕТСЯ УСПОКОИТЬ ЛАКШМАНА23 ЛАКШМАНА СОБИРАЕТСЯ СРАЗИТЬ ВСЕХ, КТО ПРЕПЯТСТВУЕТ КОРОНАЦИИ РАМЫ24 РАМА НАСЬАВЛЯЕТ СВОЮ МАТЬ25 ЦАРИЦА БЛАГОСЛОВЛЯЕТ РАМУ26 РАМА СООБЩАЕТ СИТЕ О СВОЕМ РЕШЕНИИ27 СИТА УМОЛЯЕТ РАМУ ПОЗВОЛИТЬ ЕЙ СОПРОВОЖДАТЬ ЕГО28 РАМА ПЫТАЕТСЯ ОТГОВОРИТЬ СИТУ29 СИТА ПРОДОЛЖАЕТ УМОЛЯТЬ РАМУ, НО ЦАРЕВИЧЬ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЕЙ ИДТИ30 РАМА ПОЗВОЛЯЕТ СИТЕ СОПРОВОЖДАТЬ ЕГО31 РАМА ПОЗВОЛЯЕТ ЛАКШМАНУ СОПРОВОЖДАТЬ ЕГО32 РАМА РАЗДАЕТ СВОЕ ИМУЩЕСТВО БРАХМАНАМ, ДРУЗЬЯМ И СЛУГАМ33 СКОРБЬ ЛЮДЕЙ34 РАМА ПЫТАЕТСЯ УТЕШИТЬ ЦАРЯ35 СУМАНТРА УПРЕКАЕТ КАЙКЕЙИ36 МИНИСТР СУДДХАРТА ВРАЗУМЛЯЕТ КАЙКЕЙИ37 РАМА, ЛАКШМАНА И СИТА НАДЕВАЮТ ОДЕЖДЫИЗ ДРЕВЕСНОЙ КОРЫ. ВАСИШТХА ПЫТАЕТСЯ ОТГОВОРИТЬ СИТУ ОТ ЕЕ НАМЕРЕНИЙ38 РАМА ПРОСИТ ОТЦА ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ КАУШАЛЬЕ39 ОНИ ГОТОВЯТСЯ УЙТИ В ЛЕС40 ОТЪЕЗД РАМЫ41 ВСЯ ПРИРОДА ОПЛАКИВАЕТ УХОД РАМЫ42 ПЛАЧ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ43 ПЛАЧ КАУШАЛЬИ44 СУМИТРА УТЕШАЕТ МАТЬ РАМЫ45 БРАХМАНЫУМОЛЯЮТ РАМУ НЕ ПОКИДАТЬ ИХ46 РАМА ПРОВОДИТ НОЧЬ НА БЕРЕГАХ РЕКИ ТАМАСА47 ТОЛПА ОБНАРУЖИВАЕТ, ЧТО РАМА ПОКИНУЛ ИХ48 СКОРБЬ ЖЕНЩИН АЙОДХЙИ49 РАМА ВХОДИТ В ЛЕС50 РАМА ВСТРЕЧАЕТСЯ С ГУХОЙ51 ПЕЧАЛЬНОЕ БДЕНИЕ ЛАКШМАНЫ52 РАМА ПЕРЕСЕКАЕТ ГАНГУ53 РАМА БЕСЕДУЕТ С ЛАКШМАНОМ54 ОНИ ДОСТИГАЮТ ХИЖИНЫБХАРАДВАДЖИ55 РАМА ПЕРЕСЕКАЕТ ЙАМУНУ56 ЛАКШМАНА СТРОИТ ХИЖИНУ57 ВОЗВРАЩЕНИЕ СУМАНТРЫ58 СУМАНТРА ПЕРЕДАЕТ ЦАРЮ ПОСЛАНИЕ РАМЫ59 ГОРЕ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ60 СУМАНТРА ПЫТАЕТСЯ УТЕШИТЬ КАУШАЛЬЮ61 КАУШАЛЬЯ УПРЕКАЕТ ЦАРЯ ДАШАРАТХУ62 ЦАРЬ ДАШАРАТХА МОЛИТ КАУШАЛЬЮ О ПРОЩЕНИИ63 ЦАРЬ ДАШАРАТХА ПОВЕТСТВУЕТ ИСТОРИЮ ЮНОГО АСКЕТА64 ЦАРЬ ДАШАРАТХА УМИРАЕТ ОТ ГОРЯ65 ГОРЕ ЦАРИЦ66 ЦАРИЦЫУПРЕКАЮТ КАЙКЕЙИ67 СТАРЕЙШИНЫСОВЕТУЮТ, ЧТОБЫЧЛЕНЫРОДА ИКШВАКУ ИЗБРАЛИ ЦАРЯ68 ГОНЦЫОТПРАВЛЯЮТСЯ ЗА БХАРАТОЙ69 СОН БХАРАТЫ70 БХАРАТА ПОКИДАЕТ РАДЖАГРИ71 БХАРАТА ПОКИДАЕТ АЙОДХЙУ72 ЦАРИЦА КАЙКЕЙИ РАССКАЗЫВАЕТ БХАРАТЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЕГО ОТСУТСТВИЕ73 БХАРАТА УПРЕКАЕТ МАТЬ74 ОН ПРОДОЛЖАЕТ УПРЕКАТЬ КАИКЕЙИ75 БХАРАТА ПЫТАЕТСЯ УТЕШАТЬ КАУШАЛЬЮ76 ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ77 ГОРЕ БХАРАТЫИ ШАТРУГНЫ78 ШАТРУГНА НАКАЗЫВАЕТ МАНТХАРУ79 БХАРАТА ОТРЕКАЕТСЯ ОТ ТРОНА80 СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГИ81 ВАСИШТХА СОЗЫВАЕТ ЦАРСКОЕ СОБРАНИЕ82 БХАРАТА ГОТОВИТСЯ К ПОИСКАМ РАМЫ83 БХАРАТА ДОСТИГАЕТ БЕРЕГОВ ГАНГИ84 ГУХА РАЗЫСКИВАЕТ БХАРАТУ85 БХАРАТА РАЗВЕИВАЕТ ПОДОЗРЕНИЯ ГУХИ86 ГУХА РАССКАЗЫВАЕТ БХАРАТЕ О ПРЕДАННОСТИ ЛАКШМАНА87 ГОРЕ БХАРАТЫ88 СКОРБЬ БХАРАТЫ89 БХАРАТА И ЕГО СПУТНИКИ ПЕРЕПРАВЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ ГАНГУ90 ВСТРЕЧА БХАРАТЫИ БХАРАДВАДЖИ91 ЧУДЕСНОЕ УГОЩЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЕ БХАРАДВАДЖЕЙ БХАРАТЕ92 БХАРАТА НАПРАВЛЯЕТСЯ К ЧИТРАКУТЕ93 БХАРАТА ВОСТОРГАЕТСЯ КРАСОТОЙ ЧИТРАКУТЫ94 РАМА ОПИСЫВАЕТ СИТЕ КРАСОТУ ЧИТРАКУТЫ95 РАМА ПРОСЛАВЛЯЕТ РЕКУ МАНДАКИНИ96 ЛАКШМАНА ВИДИТ ПРИБЛИЖАЮЩУЮСЯ АРМИЮ БХАРАТЫ97 РАМА УСПОКАИВАЕТ ЛАКШМАНУ КОНЕЦ 2 КНИГИ Книга 3 АРАНЬЯ КАНДА Книга 4 КИШКИНДХА КАНДА Книга 5 СУНДАРА КАНДА

 

 


Книга 1. БАЛА КАНДА

Глава 1

Шри Нарада рассказывает Вальмики историю Рамы Мудрец Вальмики, лучший среди Муни, обладавший необычайным даром красноречия, всегда занятый йогой и подчинивший себе чувства, глубоко сведущий в Ведах, обратился к Шри Нараде с вопросом:

- Кто в этом мире обладает исключительным героизмом, идеально исполняет свои обязанности, благодарный, правдивый и твердый в своих обетах? Выступающий во многих ролях, кто является благожелателем для всего живого, образованный, поэтичный, красивый, терпеливый? Свободный от гнева и не ведающий зависти, кто воистину велик? Чей гнев вселяет ужас в сердца небожителей? О мудрец, я жажду услышать о такой личности. Никто кроме тебя не опишет его. Нарада, перед которым открыто прошлое, настоящее и будущее, был доволен словами мудреца Вальмики и сказал:

- Редко в этом мире встретишь человека, который обладал бы всеми достоинствами, названными тобой, но я поведаю тебе о столь возвышенной личности. Потомок Икшваку, он носит имя Рама. Он - храбрый, уравновешенный, доблестный и знаменитый. Он - Господь всего творения. Мудрый, сведущий в этике, красноречивый, удачливый, повергающий своих врагов, он прекрасен. У него широкие плечи, длинные руки, шея, напоминающая раковину и выступающий подбородок. Он искусен в стрельбе из лука, у него сильное тело, руки до колен, благородная форма головы и линия бровей, огромная доблесть. Он идеально сложен, тело его имеет голубоватый оттенок (сноска, с.3).

Защищающий свое достоинство, с большими глазами, могучей грудью, отмеченной благоприятными знаками, он покровительствует тем, кто ищет у него прибежища, и заботится о тех, кто зависит от него. Верный своим обетам, благожелательный к подданным, всеведущий, знаменитый своими подвигами, чистый и набожный, он всегда медитирует на свое истинное "я".

Равный Брахме, защитник людей, приятной наружности, он поддерживает Вселенную, повергает тех, кто попрал законы морали, вдохновляет на подвиги доблести, оказывает особую милость своим преданным, а также тем, кто строг в исполнении жертвенных ритуалов и раздаче милостыни. Он постиг суть ведической философии и военное искусство, сведущ в духовной науке, обладает исключительной памятью, любим всеми и чужд малодушию. Он познал законы этого мира и всех других миров. Как реки несут свои воды к океану, так и добродетельные люди всегда жаждут приблизиться к нему.

Доблестный как Вишну и прекрасный как полная луна, в гневе он напоминает всепожирающую смерть; он терпелив, как Земля и щедр как Кувера; он является воплощением правдивости. Таков Рама, возлюбленный сын царя Дашаратхи. Исполненный самых возвышенных достоинств, он является благожелателем и защитником всего живого.

Отец его, царь Дашаратха, мечтал передать ему трон и уже назначил день коронации, но царица Кайкейи, воспользовавшись обещанными ей благословениями, потребовала изгнать Раму и отдать трон ее сыну Бхарате. Связанный своим словом и чувством чести, царь изгнал Раму, которого любил больше жизни. Послушный царской воле и в удовольствие Кайкейи, Рама ушел в лес. Царевич Лакшмана, сын Сумитры, движимый любовью и смирением, последовал за ним. Дочь царя Джанаки, воплощение Лакшми, наделенная исключительными женскими добродетелями, видя, что Лакшмана сопровождает Раму, покорно последовала за своим Господом, как Вену неотступно следует за луной. (?)

Воины царя Дашаратхи и слуги проводили Раму до города Шрингавера на берегах Ганги, где Рама простился с ними, отослав обратно в Айодхью. В Шрингавере великодушный Царевич повстречал своего друга Гуху, царя Нишады, который вместе с Лакшманой, Ситой и Рамой прошел много лесов и переправился через много глубоких рек, пока все вместе они не преодолели длинный путь до горы Читтракута, как это велел мудрец Бхарадваджа. Здесь Рама, Лакшмана и Сита соорудили простую хижину и счастливо зажили в лесу, словно Девы и Гандхарвы.

Пока Рама уединенно жил на горе Читтракута, царь, страдая от боли разлуки с сыновьями, покинул этот бренный мир.

Святые мудрецы во главе с Васиштхой передали трон, опустевший со смертью царя Дашаратхи, царевичу Бхарате. Но Бхарата не желал царства, вместо этого он поспешил в лес, где жил Рама, чтобы уговорить его вернуться. Он приблизился к этому герою истины и, отметив важность исполнения обязанностей, в которых Рама был столь сведущ, смиренно попросил его принять царство.

Великодушный, прекрасный и знаменитый Рама отказался от трона, предпочтя исполнить волю отца. Он отдал Бхарате свои сандалии, как символ власти, и снова настоятельно попросил возвращаться в столицу. Бхарата, покорно коснувшись стоп Рамы, покинул его и стал править царством, поселившись в городе Нандиграм и всем сердцем ожидая возвращения старшего брата.

Бхарата ушел, а знаменитый Рама, верный своему долгу, властелин чувств, понимая, что жители Айодхьи будут все время искать встречи с ним в этом лесу, решительно направился в чащу леса Дандака. Здесь лотосоокий Рама сразил демона Вирадху и повстречался с Шарабхангой, Сутикшаной, Агастьей и братьями Агастьи. Обучившись у Агастьи, он с радостью принял его подарок - лук Индры, меч и два колчана, которые всегда полны стрел.

Пока Рамачандра уединенно жил в лесу, все мудрецы и аскеты, обитавшие там и измученные асурами, взмолились о защите. Рама согласился убить завистливых асуров и спасти мудрецов, искавших его помощи. От этих святых, чье появление подобно вспышке света, Рама узнал о силе и хитрости ракшасов и о секретах их смерти.

Рама и Лакшмана обезобразили демоницу Шурпанакху, которая по желанию могла принимать любой облик. По ее зову сбежались все злобные демоны под предводительством Кхары, Душаны и Триширасы сразиться с Рамой, и все приняли смерть от его руки. Рама убил четырнадцать тысяч ракшасов, обитавших в этом лесу. Услышав об этом, царь ракшасов Равана, охваченный гневом, обратился за помощью к своему другу демону Марича. Марича знал о необыкновенной силе Рамы и попытался отговорить Равану от битвы с ним, но Равана, влекомый судьбой, отверг добрый совет и вместе с Маричей направился к хижине Рамы. Марича заманил Раму и Лакшману в чащу, а Равана, сразив коршуна Джатаю, унес тем временем Ситу.

Узнав от умирающего Джатаю о похищении дочери Митхилы, Рама преисполнился горя и заплакал. Похоронив коршуна, он отправился на поиски Ситы и повстречал ужасного облика асуру по имени Кабандха.

Рама убил Кабандху, предал огню его тело. Отправляясь на небеса, Кабандха рассказал Раме о Шабари, женщине-аскете, и попросил посетить ее. Рама, блистательно повергающий своих врагов, пришел к жилищу Шабари и поклонился ей. На берегах озера Пампа Рама встретил обезьяну Ханумана, который познакомил его с Сугривой. Могучий Рама поведал им историю своего изгнания и похищения Ситы. Сугрива, выслушав Раму, дал клятву дружбы и верности, призвав в свидетели Агни. Раскрывая Раме сердце, Сугрива рассказал о страданиях, которые причинила ему вражда с Бали и о его огромной отваге. Рама пообещал убить Бали, но Сугрива, не ведая о могуществе Рамы, пожелал проверить его и показал на гору костей Дундубхи. Рама пнул эту гору ногой, и кости разлетелись в разные стороны на десять йоджан.

Выпущенная им стрела пронзила семь деревьев пальмира, расколола гору и достигла центра земли. Подвиг этот заставил Сугриву окончательно поверить в Раму. Вместе они отправились в город Кишкинда через глубокую долину. Здесь желтоглазый Сугрива издал рев, подобный грому. Успокоив жену Тару, на этот ужасный зов вышел могущественный и доблестный царь обезьян Бали, чтобы сразиться с Сугривой. Верный своему слову Рама одной стрелой убил Бали и передал Сугриве трон Кишкинды. Став царем обзьяннего племени, Сугрива отправил слуг во все стороны света на поиски Ситы.

Царь коршунов мужественный Сампати сообщил Хануману, где находится Сита, и Хануман одним прыжком достиг острова Ланка посреди океана, преодолев пятьсот миль. В этом городе Раваны он увидел, как Сита в саду Ашока медитирует на Раму. Он передал ей кольцо Рамы и поведал о благополучии ее господина. Ободрив Ситу, он разрушил ворота сада, убил семь сыновей советников Раваны и пять великих военоначальников, а также втоптал в пыль Акшьякумара, сына Раваны, после чего дал себя пленить.

Хануман знал, что оружие Брахмы, которым владел Равана, бессильно перед ним, но все же, понимая могущество этого благословения (сноска с.7), позволил себя связать и стерпел все оскорбления. Впоследствии он сжег всю Ланку, кроме того места, где находилась Сита.

Вернувшись с хорошим известием, Хануман почтительно обошел вокруг могучего Рамы, а потом во всех подробностях рассказал о том, где и как нашел Ситу. Вместе с Сугривой и другими обезьянами Рама достиг океана. Своими сияющими стрелами он вызвал бурю, и Самудра, бог воды, предстал перед ним. По его совету Нала перекинул мост через океан, и Рама достиг Ланки. Убив Равану в сражении, он освободил Ситу, но обратился к ней с жестокими словами в присутствии всех воинов. Не в силах стерпеть клеветы, Сита вошла в огонь. Бог огня подтвердил невинность Ситы, и Рама, прославляемый богами, необычайно обрадовался. Все живое и неживое в трех мирах радовалось смерти Раваны. Рама благословил Бибхишану править асурами, и, исключительно довольный, оживил всех обезьян и героев, павших в битве.

Вместе с Сугривой на небесной колеснице Пушпака Рама, преданный истине, достиг хижины Бхарадваджи, а потом послал Ханумана к царевичу Бхарате. Поговорив с Сугривой, он снова взошел на небесную колесницу и скоро достиг Нандиграма. Покорный отцу, безгрешный Рама, срезал свои спутанные волосы и вместе с братом и освобожденной Ситой вернулся в свое царство.

Жители Айодхьи счастливы были увидеть Раму на троне. Болезни, печали, голод и страх покинули их. Никто не ведал несчастья смерти сына, ни одна женщина не становилась вдовой, все были преданы своим мужьям; бури больше не грозили им, ни вода, ни огонь не несли собой гибели; болезни и бедствия были неведомы им; никто не знал нужды и не боялся воров; города и деревни процветали - все жили счастливо, как в Сатья-югу.

Знаменитый Рама совершал бесчисленные ведические жертвоприношения и щедро раздавал золото и сотни тысяч коров, обеспечив тем самым себе небеса. Рама бесконечно преумножил богатства своей династии и наградил несметными богатствами брахманов. Он занимал своих подданных согласно их наклонностям и правил одиннадцать тысяч лет. По истечении этого срока Рама вернулся в свою духовную обитель, на Вайкунтху.

Тот, кто читает историю о Раме, исполненном достоинств и чистоты, освободится от всех грехов. Внимая этой истории с верой и преданностью, человек станет достоин поклонения своих сынов, внуков и слуг до самой смерти.

