Искусственный интеллект и человеческий разум




Введение

Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)— доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.

Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).

Различают следующие виды рефератов:

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о по­лученных результатах, возможности применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, свя­занные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько пер­вичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения.

Рефе­рат-доклад дает анализ информации первоисточника и объектив­ную оценку состояния проблемы.

Искусственный интеллект и человеческий разум

Искусственный интеллект – это не магия и не научная фантастика, а сплав методов науки, техники и математики.

История искусственного интеллекта как нового научного направления начинается в середине XX века. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчётов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений — теории алгоритмов — и были созданы первые компьютеры.

В 1950 году один из пионеров в области вычислительной техники, английский учёный Алан Тьюринг, пишет статью под названием «Может ли машина мыслить?» , в которой описывает процедуру, с помощью которой можно будет определить момент, когда машина сравняется в плане разумности с человеком, получившую название теста Тьюринга. В тесте принимают участие человек, компьютер и судья. Все участники теста не видят друг друга. Как компьютер, так и человек получают вопросы в форме предложений, а судья, проанализировав их ответы, должен определить, какой из них принадлежит человеку, а какой – компьютеру. В функцию программы, заложенной в компьютер, входит создание ответов на вопросы судьи, близких к ответам человека, то есть усложнить работу судьи в определении различия между машиной и человеком. Например, дается задание написать стихотворение о небе или сложить числа 34957 и 70764. Если судья не сможет различить ответы человека и компьютера, то компьютерная программа, сознательно и силой воли заложенная в компьютер человеческим разумом, означает, что она показала значительные особенности искусственного интеллекта. В 1956 году выдающийся американский информатик Джон Маккарти предложил термин «искусственный интеллект». Против такого названия высказались многие философы и религиозные деятели Запада. Критика и дискуссия сторонников «за» и «против» не прекращались, пока один из оппонентов термина «искусственный интеллект» философ Хьюберт Дрейфус не проиграл игру в шахматы с компьютером, куда была записана программа шахматной игры, опирающаяся на логику искусственного интеллекта. Несмотря на то, что философские и социологические дискуссии продолжаются и сегодня, центр их тяжести переместился в сторону вопроса «как можно использовать технологии искусственного интеллекта в повседневной жизни?».
Вначале исследования по искусственному интеллекту сводились к решению простейших проблем как, например, доказательству математических теорем, уравнений неравенства и логических выводов. В 1960-х годах проект машинного перевода на основе логики искусственного интеллекта потерпел неудачу по таким причинам, как, например, сокращения в разговорной речи, многозначность слов в зависимости от места, времени и лиц, к которым они адресованы. В последующие годы исследования по искусственному интеллекту отметили большой прогресс. Компьютерной системе Deep Blue, разработанной в 1997 году с особенностями искусственного интеллекта, во втором матче удалось выиграть у Гарри Каспарова, который в течение 12 лет удерживал звание чемпиона мира по шахматам. Не следует забывать, что вышеприведенная программа разработана только для игры в шахматы, в отличие от Каспарова, который «запрограммирован» совершать сотни разных операций. Известно, что в наше время системы искусственного интеллекта используются в критических ситуациях, военных проектах, требующих быстрого принятия правильных решений, а также в обработке больших объемов информаций. Тем не менее, искусственный интеллект на сегодняшний момент недостаточен для осуществления умственных функций человека на низком уровне, например, в распознании повседневной речи и понимании простых историй.

Процитированное в преамбуле определение искусственного интеллекта, данное Джоном Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете, не связано напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, ИИ-исследователи вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.

Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».

Как указывает председатель Петербургского отделения Российской ассоциации искусственного интеллекта Т. А. Гаврилова, в английском языке словосочетание artificial intelligence не имеет той слегка фантастической антропоморфной окраски, которую оно приобрело в довольно неудачном русском переводе. Слово intelligence означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», для которого есть английский аналог intellect.

По убеждению Маккарти, обычное человеческое умственное действие является синтезом множественных более мелких операций, производимых нашим мозгом в ответ на среду, и, что самое главное, эту процедуру, по мнению участников Дартмутской конференции, возможно сымитировать. Основная сложность или, вернее сказать, основное условие всех подобных операций, согласно Маккарти, заключается в том, что любое вычисление, если мы говорим о машине, или, говоря в целом, любое перемещение, преобразование информации происходит в изменчивой непредсказуемой среде.

В целом, машина или человек могут только адаптироваться или действовать только в ограниченном количестве внешних сред. Даже человеческий мозг, будучи сложной системой, в первую очередь адаптируется к простым аспектам своей среды и постепенно накапливает опыт решения более сложных задач. Я предлагаю изучить, как происходит синтез моделей мозга, происходящий из параллельного развития ряда внешних сред и соответствующих моделей мозга, которые адаптируются к ним.

Элон Маск, основатель компании SpaceX, назвал искусственный интеллект угрозой человечеству, а теперь вслед за ним то же сделал Стивен Хокинг. Хокинг, знаменитый физик, автор научно-популярных книг, в интервью BBC высказал мнение о том, что «разработка полноценного искусственного интеллекта может сулить конец человеческой расе».
Сегодня, по мнению Хокинга, искусственный интеллект никакой угрозы еще не несет, но в будущем ученые могут создать технику, способную превзойти людей как по мощности интеллекта, так и по физической силе.
«Подобная машина начнет жить своей жизнью и самосовершенствоваться все более быстрыми темпами, — полагает Хокинг. — Люди, чье развитие ограничено темпами биологической эволюции, будучи неспособны соперничать с подобной системой, окажутся в отстающих».

Высказывания Хокинга сравнивается с комментариями Маска, который в конце октября, выступая в Массачусетском технологическом институте, предостерег об опасностях, таящихся за исследованиями в области искусственного интеллекта. «Думаю, с искусственным интеллектом надо быть очень осторожными, — заявил тогда Маск, генеральный директор Tesla Motors, компании — производителя электромобилей, и SpaceX — компании, занимающейся коммерческими космическими полетами. — Если бы меня спросили, какова самая серьезная угроза существованию человечества, то, наверное, это как раз искусственный интеллект. Разрабатывая его, мы вызываем демона. Во всех историях о подобном герой, изобразив пентаграмму и вооружившись святой водой, уверен, что сможет контролировать демона, но оказывается, что это не так». Маск летом написал в Twitter, что искусственный интеллект, «наверное, еще более опасен, чем ядерное оружие», а выступая в МТИ, заявил, что разработку подобных систем необходимо проводить под строгим государственным и международным контролем. Высказывания Маска спровоцировали жаркие споры по поводу искусственного интеллекта, хотя сегодня его уровень достаточен лишь для роботизированных пылесосов, но пока что не терминаторов, захватывающих мир.

Ясер Абу-Мостафа, профессор электронного машиностроения и компьютерных наук Калифорнийского технологического института, выразил недоумение по поводу уже начавшихся разговоров об опасности искусственного интеллекта, хотя никаких пугающих технологий еще не разработано. «В области искусственного интеллекта не наблюдается серьезного прогресса, который бы давал основание для беспокойства, — отметил ученый. — Просто, по-видимому, стремительное развитие некоторых технических средств, например сотовых телефонов, наряду с их всеобщей доступностью дает людям основание верить в пророчества из области научной фантастики». Маск и Хокинг, конечно, далеко не рядовые представители человечества, но ученый с ними не согласен: «Я не беспокоюсь — не только потому, что до создания машинного интеллекта высокого уровня еще, наверное, десятки лет, но и потому, что уверен — мы сможем контролировать его, когда создадим. Приведу аналогию с ядерным оружием: то, что у нас есть физическая возможность уничтожить весь мир за считанные минуты, не означает, что это произойдет. Мы предусмотрели средства, которые не позволяют это сделать».

Некоторые ученые все же не исключают возможности выхода со временем искусственного интеллекта из-под контроля человека, но считают, что подобные технологии появятся лишь через 50-100 лет, за это время вполне можно подготовить защитные меры.

«На самом деле я считаю, что подобные опасения могут иметь под собой основание, а сама вероятность создания искусственного разума, превосходящего человеческий, весьма интересна, — отметил Эндрю Мур, декан факультета компьютерных наук Университета Карнеги-Меллона. — Это опасность, которая может реализоваться лишь в отдаленном будущем, но рано или поздно о ней придется задуматься. Как только мы начнем приближаться к созданию мощных сверхразумных машин, без сомнения, необходимо будет остановиться и задуматься над тем, что мы творим».
Стюарт Рассел, профессор электронного машиностроения и компьютерных наук Калифорнийского университета Беркли, признался, что считает опасными будущие системы искусственного интеллекта, и поэтому уже сейчас организует научные дискуссии, посвященные обсуждению этой опасности. По его мнению, задумываться о данной проблеме надо уже сейчас — до того, как исследователи сумеют создать сами машины.

 

А про человеческий разум написано много статей. Человеческий разум обсуждают философы и писатели с самых древних времен. О том, как на самом деле работает человеческий разум, споры ведутся ни одно столетие.

В словаре Даля разум определяется как духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять сравнивать) и заключать (решать, выводить следствия), способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца. Общественные науки определяют разум как творческую познавательную деятельность, раскрывающую сущность действительности; познание.

У Брокгауза и Ефрона разум в философском понимании – это высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить; всеобщее понимание: разум – это способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок. Рассудок, в свою очередь, определяется, как способность мыслить и познавать в понятиях вещи и их отношения: разумение, являющееся результатом рассуждений. Общественные науки определяют рассудок как способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему; мышление. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что разум это способность человека оперировать данными, правильно классифицировать их и принимать решения исходя из этого. Чем более правильные решения принимаются, тем человек считается разумнее. Но какой критерий у правильных решений?

Как можно определить: поступил человек разумно или нет? Будет ли разумно разрушить построенный дом? Если дом не пригоден для жилья и на его месте собираются строить новый, более благоустроенный, то такое разрушение будет оправданно. В противном случае, это, скорее всего, будет не разумным. Так же можно разрушать и человеческие отношения, отношения в семье, имидж человека и т.д. Почему это происходит? Это можно рассмотреть на простом примере. Допустим, человек вырос в среде, где считается нормальным убивать себе подобных, уничтожать что-то, что было создано другими, разрушать чью-то репутацию ради достижения каких-то своих сомнительных целей. Разум такого человека будет настроен на разрушение. Будет ли это выживательным для него или его окружения? Скорее всего, нет. Чем меньше разрушительных целей будет включать в себя разум, тем более чистым он будет. В нем будет много созидательных целей, которые способствуют выживанию самого человека, окружающих его людей и общества в целом.

Если мы посмотрим вокруг, то становится понятно, что в современном обществе в данный момент преобладают разрушительные цели. Человеческий разум оправдывает это. Мы можем часто слышать такие объяснение этому: «Так поступают все». Возникает вопрос: можно ли с этим что-то сделать? Нужно ли с этим что-то делать? Ответ на это можно найти, если рассмотреть абстрактное предприятие.

. Разум человека можно сравнить с работой огромного компьютера. Но только он может решать задачи гораздо более высокой сложности и точности, если в нем отсутствуют разрушительные цели. Что может этому способствовать? Например, вера человека.

В словаре Даля она определяется как уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем либо, особенно в предметах высших, невещественных, духовных; верование, отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога, безусловное признание истин, открытых Богом. Исходя из этого, становится понятным, что если бы человек был создан для разрушения, его разум имел бы изначально только разрушительные цели. В этом случае, мы вряд ли все смогли бы дожить до сегодняшнего дня – уже бы давно все было разрушено. Поэтому, когда человек имеет веру, его разум наполнен созидательными целями и он стремится выживать сам, как личность, а так же помогает в выживании своему окружению. Все это достигается благодаря его воли, которая в словаре у Даля определяется как данный человеку произвол действий; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения; творческая деятельность разума.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Человеческий разум это механизм, который позволяет ставить задачи, классифицировать данные и принимать решения на основе этого. Изначально разум ставит созидательные цели и, чем меньше у него разрушительных целей, тем разум является более чистым. При помощи веры, разум может определять критерий правильности действий. И становится понятно, что духовная природа человека управляет его разумом, поэтому человек не является животным. Чтобы придерживаться правильного выбранного курса действий в своей жизни, работе разума способствует воля человека, его свобода в выборе поступков и способность выбора целей деятельности. Каждый человек сам в праве выбирать, каким путем ему идти в жизни. Для этого у него и есть разум.

 

 

В заключении хотелось бы сказать. У человека есть духовная сторона, которую никак не измерить материальными мерками, нравственные качества, сила воли и сознание, используемыми им при принятии решений. Они не позволяют нам упростить понимание человеческой сути до уровня лишь интеллекта и умственных функций. Они не дают нам отождествлять его лишь с умственными функциями и умом. Бесспорно, что человек отличается от машины. Когда человек делает свой выбор, он соединяет внешние переменные со своей волей и сознанием, и тем самым привносит элемент субъективности в принимаемое им решение. А новейшие технологии, поддерживаемые системами искусственного интеллекта, довольствуются лишь тем, что было введено в них разработчиками. При этом они гибки и совершенны лишь в пределах последних достижений компьютерных наук. Поэтому такие свойства компьютерных программ или технологических систем с искусственным интеллектом как, например, выбор или принятие правильного решения, являются решениями, производимыми лишь в пределах алгоритмов, написанных их программистом.

Несмотря на простоту проблем, решаемых устройствами с искусственным интеллектом, те усилия, средства и тот труд, затраченный на эти исследования, напомнили нам две следующие истины: умственная деятельность человека, например, усвоение нового, размышление и принятие решений осуществляется согласно определенному плану и предначертанной программе; человек бесподобен в своем сотворении.

 

 

Список использованной литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

2. Потапов А.С. Технологии искусственного интеллекта – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 218 с.

3. Козлов, А.Н. Интеллектуальные информационные системы: учебник /А.Н. Козлов; Мин-во с-х. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013.– 278 с. ISBN978-5-94279-176-6

4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1890—1907.

5. https://www.3dnews.ru/819639

6. https://ru.wikipedia.org



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: