Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 1
Учебный год
Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.
с.Кыйы 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………………………………………………………...... | |
2. | Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»……………………………………..… | |
3. | Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане……………………....…… | |
4. | Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык»………...... | |
5. | Программа формирования базовых учебных действий…………………………………......……… | |
6. | Содержание учебного предмета «Русский язык»………………………………………....………… | |
7. | Тематическое планирование………………………………………………………………....……..… | |
8. | Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования…………………………………………………………….......…… | |
9. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………….....…… |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я).
Преподавание по предмету «Русский язык»ведётся по программе «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией И.М. Бгажноковой. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
В системе предметов образовательной школы курс «Русский язык» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
- выработка элементарных навыков письма строчных и прописных букв.
Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
- развитие умений пользоваться речью как средством общения, отработка для реализации этой цели четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;
- ознакомление детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения всех сторон психики умственно отсталых детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе весь процесс обучения в специальной школе носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтических этапов (добукварного периода - перед изучением букваря, практических грамматических упражнений – перед изучением систематического курса практической грамматики в старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе - исправления различных нарушений речи школьников.
Обучение грамоте – важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
В 1 классе выделяется добукварный (пропедевтический) период, рассчитанный на два месяца, в течение которого реализуются следующие направления работы:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;
- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;
Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам, письмо элементов букв и др.
Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока русского языка. Это дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкультпаузы, попеременную работу учащихся за конторкой и за партой. Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.
Обучение грамоте в школе VIII вида (букварный период) осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, узнавание элементов буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и т.д. Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву – произнеси звук, обвел пальчиком в воздухе контур буквы – произнеси звук, произнес звук – покажи букву и т.д.
При переходе на письменный шрифт важно научить детей правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный (март, музыка, рыбак) или буквенный анализ (яма, заяц), на обязательное интонирование каждого звука слова или проговаривание слов по слогам, предварительное составление условно-графической схемы и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.
В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работают дети. Дети учатся воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например: назови имена детей, которые начинаются со звука /М/; я назвала слог СЫ, дополни слог до слова. Какой звук надо добавить на конце? и др. При организации таких видов работы большое значение имеют игровые приемы.
Обучение грамоте предполагает обязательное использование различных видов наглядности: настенная касса букв, «городок букв» (который заполняется по мере прохождения азбуки), таблицы оппозиционных слогов, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные наборы букв и слогов, наборы полосок для условно-графического обозначения звуков, слогов, слов и предложений.
Подбирая разнообразные методы, приемы, виды работы, речевой материал для упражнений, учителю следует помнить о том, что коррекция всех сторон психики учащихся в значительной мере зависит от выбранных способов и средств специального педагогического воздействия.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
.