Брахман, читающий "Рамаяну", станет знатоком Вед и философии, кшатрия станет царем, вайшья достигнет процветания в своем ремесле, а шудра - возвысится.

Глава 2

Вальмики создает стихотворный размер "Рамаяны"

Мудрый и просвещенный Вальмики вместе со своим учеником Бхарадваджей слушал слова Нарады, преисполнившись восторга и благоговения перед Рамой. Он почтительно поклонился Шри Нараде, который, испросив у мудрецов позволения, вознесся на небеса. Нарада отправился на Девалоку, а великий муни Вальмики - к берегам реки Тамасы близ Ганги. Достигнув желанного места и увидев прозрачные воды реки, Вальмики сказал своему ученику:

- О Бхарадваджа, посмотри, как чисты воды святой реки. Они приятны и ясны, словно ум добродетельного человека! О дитя, наполни кувшин и принеси из хижины мою кору, я хочу омыться в священном потоке, поспеши же!

Послушный воле Гуру, ученик бросился в хижину и, как ветер, вернулся обратно с корой в руках. Мудрец, полностью владевший своими чувствами, опоясался древесной корой, которая служила ему одеждой, и вошел в воду. Омываясь, он повторял традиционные молитвы и в ладонях предлагал воду предкам и богам. Потом он вышел погулять по лесу, наслаждаясь красотой природы.

Вдруг благородный Вальмики заметил пару мягкоголосых птиц Краунча, доверчиво предававшихся супружеским играм и не ведавших об охотнике, который в присутствии аскета намеревался убить супругу Краунча по своей порочной и злой привычке. Краунч лишился своей подруги с желтым хохолком в тот самый момент, когда уже расправил крылья, чтобы осчастливить ее своею любовью, но вместо этого был обагрен кровью и, плача от горя, стал жалобно стенать.

Сердце мудреца преисполнилось сострадания, когда он увидел птицу, пораженную охотником. Тронутый плачем Краунча и разгневанный излишней жестокостью, святой мудрец изрек такие слова:

- О охотник, убив эту птицу в момент ее супружеского счастья, ты никогда и нигде не найдешь покоя! (сноска с10. /процветания/)

Размышляя над смыслом сказанного, Муни подумал: "Что за стих я произнес, вдохновленный состраданием к убитой птице?" Продолжая размышлять, сведущий мудрец обратился к своему ученику:

- Сокрушаясь о смерти птицы, я произнес этот четырехстопный стих из одинаковых слогов, который можно петь под вину! Пусть же он будет известен как шлока, родившаяся из моего горя. Пусть она принесет мне славу и я не услышу дурного слова о ней!

С величайшим восторгом ученик тут же запомнил стих, составленный его духовным учителем, чем доставил ему немалое удовольствие. Омывшись в священных водах согласно предписанному ритуалу, мудрец вернулся в хижину, погруженный в свои мысли. Смиренный и знающий ученик Бхарадваджа последовал за великим мудрецом, неся его лоту, полную воды.

Войдя в хижину, мудрец поклонился Господу и совершил другие ритуалы, а затем, наставив ученика в традиции и священной истории, погрузился в глубокую медитацию. В этот момент Брахма, создатель мира, четырехглавый бог совершенной славы, саморожденный, появился среди мудрецов. Вальмики, увидев его, немедленно поднялся в безмолвном изумлении и с величайшим смирением поклонился. С глубоким почтением предложив ему сесть, он по традиции побрызгал перед ним водой и спросил о благополучии. Благословенный Господь, прародитель мира, с трудом поднявшись на свой великолепный трон, жестом указал мудрецу сесть рядом, и аскет повиновался. Собравшись духом, он погрузился в свои мысли, вспоминая греховный поступок злобного и жестокосердного охотника, который без нужды убил сладкоголосого Краунча. Это напомнило мудрецу плач второй птицы, и он прочитал в присутствии Брахмы стих, явившийся из его сострадательного сердца. Затем он замолчал, предаваясь своим печальным мыслям, и тогда Брахма с улыбкой обратился к этому туру среди аскетов:

- О великий мудрец, из произнесенной тобой ритмической фразы родится поэма! Она не является плодом твоих размышлений - благодаря моей воле ты выразился столь красоноречиво, о брахман. Ты должен поведать всю историю Рамы, олицетворения добродетели, исполненного высочайших достоинств, такой, как вкратце услышал ее от Шри Нарады. Ты опишешь все известные и неизвестные деяния Рамы, Ситы и ракшасов. По моему благословению тебе откроется все, еще неведомое тебе; ни одного слова лжи не сойдет с твоих уст. В стихах ты опишешь священные и вызывающие восхищение деяния Рамы. О мудрец, история Рамы будет жить на земле, пока стоят горы и текут реки. И пока люди будут помнить историю Рамы, ты не покинешь небес.

Сказав так, Брахма погрузился в раздумья и исчез. Великий мудрец и его ученики стояли, застыв от изумления. Придя в себя, ученики стали повторять четырехстопный стих, состоящий из равных слогов с растущим воодушевлением. Чистосердечный аскет неоднократно читал стих, когда к нему пришла мысль: "Этим размером я и поведаю всю историю Рамы". На благо всего мира знаменитый и святой мудрец, слагая мелодичные ритмические фразы, отвечающие всем правилам гармонии, стал рассказывать историю великодушного и очаровательного Рамы, достойного вселенской славы. Услышьте же о Раме, а также о его победе над десятиглавым демоном Раваной.

Глава 3

Деяния Рамы, описанные в священной поэме

Услышав о жизни прозорливого Рамы из уст Нарады, который рассказывая, даровал совершенство праведности своему слушателю, святой мудрец пожелал узнать подробности этой сокровенной истории. Омыв руки и стопы и испив немного чистой воды, сидя на траве куша с лицом, обращенным на восток и сложенными ладонями, он предался глубокой медитации, и перед его внутренним взором развернулась вся история Рамы. По милости Брахмы святой мудрец увидел все, что испытали, видели и свершили Рама, Сита и Лакшмана. Он стал свидетелем жизни Рамы, воплощения истины, и всех его подвигов в лесу и всюду, где ступала его нога.

Силой духовной медитации и йоги просвещенный мудрец Вальмики увидел прошлое столь же ясно, как плод пальмы на ладони, и стал в стихах описывать жизнь Рамы. История Рамы, дарующая праведность, процветание и наслаждение читателю, история, которая возвышает ум и избавляет от печали, чарует сердце и, подобно морю, полна чудесных игр, была поведана Вальмики так, как рассказал ему ее Нарада.

Поэма Вальмики описывает рождение Рамы, его доблесть, благожелательное отношение ко всем людям, его вселенскую доброжелательность, милосердие, красоту, сладостное расположение, его любовь к истине, смирение, помощь мудрецу Вишвамирте, наставления мудреца Вишвамитры и его терпеливое внимание к ним, то, как он сломал великий лук и женился на царевне Сите, его спор с Парашурамой, приготовления к коронации, его замечательные достоинства, возражения царицы Кайкейи против его коронации, его уход в лес, плач и смерть царя Дашаратхи, горе жителей Айодхьи, речь Рамы, обращенная к перевозчику, прощание с Сумантрой, его переправа через Гангу, посещение святого мудреца Бхарадваджа, его путь к горе Читтракута по совету мудреца, жизнь в соломенной хижине на горе Читтракута, страдания царя по возвращении Сумантры и уход монарха на небеса, попытка Бхараты уговорить Раму вернуться и принять свое царство, их беседа, погребальные обряды по отцу, отказ Рамы возвращаться в Айодхью, Бхарата получает сандалии Рамы как символ власти и правит Айодхьей из Нандиграма, Рама в лесу Дандака, его победа над злобным Вирадхой, встреча с мудрецом Шарабхангой, посещение хижины Сутикшны, встреча Ситы и Анасуйи и насталения ей, посещение мудреца Агастьи, жизнь Рамы в Панчавати, встреча с Джатаю, появление Шурпанакхи, беседа Рамы и Лакшманы с нею, увечье Шурпанакхи, убийство Кхары, Душаны и Триширов, появление Раваны, убийство Маричи, похищение Ситы, страдания Рамы в разлуке с Ситой, смерть Джатаю от руки Раваны, встреча с Кабандхой, посещение озера Пампа, беседа с Шабари, Рама достигает горы Ришьямукха и встречается с Хануманом, клятва дружбы и Сугривой, обещание Рамы убить Бали, битва между Бали и Сугривой, убийство бали, плач Тары, воцарение Сугривы на троне Кишкинды, пребывание Рамы на горе в период сезона дождей, Сугрива затягивает время исполнения своего обещания, гнев Рамы, Лакшмана доставляет послание Сугриве, Сугрива посещает Раму, его предложение Раме, приготовления армии обезьян к поискам Ситы, данное им описание земли, Рама отдает Хануману свое кольца, обезьяны в темной пещере, их пост на берегу океана в ожидании смерти, встреча с Сампати, царем коршунов, его слова относительно Ланки, прыжок Ханумана и полет над океаном, появление из океана горы Майнака, убийство злобной демоницы Сингхики, пленяющей своих жертв тенью, ночная Ланка, Хануман на Ланке и его долгие размышления, Хануман видит злобного Равану и летающую колесницу Пушпаку, входит в зал для пиршеств и разглядывает внутренние покои, Хануман ищет Ситу и видит царевну в саду Ашока, появление Ханумана в саду и приветствие Ситы, ее упреки, демоницы угрожают Сите, сон Триджаты о том, как Хануман передал Сите кольца Рамы, беседа на эту тему, Сита передает Хануману драгоценный камень, Хануман разрушает ашоковый сад, битва с демоницами, убийство воинов Раваны, пленение Ханумана, пожар на Ланке полет через океан, Хануман наслаждается фруктами в лесу Мадху, Хануман утешает Раму и отдает ему драгоценности Ситы, Рама прибывает на берег океана и строит мост через океан с помощью Налы и Нилы, осада Ланки, Бибхишана, брат Раваны переходит на сторону Рамы и предлагает план победы над Раваной, убийство Кумбхакарны и Мегхананды, убийство Раваны, встреча с Ситой, коронация Бибхишаны на трон Ланки, Бибхишана дарит Рама летающую колесницу Пушпака, возвращение Рамы в Айодхью, встреча с царевичем Бхаратой, коронация Рамы на трон Айодхьи, прощание с армией обезьян, жители Айодхьи праздную коронацию Рамы, репутация Ситы - эти и многие другие деяния Рамы на земле описал в своей священной поэме благословенный Вальмики.

Глава 4

Сыновья Рамы поют эпическую поэму

Знаменитый риши Вальмики поведал всю историю Рамы, правившего своим царством, и удивительная эпическая поэма была исполнена духовной мудрости. Святой мудрец составил двадцать четыре тысячи стихов и разделил их на пятьсот глав и шесть книг. Великий Муни, завершая эпос эпилогом "Уттараканда", думал: "Кого мне обучить этому классическому произведению?"

Пока мудрец размышлял, два царевича Куша и Лава, сыновья Рамы и Ситы, приблизились к нему и почтительно коснулись его стоп. И тогда аскет обучил этих добродетельных юношей, живших у него в хижине, сладкозвучной поэме, а также мудрости и полной вере в учение Вед. Знаменитый мудрец, выразивший суть этих писаний в своих стихах, обучил Лаву и Кушу. Вальмики в эпической форме поведал им о деяниях Рамы и Ситы и обо всем, что предшествовало убийству Раваны, назвав эту часть своего повествования "Убийство внука Поуластьи". Эта историческая поэма, которую приятно петь и которая доступна трем музыкальным темпам (сноска 1 медленному, умеренному и строму), вмещается в семь нот и поется в сопровождении вины. Она выражает различные настроения: печаль, сострадание, развлечение, ужас, ярость, мужество и безмятежность, и Лава с Кушей пели ее. Оба владели музыкальным искусством, мелодией и высоким тоном, у обоих были прекрасные голоса, как у гандхарвов. Наделенные божественной красотой, два певца, впоминая образ Рамы, все время на память повторяли великий эпос. Эти два восхитительные и очаровательные царевича искусно читали священный эпос "Рамаяну", прославляющий добродетель, перед мудрецами и обучали этому брахманов и аскетов также, как в свое время учились у Вальмики.

Волею Провидения два царевича, великие души, удачливые и наделенные всеми добродетелями, пропели эпос среди большого собрания в городе Рамы. Все мудрецы, слышавшие их, были тронуты, слезы текли из их глаз. В восторге и изумлении они кричали: "Превосходно! Превосходно!" и хвалили певцов. Добродетельные мудрецы испытывали величайшую радость. Изливая на Кушу и Лаву свою радость, они кричали: "Как мелодично вы поете! Какая изысканная, божественная поэма - история Рамы!" События минувших лет, казалось, предстали их взору - с таким чувством певцы описывали их. Они пели гармонично, сладкими, проникновенными, мелодичными и гибкими голосами и получили одобрение риши, известных своей суровостью.

Благословленные собравшимися аскетами, они пели особенно сладко и удивительно гармонично, и один муни подарил им кувшин, другой от удовольствия отдал им одежду из древесной коры, третий - шкуру черной антилопы, а еще один - священный шнур. Кто-то дал камандалу (сноска 1 - глиняный, деревянный или сделанный из кокоса горшок, обычно используемый аскетами), другой великий мудрец - пояс из травы мунджа (сноска 2 - саччхарум сара - лат.), кто-то циновку (сноска 3 - некоторые версии описывают, это было сидение из священного фигового дерева), а кто-то - одежду из хлопка (сноска 4 - каупина, или набедренная повязка, которую носят аскеты). От радости один аскет подарил им топор, другой - шафрановые одежды, а третий - кусок материи; один дал ленту завязывать волосы, а друго й - веревку, чтобы вязать хворост в лесу, выражая свой восторг; один отдал священный сосуд, другой - дрова, а третий - подушку и четки - все одарили их своими благословениями и пожелали долгой жизни (сноска 5 - или сказали "Свасти").

- Этот размер станет основой для будущих поэм, - сказали мудрецы. - Он сложен согласно особым правилам; два царевича пропели эту удивительную поэму с великим искусством; она одарит мудростью тех, кто слушает ее, продлит жизнь и принесет здоровье. Поэма эта, воистину, покоряет сердце!

Пока мудрецы прославляли двух царевичей, Рамачандра, проходивший этой дорогой, пригласил певцов в царский дворец. Заняв золотой трон, Рама, повергающий врагов, оказал гостеприимство и уважение тем двум достойным юношам. Окруженный министрами и братьями, Рама благосклонно смотрел на красивых образованных юношей, а потом обратился к Лакшмане, Шатругне и Бхарате:

- Послушайте историческую поэму, которую поют эти небесные сияющие певцы, поэму, которая описывает события, имеющие глубокий смысл!

Рамачандра повелел музыкантам петь, и мальчики, повинуясь его воле, настроили свои вины и запели "Рамаяну", как учил их этому мудрец Вальмики, сладко и ясно, а высокое собрание внимало их пению, дарующему удовлетворение сердцу и уму.

- Я восхищен музыкой и чтением этих двух певцов, наделенных царскими достоинствами! - воскликнул Рама.

Прославляемые и одобряемые Рамачандрой, два брата явили свое искусство в музыке и пении, и, слушая их в царском собрании, Рамачандра был глубоко взволнован.

Глава 5

Царство и столица царя Дашаратхи

Правителями земли в те времена были прославленные цари, потомки праджапати и их сыновей, среди которых был Сарага, иссушивший океан и никогда не преступавший границ своего царства без своих шестидесяти тысяч сынов. Великая "Рамаяна" восходит к этой семье могущественных монархов, берущей свое начало от Икшваку, сына Солнца. Рассказ этот будет поведан от начала до конца, слушайте же его с верой.

На берегах реки Сараю раскинулась великая и процветающая страна Кошала, населенная счастливыми жителями. Ее столицей была Айодхья, прославленная в трех мирах и основанная знаменитым Ману, повелителем людей. Главная улица города простиралась на шестьдесят миль; продуманно проложенные, превосходные улицы, самые широкие из которых всегда были политы водой и усыпаны цветами, украшали его.

Царь Дашаратха покровительствовал Айодхье, как Магхаван - Амаравати, и жил здесь с пышностью, словно Индра на небесах. В город вели красивые тяжелые ворота, было много базаров; защитные сооружения были сделаны опытными и умелыми инженерами и архитекторами. Там было много бардов, сказителей баллад и уличных музыкантов, жители были богаты и жили в просторных домах с высокими крытыми сводчатыми галереями, украшенных флагами и знаменами. В столице было много величественных строений и прекрасных садов, ее окружали манговые рощи, среди высоких деревьев, украшавших окрестности, нередко можно было встретить прекрасных дев, подпоясанных кушаком из ветвей и стеблей травы. Город окружали мощные крепостные стены и глубокий ров, которые не мог преодолеть ни один враг, на какие бы ухищрения ни пускался. Бесчисленные слоны, кони, быки и буйволы, верблюды и мулы бродили по городу, послушно служа своим хозяевам, множество послов проживали там, а чужеземцы мирно торговали, защищенные его крепкими стенами.

Айодхья, словно Амаравати Индры, была полна великолепными золотыми дворцами, стены которых сияли драгоценными камнями, а купола напоминали вершины гор. Этот удивительный город, изобилующий золотом, где прекрасные женщины прогуливались парами или группами, словно небесные птицы, был богат всми видами драгоценными каменьями и украшен сверкающими дворцами и пышными домами. Жилища ремесленников стояли так тесно друг к другу, что между ними совсем не было места, а земля, на которой они стояли, была идеально ровной; все были богаты рисом (сноска 1, с18 - говорят, жители ели только "шали рис", который растет в прохладное время года и считается самым лучшим) и вместо воды утоляли жажду соком сахарного тростника.

Со всех сторон раздавались звуки труб, горнов, лютней и гонгов; казалось, этому городу нет равных на земле, он напоминал обитель богов, которую можно достичь лишь ценой суровых аскез. Все его пышные строения были совершенством архитектуры и населяли их благороднейшие люди, щадящие бегущего врага и беззащитного, искусные в стрельбе из лука, способные пронзить врага на звук (сноска 1 с19 - это может быть любой звук врага, как например, в лесу), острыми стрелами, пущенными их сильными руками, они могли в одиночку сразить львов, тигров и диких кабанов в лесу. Такие герои тысячами населяли город царя Дашаратхи. Множество знаменитых брахманов совершали огненные жертвоприношения. Они обладали всеми достоинствами своего сословия, были сведущи в Ведах и шести отраслях знания и безмерно увеличивали подношения богам. Великодушные мудрецы, они черпали удовлетворение в благополучии других и напоминали божественных риши.

Глава 6

Город Айодхья

В этом славном городе жил царь Дашаратха, продолжа<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: