Занятие 33
Тема «Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды»
(ПК-5, ПК-17).
вопросы к занятию
1. Способы разделения суммы алкалоидов: по различной силе основности, путем получения солей или других производных, по различной температуре кипения, хроматографическим методом (раскрыть принципы каждого метода, привести примеры).
2. Качественное определение алкалоидов в ЛРС: общие осадочные реакции, частные реакции (указать реактив и аналитический эффект реакции, особенности проведения реакций). Приготовление вытяжек из ЛРС для проведения качественных реакций.
3. Способы выделения алкалоидов из ЛРС. Извлечение алкалоидов в виде оснований и солей. Очистка извлечений алкалоидов.
4. Количественное определение алкалоидов в ЛРС.
5. Cпектрометрия в ближней инфракрасной области ОФС.1.2.1.1.0001.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
6. Спектрометрия в инфракрасной области ОФС.1.2.1.1.0002.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
7. Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях ОФС.1.2.1.1.0003.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
8. Атомно-эмиссионная спектрометрия ОФС.1.2.1.1.0004.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
9. Атомно-абсорбционная спектрометрия ОФС.1.2.1.1.0005.18. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
10. Флуориметрия ОФС.1.2.1.1.0006.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
11. Фотоколориметрия ОФС.1.2.1.1.0012.18. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
12. Спектроскопия ядерного магнитного резонанса ОФС.1.2.1.1.0007.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
13. Масс-спектрометрия ОФС.1.2.1.1.0008.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
14. Рамановская спектрометрия ОФС.1.2.1.1.0009.15. Принцип метода, оборудование, область применения, способ измерения, особенности использования, использование для качественного и количественного анализа.
Методика проведения занятия:
Хронометраж занятия.
1. Текущий тестовый контроль по теме (25 мин)
2. Устный/письменный опрос по теме (95 мин).
3. Подведение итогов занятия (15 мин).
Итого 135 мин
Вступительное слово.
Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики
Контроль исходного уровня знаний.
Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.
Рекомендуемая литература.
Основные источники:
Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения: учебное пособие | под ред. Г.П. Яковлева | СПб.: СпецЛит, 2010 |
Дополнительные источники:
Государственная фармакопея СССР, Х1 издание, вып. 1, 2, | М., «Медицина», 1987, 1990 | |
Фармакогнозия: Учебник – 4-е издание | Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. | М.: Медицина, 2002. |
Фармакогнозия: Учебник – 5-е издание | Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. | М.: Медицина, 2007 |
Фармакогнозия: учебная практика | Под ред. И.А. Самылиной | М.: Медицина, 2011 |
Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие | под.ред. И.А. Самылиной | М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. |
Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. | Ответственный редактор Н.Д. Круглов | Смоленск: Смол.гос. пед. ин-т., 1997 |
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:
Нормативная документация и государственная фармакопея:
· Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://www.rosminzdrav.ru/;
· Электронный справочник «Информио» для высших учебных заведений ( www.informuo.ru);
· Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова // https://www.emll.ru/newlib/;
· Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России // https://vrachirf.ru/company-announce-single/6191/;
· Российское образование. Федеральный образовательный портал. www.edu.ru/;