Отбор и спортивная специализация.




 

Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной работы нужны, само собой конечно, конкретные причины. К числу главных из них относятся, кроме других, индивидуальная склонность к ней, индивидуальные установки, нужды, интересы. Бесспорно также, что их определение, развитие и развитие происходят под воздействием естественных и общественных факторов, в том числе направленно влияющих и стихийных.

Возможность того, что механизм спортивного совершенствования будет развертываться в оптимальном варианте, во множеством находится в зависимости от того, на каком из стадий личного возрастного формирования выявляется склонность к прогрессированию в том или другом виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная направление, то имеется развитие магистральной нацеленности спортивной работы и разумный выбор возможностейных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной склонностью.

Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс современного спорта и сильное усиление конкуренции на мировой спортивной арене повлекли актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических сторонах. Задачам отбора в крайние немного десятилетий посвящено вполне много исследований и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сформировалась и разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не приобрело достаточно согласованного истолкования. Большинство экспертов так или в противном случае увязывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной склонности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением в зависимости от такого направленности спортивной специализации и выделением из совокупного числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким спортивным результатам для того, дабы создать им приоритетные условия для спортивного совершенствования. Практика внедрения отбора в данном смысле очутилась двойственной.

 

С одной стороны, она содействовала активизации поиска одаренных спортсменов и формированию отлаженной организации их подготовки, с другой — в собственных утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение доступа к систематической спортивной работы тех, кто с первых же шагов отпадает отбором как "маловозможностейные" или совсем "бесперспективные" и на данном основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых нормально налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях данная практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" часто фактически вкладывается суть отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то имеется покупает в определенный мере нечеловечный суть.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для оценки спортивной склонности и ориентации индивида, необходимо, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор дисциплины и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно которые сформированы личностным потребностям, интересам. При данном важно, конечно, определить личные возможности достижения результатов в том или другом виде спорта, но суть дела совсем не сводится к определению перспективы только с позиции вероятной величины чисто спортивного результата.

Намного важнее определить то, в каком точечно направлении очень необходимо ориентировать спортивную работа приобщаемых и приобщенных к спорту, дабы с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность нужд и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной работы, очень на этапы приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, конечно, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных общественных условиях должны быть предоставлены одинаковые возможности для удовлетворения спортивных интересов.

Свой оправданный смысл спортивный отбор покупает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и схожих групп спортсменов, подготавливаемых для увеличения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной базе комплектуются сборные команды и регулируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного показателя индивидуальных спортивных достижений. Данный отбор неслучайно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не "отбраковывает" никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может побудить спортивные дерзания.

Неодномоментность и динамичность спортивной ориентации. Специалисты сходятся во мнении, что правильно определить личную предрасположенность к спортивным достижениям с помощью каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время нельзя. Нельзя по двум главным причинам:

в первую очередь, спортивная склонность — многосложный совокупность индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и выделяется не в то же время, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной работы;

во вторую очередь, личные возможности спортивных достижений и индивидуальные установки на их реализацию динамичны, кроме того изменяются как в силу естественных особенностей личного формирования, так и под воздействием общественных условий существования. Поэтому необходимо, что диагностику (от "диагноз" — распознание, определение) индивидуальной спортивной склонности, а означает, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию нужно делать не в качестве некоего разового меры, а в качестве поэтапно возобновляемого процесса. Многолетнюю спортивную работа принято подразделять с популярной условностью на три немалые этапы, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной существования, — стадию базовой подготовки, стадию наибольшей продажи спортивно-достиженческих перспектив и стадию "спортивного долголетия"

 

Закономерности эффективного построения организации подготовки спортсмена обязывают в пределах первой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу данной этапы с относительно твердым выбором дисциплины углубленной спортивной специализации, направления и параметров дальнейшей спортивной работы. Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всевозможных временных границ, так как они существенно сомневаются в зависимости от личного возраста начала занятий спортом, действительно складывающихся оченьстей содержания и построения спортивной тренировки, характера соревновательной работы, индивидуальных особенностей формирования спортсмена, прочих факторов и ситуаций. Примерно можно сказать, что с начала систематической спортивной работы в детском и подростковом возрасте во множества случаях случается вполне двух-трех лет, дабы в первом приближении правильно определить разумное направление спортивной специализации и спланировать спортивные перспективы. Но эта первичная направление в будущем подлежит более или менее значительным коррекциям, особенно когда в действительных условиях существования созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в отрасль спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.

Заключение

Для любого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному итогу. Положительный результат отбора может, к примеру, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода главного спортсмена в число резервных и т. д.

Спортивный отбор продолжается регулярно в процессе спортивной работы. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то далее функционирование с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий.

Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину—от нескольких секунд до нескольких лет. Так, к примеру, начальный отбор юных спортсменов осуществляется в расчете на последующую многолетнюю спортивную работа. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной работы, разрешенные правилами определённых типов спорта, часто представляют собой отбор для дальнейшей работы в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время осуществления конкурентом семиметрового штрафного броска). Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа: · определение специфики требований, которые предъявит предстоящая работа; · планирование перспектив определенных кандидатов; · принятие позитивного или отрицательного решения с его дальнейшей реализацией.

 

 

Список использованной литературы

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для

студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

 

Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ.

Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

 

Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ.

Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А.

Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение,1990.

 

Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки

спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: