Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 214 городского округа город Уфа Республики Башкортостан




на период с 01.09. 2021- г. по 31.05.2022 г.

Пояснительная записка к учебному плану 2021- 2022 учебный год

(составлен в соответствии с санитарными правилами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»)

 

В соответствии с Федеральным Законом об образовании от 29.12.2012 N2 273-ФЗ, организация образовательного процесса в старшей группе №9 МАДОУ Детский сад № 214 городского округа город Уфа Республики Башкортостан регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием организованной образовательной деятельности, режимом дня.

Учебный план разработан в соответствии:

  • Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013г. № 1155 Федеральное государственное образовательный стандарт дошкольного образования.

· Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

· Санитарными правилами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

· Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249.

· Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение» /под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. - 330 с. - (Серия «Вдохновение»)

 

Учебный план ориентирован на организацию образовательной деятельности по выбору детей, а также совместной деятельности детей и взрослых в режиме пятидневной рабочей недели, продолжительность учебного года составляет 38 недель: 18 недель в первую половину и 20 недель во вторую половину учебного года. Предусмотренная Программой система педагогической диагностики и документации динамики развития детей основана на методе наблюдения по «Картам развития от З до 7 лет». Наблюдение и документирование производятся регулярно и целенаправленно в течение учебного года. В картах развития определены и структурированы ключевые признаки, отражающие «шаги развития» каждого ребенка, которые в комплексе могут дать простое, достаточно емкое представление о нем в каждом возрастном периоде и о динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой из областей развития, определенных ФГОС ДО.

Учебный план предусматривает каникулярное время: зимние каникулы, летние каникулы. В зимние каникулы предусмотрены недельные творческие каникулы, во время которых проводятся развлечения, спортивные праздники и досуговые мероприятия. Учебный план составлен для организации проектов, развлекательно-досуговых мероприятий познавательного, оздоровительного и эстетического циклов.

В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Обязательная часть составляет не более 60% от её общего объема, часть формируемая участниками образовательных отношений не более 40%. Основная образовательная программа реализуется на русском языке государственном языке Российской Федерации.

Обязательная часть предусматривает и обеспечивает развитие детей во всех образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие в ключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

 принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

 принцип научной обоснованности и практической применимости;

 принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

 принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

 принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

 решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.

Содержание образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение».

Образовательная деятельность проводится по выбору детей или предлагается воспитателем, организуется в центрах активности. Часы, отведённые на образовательную деятельность считать условными. Продолжительность образовательной деятельности зависит от заинтересованности детей и соответствует СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: для детей от 5 до 6 лет - 25 минут. Перерывы между периодами образовательной деятельности составляют не менее 10 минут.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе – 45 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.

Задачи обучения решаются не только в образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

Задачи образовательных областей интегрированы друг в друга и решаются во всех видах деятельности и в режимных моментах. Для организации совместной образовательной деятельности используются технологии, предусмотренные программой «Вдохновение»: «План - дело - анализ», «Детский совет» (технологии проектной деятельности), «Команда» (технология коллективной деятельности), «Игровой час» (технология организованных занятий).

Организация деятельности по социально-коммуникативному развитию реализуется в повседневной деятельности детей и взрослых, а так же через проекты социальной направленности.

Образовательная деятельность по речевому развитию реализуется в повседневной деятельности детей и взрослых, через использование современных методик: «Детский совет», проектную деятельность, которая предполагает работу в центрах активности, специально организованные занятия, а так же через планирование и проведение развивающих мероприятий: литературной гостиной, театральных постановок, чтение художественной литературы, создание библиотеки группы, сетевое взаимодействие и основана на выборе детей.

Образовательная деятельность по познавательному развитию реализуется в повседневной жизни детей и взрослых через использование проектов познавательной направленности, работу в лабораториях, организацию мини-музеев, сетевое взаимодействие, специально организованные занятия, коллективные виды деятельности, обсуждение на детском совете, работу с семьей и основана на выборе детей.

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию реализуется в повседневной деятельности детей и взрослых. Реализуется через использование развивающих мероприятий: проектов художественно-эстетической направленности, занятий в малых группах, организацию театральных спектаклей, досугов, праздников, выставок, сетевое взаимодействие. Музыкальные занятия проводятся во всех группах 2 раза в неделю. Вся деятельность основана на выборе детей.

Образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется с детьми 3 раза в неделю. Со старшей группы 1 занятие по физической культуре проводится на улице. Предусмотрены следующие дополнительные развивающие мероприятия: проектная деятельность, сетевое взаимодействие, организации самостоятельной двигательной активности.

Для профилактики переутомления предусмотрено равномерное распределение периодов образовательного процесса. Зимние каникулы составляют семь дней без праздничных дней в январе. На период летних каникул проводятся развлечения, досуги, прогулки. В летний период проводятся физкультурные и музыкальные занятия. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

Есть несколько событий, которые являются опорными точками при стратегическом планировании образовательных действий на весь учебный год. Это праздники: 11.10.2021 г. – День Республики Башкортостан, 04.11.2021 г. – День народного единства, 01.01.2022 г. – 09.01.2022 г. – Новогодние рождественские каникулы, 23.02.2022 г. – День защитника Отечества, 07.03.2022 - 08.03.2022 г. – Международный женский день, 01.05.2022 г. – 03.05.2022 г. – Праздник Весны и труда, 09.05.2022 г. - 10.05.2022 г. – День Победы, 13.06.2022 г. – Курбан-байрам

Учебный план на 2021 — 2022 учебный год

Образовательная область Виды образовательной деятельности Старшая группа
Обязательная часть
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой - М.: Издательство «Национальное образование», 2019. Парциальные программы, формируемые участниками образовательных отношений
Социально-коммуникативное развитие   Задачи образовательной области интегрированы во все взаимодополняющие образовательные области и решаются во всех видах деятельности и в режимных моментах. Образовательная деятельность основана на выборе, самоопределении ребёнка, или предложенным взрослым.
Познавательное развитие Окружающий мир: естествознание, экология и техника Ежедневно в форме интегрированной деятельности
В форме организованных занятий
1 раз в неделю
Ознакомление с окружающим: общество, история, культура Ежедневно в форме интегрированной деятельности
ФЭМП Ежедневно в форме интегрированной деятельности
В форме организованных занятий
1 раз в неделю
  Родной край Ежедневно в форме интегрированной деятельности
    В форме организованных занятий
    1,5 раз в неделю (0,5 занятие интегрировано с рисованием)
Речевое развитие Общее овладение ребенком речью, формирование предпосылок грамотности В форме ООД (в соответствии с расписанием ООД), ежедневно в форме интегрированной деятельности
В форме организованных занятий
2 раза в неделю
Художественно-эстетическое развитие Изобразительные пластические искусства, конструирование и моделирование Ежедневно в форме интегрированной деятельности
В форме организованных занятий
Рисование – 1,5 раза в неделю (0,5 занятия интегрировано с Родным краем) (Аппликация/Лепка/Ручной труд) – 1 раз в неделю
Музыка, музыкальное движение, танец. Ежедневно в форме интегрированной деятельности
В форме организованных занятий
2 раза в неделю
Физическое развитие «Здоровье, гигиена, безопасность». Ежедневно в форме интегрированной деятельности
«Движение и спорт» Ежедневно в форме интегрированной деятельности
В форме организованных занятий
3 раза в неделю
Итого в неделю:   13 занятий

 

Задачи обучения решаются не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Режим дня и расписание ООД соответствуют виду и направлению дошкольного учреждения.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно
Чтение художественной литературы ежедневно
Дежурство ежедневно
Прогулки ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: