Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей на опыте кружка «Пазлик»: плюсы и минусы
Все педагоги столкнулись с новой формой обучения детей – дистанционной. Педагогам, детям и родителям пришлось пересмотреть свой привычный график, режим работы и занятий и оперативно переключиться на непривычный способ обучения.
Главной трудностью было то, что я, как педагог, не имела опыта работы с детьми посредством компьютера, интернета. Не было представления как научить ребят.
Изучив способы дистанционного образования в социально-педагогическом направлении, я выбрала способ подачи материала через демонстрацию видеоуроков и текстовых документов, отправляла обучающимся в социальную группу Вконтакте, а они в свою очередь выполняли работу и присылали мне фотоотчеты в комментариях.
В таком варианте занятий есть несомненный плюс в том, что ребенок сам решает, когда ему удобно заниматься. Просмотр записи позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, перематывать видеозапись и повторять необходимые этапы работы. Обучающиеся могут не только повторять все за педагогом, выполняя четкие инструкции, но и проявлять фантазию, находчивость, творить.
Вот пример задания по теме ""Толстый-тонкий"
А это детские работы. У каждого обучающегося свой вариант оформления органайзера, своя интерпретация выполнения задания. Одинаковых работ нет.
Специально для дистанционных занятий были выбраны такие виды работы, которые дети могут выполнить максимально самостоятельно, не затруднительно и недолго по времени.
Например, работы по теме: "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ"
Положительным моментом общения в онлайн чате явилось то, что дети, смотря на работы других обучающихся, вдохновлялись ими и воплощали свои творческие задумки, иногда, конечно, немного копируя работы, но внося что-то свое.
Подводя итоги, хочу выделить плюсы и минусы дистанционной формы обучения в дополнительном образовании.
Основные положительные моменты:
• Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в комментариях)
• Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет)
• Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу
• Процесс обучения доступен для всех детей не в зависимости от состояния здоровья
• Дети могут общаться друг другом и педагогом, тем самым увеличивая свой круг общения.
• При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.
К минусам дистанционного обучения можно отнести:
•Отсутствие подходящего видеоматериала для дистанционного обучения.
• Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы. Например, у меня, как педагога, нет возможности снимать видеоуроки на профессиональную камеру, приходилось делать видео на смартфон, а затем учиться монтировать.
•Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком
• Много времени уходит к подготовке каждого занятия
Из всего сказанного делаю вывод, что дистанционное обучение в дополнительном образовании имеет право на существование. Такое обучение расширяет границы образовательного пространства и пространства личности.