Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий.




Методика подготовки и проведения открытого занятиея

Выступление на Совете отдела

социальной адаптации 31.10 2017 г.

Подготовила: пдо Т.Н. Сороковикова

 

Одна из важных форм организации методической работы – открытое занятие. Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный «учебный» процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия.

На открытом занятии педагог демонстрируетсвой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.

Открытое занятие - неотъемлемая составляющая практики педагогов дополнительного образования.

Для кого и для чего проводятся открытые занятия:

1. Для родителей воспитанников с целью демонстрации промежуточных и итоговых достижений.

2. Для членов методического объединения.

3. Для коллег с целью демонстрации классического занятия в рамках учебы молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

4. Открытое занятие с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

5. Открытое занятие в присутствии эксперта с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

6. Открытое занятие на конкурс профессионального мастерства.

В любом случае, открытое занятие предполагает детальное моделирование деятельности педагога с учетом той аудитории, для которой оно проводится. Если родителям интересно посмотреть на то, чему научился ребенок, в каких условиях он занимается, то коллеги будут давать Вашей работе профессиональную оценку.

В новых требованиях к аттестации предусмотрено проведение не менее двух открытых занятий в межаттестационный период. На такие занятия приглашаются коллеги, методисты, администрация и эксперты.

Приступая к подготовке, ознакомьтесь с рекомендациями к подготовке и проведению открытых занятий (Памятка № 1).

Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий.

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог.

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытое занятие не должно наносить вред детям. Воспитанники должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих.

Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для воспитанников, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить планам.

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят к занятию, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого занятия.

Несколько советов, которые могут оказаться полезными при подготовке к открытому занятию.

Первый совет - не распыляйте свое внимание, спокойно сядьте и проанализируйте, что из своего богатейшего опыта Вы сможете показать в ходе занятия. Посмотрите учебно-тематический план Вашей образовательной программы и определите темы занятий, совпадающие с периодом прохождения аттестации.

Второй совет - напишите подробный план-конспект занятия(Памятка №2). Пропишите:

1. тему занятия;

2. цель этого занятия, помня о том, что поставленная цель - это конечный результатданного занятия;

3. задачи, решаемые на занятии, которые нужны для достижения поставленной цели (при постановке задач старайтесь не использовать глаголы повелительногонаклонения, кроме глагола "научить");

4. обязательно укажите оборудование, дидактический и раздаточный материал;

5. пропишите методы и приемы, используемые на данном занятии, чтобы легче было сделать самоанализ;

6. план проведения занятия или этапы, чтобы легче было сделать хронометражзанятия и выстроить логическую цепочку занятия, не забывая про "связки";

7. подробно пропишите ход занятия: что Вы говорите, что, предположительно, будут отвечать дети,когда, на каком этапе занятия используется демонстрационный материал, и т. д.

Составляя конспект занятия, не забывайте особенности детей группы, с которой будете показывать занятие, их возрастные и индивидуальные особенности. От того, как Вы построите общение на занятии, насколько по силам и по возрасту будет практическое задание, новые теоретические знания зависит успех вашего занятия.

Третий совет - проведите самоанализ занятия с положительной оценкой, это поможет избежать отрицательных моментов на занятии.

Всего предугадать невозможно, но можно подобрать пути решения проблем, которые могут возникнуть при проведении занятия. Нужно настроиться самому и помочь настроиться ребятам на успех, на тот ритм работы, который будет наиболее выигрышным для Вас.

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности детского объединения. После проведения открытых занятий необходимо провести самоанализ. Мы подготовили для вас Памятку «Примерная схема самоанализа занятия». Схема примерная, но достаточно подробная.

При подготовке к открытому заня­тию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и пред­полагаемых рисков. Несколько примеров таких рисков:

Ожидаемые результаты Предполагаемые риски
Дети активны, каждый ребенок включен в работу Дети не активны, мало инициативны
Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгры­вают роли эмоционально, выразительно Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно
У детей проявляется устойчивый интерес к содер­жанию занятия Дети отвлекаются, шумят, внимание неустойчиво
Дети активно вступают в диалог с педагогом Речь педагога монологична
Речь, вопросы педагога к детям соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок Ошибки в речи педагога
Оборудование, наглядные материалы соответству­ют возрасту детей и санитарным правилам Материалы не наглядны: картинки малы, невыра­зительны, устарели, не актуальны и т. д.
Педагог работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, вни­мание) Педагог придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход от­сутствует
Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен Эмоциональный уровень занятия неудовлетвори­телен

 

В свете предполагаемых рисков, наверное, надо сказать о наиболее частых ошибках при проведении открытых занятий:

· Неправильное распределение времени.

· Неумение педагога заинтересовать детей.

· Недостаточный учебно-методический комплекс.

· Перенасыщенный учебно-методический комплекс.

· Незаконченность открытого занятия.

· Излишняя масштабность или абстрактность при постановке цели занятия

(н-р, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви кпредмету или формирование комплекса знаний, умений и навыков).

· Нарушена психологическая комфортность образовательной среды.

· Проблема дифференциации и индивидуализации (н-р, не удалось подобрать однородный по составу коллектив детей).

Учитывая при планировании открытого занятия все возможные риски и ошибки, педагог при его проведении сможет показать высокий профессионализм и мастерство.

Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях УДО, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

 

Памятка педагогу № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: