Культ императорской власти




Культура Византии (продолжение).

Территория Византии и особенности экономики

 

В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Географическое положение предопределило связь византийской цивилизации с двумя различными мирами - Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути - сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. В наследство от Рима Византия получила немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми народами. Провинции Византии на Балканах - Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. В Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми, В Византии развивались ремесла, которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Свободных крестьян было больше чем рабов, что обуславливало меньшее истощение земли, большие урожаи.

 

Роль городов и населения

В IV-V в.в. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия, Эдес, Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Коринф. Города носили античный облик, имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными статуями. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а первой половине VI в. - 375 тыс. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.

Население Византии, достигавшее 30-35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Постепенно в Византии складывается этническое греческое ядро - греки, бывшие самой многочисленной народностью. Государственным языком до VII в. был латинский язык, а в VII веке греческий.

 

Византия и соседи. Конец Византийской империи

Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V-VI вв.),Болгарского царства, испытывала территориальные претензии со стороны Ирана, с которым шла длительная война за торговые пути. В истории Византии VII в. был трагическим - арабские племена, создавшие свою государственность и объединенные новой религией - мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. Территория империи сократилась втрое. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она оставалась до XIII в., когда начался её закат. В 1204г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя вновь распалась на части. Несмотря на восстановление единства Византия в XIV-XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия сокращалась. В 1453 году турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Византийская империя прекратила свое существование.

 

Государственное устройство Византии

Культ императорской власти

Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники императора. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа - в качестве его символа на сиденье возлагали крест.

Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол - раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны - храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.

Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.

 

Влияние церкви

Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви.В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником.

Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания.

В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами.На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства - о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.

Христианство в Византии как государственная религия положила начало формированию греко-восточного типа культуры.

 

Музыка

 

До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде "декламации" дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели "а капелла" (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.

В это время различают "простое" и "богатое" пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной музыки. Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки).

 

Литература в Византии

Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены.

Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась "архивом эллинизма", недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо.

Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю - сочетание учености и назидательности с поэзией.

В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, - Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках V-VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные сборники "Четьи-Минеи".

Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама до 842 г. (монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию).

Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом - ученым салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия - его "Библиотека" или "Многокнижие" (880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т. д.).

Константин Багрянородный за свой счет издавал обширные сборники и энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью. По его приказу была составлена историческая энциклопедия.

Византийская эпоха заканчивается в 1453 г., когда Константинополь захватили турки-сельджуки и последний император Константин Палеолог погиб на поле брани. Закат византийской литературы сопровождается "плачами о падении Константинополя", о муке и позоре его исторической изжитости.

Заключение

Византийская культура - это один из этапов развития мировой культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами развития культуры были:

- единство языка, этноса и религии (греческое этническое ядро, православие);

- устойчивая государственность;

- положение "моста" между Западом и Востоком;

- наличие элементов восточных цивилизаций;

- взаимопроникновение культур;

- культурные контакты с Италией, особенно в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса и создание предпосылок для развития гуманизма как общеевропейского явления;

- доминанта греко-римской культурной основы;

- различие между европейской и византийской культурами как результат обрядовых различий между католицизмом и православием.

 

Библия.

Христианская Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова на древнееврейском языке. Основу самых древних, канонических книг Ветхого Завета, составляет Пятикнижие Моисея, а также книги пророков и проповедника Екклезиаста, псалмы Давида, притчи и Песнь Песней Соломона.Пятикнижие Моисея включает в себя: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Неканонические книги Ветхого завета (книга Иудифи/Юдифи, книга Товита) были написаны на еврейском и греческом языках после V в. до Р.Х. Они тоже вошли в Септуагинту – греческий перевод Ветхого Завета, который был сделан в III-II вв. до Р.Х. для александрийских евреев-эллинистов и иудеев рассеяния, живущих вне Палестины. Книги Нового Завета написаны на греческом языке в I в. после Р.Х. Новый Завет включает четыре Евангелия (от Матфея от Марка, от Луки, от Иоанна), Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), деяния и послания апостолов.

Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II в. после Р.Х. Иероним перевел их заново в конце IV – начале V вв., и этот перевод, известный под названием «Вульгата», получил широкое распространение в католической церкви. Перевод Библии на славянский язык начат был Кириллом и Мефодием в IX в. Библия не только определила христианское мировоззрение, но стала основным источником сюжетов и образов художественной культуры европейского средневековья.

Задание: Познакомиться с Библией. Обязательно прочитать из Ветхого Завета Пятикнижие Моисея, из Нового Завета – Евангелия и Апокалипсис. Знать библейские сюжеты, к которым обращаются художники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: