Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
— железнодорожная авария;
— авиационная катастрофа;
— дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
— аварии на водном транспорте;
— авария на магистральном трубопроводе и др.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
— неисправности пути;
— поломки подвижного состава;
— выход из строя средств сигнализации и блокировки;
— ошибки диспетчеров;
— невнимательность и халатность машинистов;
— сход подвижного состава с рельсов;
— столкновения;
— наезды на препятствия на переездах;
— пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
— повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
— изношенность технических средств.
Среди причин авиакатастроф выделяются:
— ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
— распад единой государственной системы Аэрофлота;
— рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
— снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
— ошибки пилотов;
— ошибки диспетчерских служб;
— неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
— погодные условия.
Причины автомобильных катастроф:
— неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
— большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
— многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
— неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
— нарушением водителями Правил дорожного движения;
— плохой подготовкой водителей;
— превышением скорости на опасных участках дорог; -— выездами на полосу встречного движения;
— управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии.
Причины происшествий на водном транспорте:
— нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
— износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
— погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
— ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
— ошибки при проектировании и строительстве судов;
— столкновения и опрокидывания судов;
— посадка на мель;
— взрывы и пожары на борту;
— неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
— низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.
44) Меры пожарной безопасности в школе.Действия учителя при возникновении пожара в здании школы и при эвакуации детей. Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Меры:
. Перед началом занятий и работ:
. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
. Количество парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать установленное нормами проектирования.
Классным руководителям организовать с обучающимися занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности.
Запрещается:
использовать для отделки и декорирования помещений образовательного учреждения легковоспламеняющиеся материалы;
применять электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми.
. Во время занятий и работ:
. При эксплуатации электроустановок запрещается:
использовать электрооборудование и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также использовать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
использовать электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы в помещениях образовательного учреждения (кроме специальных);
использовать в специальных помещениях электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы без подставок из негорючих материалов;
оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, ТСО, средства вычислительной и множительной техники;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
При обнаружении характерных специфических запахов гари, дыма, жженой изоляции, газа, все работы в данном помещении (помещениях) должны быть прекращены, незамедлительно поставлен в известность руководитель или дежурный администратор, приняты меры к установлению и устранению причин пожарной опасности (с привлечением квалифицированных специалистов).
При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей (более 50 человек):
разрешается использовать помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток или с открытыми решетками и расположенные не выше 2-го этажа (в зданиях с горючими перекрытиями);
елку необходимо устанавливать на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;
при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки разрешается проводить только в светлое время суток;
иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЗ. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В; мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;
при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) ее нужно немедленно обесточить.
. Запрещается:
применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты, способные привести к пожару;
украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;
использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
уменьшать ширину проходов между рядами стульев и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т. п.;
полностью гасить свет в помещении во время спектаклей и представлений;
допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.
. Ответственный за проведение мероприятий обязан обеспечивать дежурство ответственных лиц на сцене и в залах.
При устройстве софитов необходимо применять только негорючие материалы, а их корпуса изолировать от поддерживающих тросов.
Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от горючих конструкций и материалов, а линзовые прожекторы – не менее 2 м.
. Светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.
Запрещается:
проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании образовательного учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа руководителя образовательного учреждения;
проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб любыми способами с применением открытого огня;
включать в одну розетку несколько бытовых электрических приборов большой мощности, пользоваться самодельными электрическими приборами;
разогревать на открытом огне краски, лаки, мастики;
оставлять включенные газовые приборы без контроля;
при запахе газа зажигать спички, включать свет и электроприборы.
. По окончании занятий и работ:
. Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением дежурного и аварийного освещения, автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации).
. По окончании занятий и работ в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы следует убрать в специально оборудованные помещения.
Действия: При обнаружении очага возгорания в образовательном учреждении любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в «зародыше» с обязательным соблюдением мер личной безопасности.
. Необходимо помнить, что все огнетушители работают очень непродолжительное время: пенные – 60 – 80 с, углекислотные – 25 – 45 с, порошковые – 10 – 15 с. Приводить их в действие следует непосредственно возле очага пожара.
. При тушении пожаров в электроустановках нужно как можно быстрее обесточить (отключить) систему электроснабжения отдельного электроприемника, помещения или всего образовательного учреждения. В этом случае для тушения пожаров можно использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. Воду и пенные огнетушители применять нельзя.
Если очаг возгорания разрастается, немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону № _________ и по телефону 01.
. Немедленно оповестить как можно больше работников о пожаре и сообщить о нем руководителю образовательного учреждения, а при невозможности – другому должностному лицу.
. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями руководителя учреждения или должностного лица, заменяющего его.
Открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать с горящего этажа и с верхних этажей всех людей, находящихся в учреждении. Нельзя использовать для эвакуации лифты, подъемники и т. п.
. Особое внимание следует обратить на безопасность обучающихся, в первую очередь несовершеннолетних. С соблюдением мер личной безопасности постараться вынести из здания имущество и документы.
При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; можно накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, но ни в коем случае не бежать – бег только усилит интенсивность горения.
В загоревшемся помещении не нужно дожидаться, пока приблизится пламя. Основная опасность пожара для человека – дым. При наступлении признаков удушья лечь на пол и как можно быстрее ползти к выходу.
. Приложить усилия, чтобы исключить состояние страха и паники. Они часто толкают людей на безрассудные поступки.