П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».




Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - выдающееся явление не только русской симфонической музыки, но и всей мировой музыкальной классики. В творческом же пути Чайковского это произведение можно рассматривать как крупнейшее завоевание в области программной музыки. В «Ромео и Джульетте» нашли вместе с тем своё воплощение многие характерные принципы зрелого творчества композиторов.

Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды (в 1870 и 1880 годах) перерабатывалось композитором. В 80-х годах Чайковский начал сочинение оперы на тот же сюжет, но написал лишь одну сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии.

Но мысль выбрать в качестве сюжета программно-симфонического произведения трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» натолкнул Балакирев, который уже создал к этому времени музыку к «Королю Лиру» и положил тем самым начало воплощения шекспировского творчества в русской симфонической музыке. Балакиреву и посвятил Чайковский своё сочинение.

Творчество гениального английского драматурга – представителя эпохи Возрождения – вызвало в середине XIX века исключительно большой интерес со стороны передовых деятелей русской культуры. Гуманизм произведений Шекспира, их обличительная сила, направленная на борьбу с косностью и предрассудками средневекового общества во имя высоких этических идеалов, во имя процветания сильной, гармоничной человеческой личности, были близки русским художникам-демократам. Для передовых художников имя великого английского поэта было знаменем реализма; по словам Белинского, Шекспир «навсегда помирил и сочетал» поэзию с «действительною жизнью».

К темам из Шекспира Чайковский обращался неоднократно. Наиболее художественно совершенна и близка к характеру шекспировского творчества увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира (1595), в основу которой легла старинная итальянская легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической гибели из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Увертюра-фантазия – яркий пример того обобщённого подхода к воплощению идеи произведения, который был характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающих героев.

Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу композитором избрана сонатная форма с широким вступлением и развёрнутой кодой-эпилогом. Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдельные конкретные образы и сцены трагедии. Однако, каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития (особенно – тема вступления). И только во взаимодействии всех тем и выявляется общий идейный смысл произведения.

Первая, сумрачно сосредоточенная тема, получающая благодаря четырёхголосному изложению и спокойному, мерному движению, хоральный характер, вводит в мир средневековья.

Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают появление новой темы. Это – первоначальная, пока ещё эскизная, характеристика лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. Таким образом уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, даётся завязка последующей драмы.

Вступление переходит в основной раздел увертюры – Allegro. Оно начинается энергичной, порывистой, устремлённой вперёд темой с синкопированными, судорожным ритмом, диссонирующими гармониями и частыми сменами тональностей. Эта тема контрастна как всей музыке вступления, так и появляющимися в разделе побочной партии лирическим темам. В 4-м такте главной партии возникает новый тематический элемент (гаммообразные пассажи шестнадцатыми), играющий важную роль в последующем развитии и способствующий созданию большого драматического напряжения, так же, как и характерные «броски-удары» аккордов и упругий ритм.

Главная партия изложена широко, в виде трёхчастного построения, что характерно для многих главных партий симфонических произведений Чайковского. Воля, упорство, устремлённость, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами. Когда Балакирев предлагал Чайковскому программу, он высказал пожелание, чтобы увертюра начиналась «со свирепого Allegro с сабельными ударами». По-видимому, образы борьбы, сражения и послужили для Чайковского основным стимулом для рождения этой темы.

После её изложения следует краткий переход в совершенно иную по характеру – побочную партию, воплощающую возвышенное чувство любви Джульетты и Ромео. У альтов и английского рожка соло на фоне аккордового сопровождения звучит широкая, вокально-напевная мелодия – одна из самых ярких лирических тем в музыке Чайковского. Интонационно эта мелодия несколько близка своему «предвестнику» - лирическому эпизоду вступления.

Сразу же после первого проведения её сменяет новая тема; она мягко звучит в колыбельном ритме у засурдиненных скрипок на фоне повторяющихся квинт альтов. Это вторая тема побочной партии как бы дополняет предыдущую и вместе с тем подготавливает новое, ещё более широкое проведение её.

С появлением аккордов арфы, на фоне которых у фаготов проходят отдельные мотивы основной лирической темы, начинается заключительный раздел экспозиции. Музыка затихает; pizzicato виолончелей и контрабасов подчёркивает окончание экспозиции.

Если во вступлении был лишь намечен основной драматический конфликт, то в экспозиции он получил уже своё полное раскрытие в резком противопоставлении двух эмоциональных сфер, представленных главной и побочной партиями.

Начинается разработка. В новом звучании и новых взаимосвязях выступают уже знакомые по экспозиции и вступлению темы хорала и главной партии. Затаённо, тревожно звучат начальные интонации темы главной партии у струнных. Аккордовый синкопированный мотив у деревянных духовых устремляет вперёд всё развитие. Вслед за вторым интонационным элементом главной партии – быстрым гаммообразным движением шестнадцатыми – появляется и тема вступления. Она проходит в своём первоначальном ритме, но в новом тембре – у валторн, что придаёт ей грозный зловещий характер.

Начинается полифоническая разработка различных мотивов главной партии и темы хорала. С каждым новым проведением всё больше и больше возрастает драматическое напряжение. В своём первоначальном полном, мелодически закруглённом виде хоральная тема на протяжении разработки ни разу не появляется, и эта мелодическая «разомкнутость» придаёт ей новое, драматически активное качество. После её второго проведения в развитие включается ритмический мотив из среднего раздела экспозиции главной партии, который, диалогически перекликаясь с её первым, основным мотивом, вносит в музыку ещё большую выразительность и драматизм.

Нарастание достигает предельной силы. Трижды повторяясь, звучат грозные интонации темы вступления. Трагическую напряжённость усиливают мерные удары литавр и барабана. Стремительное движение струнных шестнадцатыми, сопровождаемое ударами аккордов, переводит драматическое действие в новую фазу. Начинается реприза.

Тема главной партии звучит уверенно и настойчиво. Проведение её на этот раз лаконично, собрано, кратко. Её сменяет мягко колышущаяся мелодия второй темы побочной партии. И лишь после проведения этой темы, как бы подготовленная её развитием, вступает основная лирическая тема. В репризе этот основной лирический образ увертюры показа ещё более широко, развёрнуто, чем в экспозиции. Можно проследить три этапа в развитии темы. В среднем из них на время вновь возвращается ощущение тревоги, волнения. Третье вступление темы звучит как светлый гимн любви, как страстное утверждение красоты человеческого чувства. Именно здесь – наиболее значительный, кульминационный момент в раскрытии идейного замысла увертюры. Но это одновременно – и переломный момент действия. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением интонаций главной партии (аккорды-удары), и снова начинается её драматически напряжённое развитие, а одновременно – и развитие хоральной темы. Двухкратно повторяясь, она воспринимается как новый натиск зловещей силы, разбивающий жизнь и счастье героев.

Включение материала первой темы Allegro и темы вступления знаменует начало нового раздела увертюры – коды, вернее, первой части её, являющейся своеобразной «кодой-разработкой», всё ещё насыщенной бурным драматическим развитием.

Но вот у фаготов сумрачно, надломлено звучит тема любви. Её облик изменился, особенно благодаря появлению в мелодии интервала тритона и гармонии уменьшённого септаккорда. Наступает второй, заключительный раздел коды – траурный эпилог-послесловие. Мерные удары литавр на фоне pizzicato контрабасов и тянущегося звука си у тубы вносят мрачный, погребальный оттенок. Появляются видоизменённые, скорбные интонации темы любви; они сменяются просветлёнными, хоральными звучаниями духовых инструментов, возникшими из колыбельных интонаций второго мотива побочной партии. Как и во вступлении, появляются мягкие арпеджированные аккорды арфы. В последний раз проходит тема любви в просветлённом торжественном звучании, напоминая о прекрасном чувстве Ромео и Джульетты. Внезапные резкие удары всего оркестра, вызывающие в памяти развязку трагедии, завершают музыку увертюры.

Вся кода-эпилог – выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео. Но это одновременно – утверждение нерушимости светлых, возвышенных идеалов человека, его душевной красоты, гуманности.

Важнейшие музыкальные особенности увертюры: её напряжённый драматизм, рельефность и яркая контрастность музыкальных тем, характеризующие полярные по содержанию образы, - всё это нашло своё ярчайшее развитие в таких произведениях Чайковского, как Четвёртая, Пятая, Шестая симфонии, опера «Пиковая дама».

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1879 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов:

1. Значение увертюры в творчестве Чайковского.

2. Различные редакции увертюры.

3. Автор замысла и посвящение произведения.

4. Значение творчества Шекспира в русской музыке.

5. Идейный замысел увертюры и его воплощение.

6. Основные образы вступления и его значение в драматургии

7. Основные образы экспозиции и её значение в драматургии.

8. Развитие основных образов в разработке.

9. Видоизменение основных образов в репризе.

10. Кода как выражение основной идеи произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: