1. Какое явление называют микроэволюцией?
ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.
2. Какое явление называют макроэволюцией?
ОТВЕТ: Процесс образования надвидовых систематических групп.
3. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.
ОТВЕТ: Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.
4. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?
ОТВЕТ: Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе, приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям окружающей среды.
5. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?
ОТВЕТ: Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.
6. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.
ОТВЕТ: Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.
7. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.
ОТВЕТ: Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.
8. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?
ОТВЕТ: Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).
9. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши?
ОТВЕТ: Переход только на легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.
10. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?
ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное дыхание, развитие больших полушарий и др.
11. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?
ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком, живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами
12. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?
ОТВЕТ: Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции. В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов.
12. Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?
ОТВЕТ: Большая численность способствует расширению ареала, увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.
12. Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?
ОТВЕТ: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, переходные формы (например, археоптерикса), филогенетические ряды (например, лошади).
12. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
ОТВЕТ: Индустриальный меланизм - это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.
12. Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?
ОТВЕТ: Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор- главную направляющую силу эволюции.
12. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
ОТВЕТ: В популяции насекомых –вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.
12. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.
ОТВЕТ: Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия. Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.
12. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.
ОТВЕТ: Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.
12. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
ОТВЕТ: В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор
21. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?
ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты.
21. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?
ОТВЕТ: Сгусток органических веществ.
21. В основе какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?
ОТВЕТ: Теории абиогенного синтеза.
21. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?
ОТВЕТ: В первичном океане было много органических веществ, и отсутствовали автотрофы.
21. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?
ОТВЕТ: Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не было в атмосфере.
Основы генетики
1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?
ОТВЕТ: Для выявления наследственных заболеваний.
2. Каковы причины сцепленного наследования генов?
ОТВЕТ: Расположение генов в одной хромосоме.
3. Почему соматические мутации не передаютсяпо наследству при половом размножении?
ОТВЕТ: Возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма.
4. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?
ОТВЕТ: Геномная мутация, т.е. наличие лишней хромосомы в 21-ой паре.
5. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?
ОТВЕТ: Подбор и скрещивание родительских форм, отличающихся рядом признаков и анализ наследования признаков потомством.
6. С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?
ОТВЕТ: Цитогенетического (изучив и посчитав количество хромосом под микроскопом).
7. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата?
ОТВЕТ: С хлоропластами и митохондриями, так как в них есть свои молекулы ДНК, свои гены.
8. Почему в фенотипе мух дрозофил длинные крылья встречаются чаще у серых особей?
ОТВЕТ: Гены «длинных крыльев» и «серого тела» расположены в одной хромосоме и поэтому наследуются сцеплено, т.е. вместе.
9. Что представляет собой генофонд?
ОТВЕТ: Совокупность генов всех особей популяции и вида.
10. Какова сущность гипотезы чистоты гамет?
ОТВЕТ: В гетерозиготных особях разные аллели не «смешиваются», сохраняют свои свойства, сохраняются в «чистоте», и в гаметы отходит только один из аллелей.
11. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.
ОТВЕТ: генотипы родителей ХН ХН и ХhУ; генотипы потомства - ХН ХhиХНУ; дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья – здоровы.
12. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные (доминантный ген), трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы потомства.
ОТВЕТ: Так как в потомстве наблюдается расщепление 1:1, значит отец имеет генотип аа, а мать – Аа. Гаметы отца – а, гаметы матери – А, а. Генотипы детей Аа (с длинными ресницами), аа (с короткими ресницами).
13. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение - доминантный признак)
ОТВЕТ: Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты, т.е. вероятность равна 100%.
14. При неоднократном скрещивании серого кролика с гетерозиготной серой самкой, все их потомство было серым. Какой можно сделать вывод по этим результатам?
ОТВЕТ: Отсутствие расщепления в потомстве говорит, что самец был гомозиготным и серая окраска является доминантным.
15. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготной комолой (безрогой) коровы с рогатым быком, если ген комолости доминирует? Какие законы наследственности подтверждаются при этом?
ОТВЕТ: А – комолость, а - рогатость;
Р АА Х аа
Ком. Рог.
ГАМЕТЫ(G) А а
F1Аа
комолые
ОТВЕТ: Все потомство будет комолой. Закон доминирования или единообразия, правило чистоты гамет.
16. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка.