Свойства текстильных материалов. Конструирование швейных изделий. Швейная машина. Технология изготовления швейных изделий.
Количество часов - 22.
Планируемые результаты изучения раздела:
- составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения;
- исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей;
- изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям;
- определять направление долевой нити в ткани;
- исследовать свойства нитей основы и утка;
- определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- определять виды переплетения нитей в ткани;
- проводить анализ прочности окраски тканей;
- находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину;
- изучать свойства тканей из хлопка и льна;
- знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач;
- оформлять результаты исследований;
- снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений;
- рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий;
- строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам;
- копировать готовую выкройку;
- находить и представлять информацию об истории швейных изделий;
- определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою;
- выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы;
- выкраивать детали швейного изделия;
- находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя;
- изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание;
- изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом;
- подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх;
- выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка;
- выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад;
- находить и представлять информацию об истории швейной машины;
- овладевать безопасными приёмами труда;
- изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание;
- проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание;
- обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану;
- осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки;
- находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды;
- овладевать безопасными приёмами труда;
- знакомиться с профессиями закройщик и портной;
- выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Художественные ремёсла
Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Лоскутное шитьё.
Количество часов - 8.
Планируемые результаты изучения раздела:
- изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края;
- зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия;
- анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России;
- посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей);
- находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину
- зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию;
- выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно;
- создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора;
- изучать различные виды техники лоскутного шитья;
- разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора;
- изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги;
- подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия;
- изготовлять образцы лоскутных узоров;
- обсуждать наиболее удачные работы;
- находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья;
- знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников;
- определять цель и задачи проектной деятельности;
- выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла».