вопрос. Философия Нового времени и Просвещения: общая характеристика




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

В философии Нового времени стала доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Научная революция XVII в. ведет к тому, что философское мышление начинает испытывать влияние со стороны естествознания.

Обоснование новой философии разрабатывается в следующих формах:

рационализм: представители утверждали, что познание действительности возможно, исходя из чистых принципов мышления. Разум признается единственным источником познания, отрицается познание при помощи опыта и чувств. Всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. (Декарт, Лейбниц, Спиноза)

эмпиризм: основание познания в чувственном опыте. Действительными являются только отдельные предметы и феномены. Правильное употребление разума может их упорядочивать и извлекать из них индуктивные выводы. Это направление, признающее только опыт и чувственное восприятие в познании, принижает роль теоретических обобщений. Знание должно начинаться с чувственного опыта. (Гоббс, Локк, Бэкон)

 

XVIII век традиционно называют веком Просвещения. В это время выдвигается претензия на полное господство разума над всей действительностью.

Исходные идеи эпохи Просвеще­ния – культ науки. Распростране­ние просвещения среди народных масс. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здраво­го смысла. А также «теорию разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества.

Философское представление о сущности мира эпохи Просвещения называют механическим материализмом – окружающий мир существует сам по себе и полностью подчиняется механическим законам взаимодействия. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное.

Просвещение определяется применением разума и самостоятельными достижениями думающего индивида. Характерным является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разумному решению любых вопросов. Представители: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

 

2 вопрос. Философская антропология: основные идеи и принципы

 

Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека. Эволюция философских представлений о человеке:

· космоцентризм (античность)

· теоцентризм (средневековье) – человек по подобию Бога

· Антропоцентризм (ренессанс) – человек как творец

· рационализм (новое время) – И. Кант – создатель философской антропологии как целостного учения. Кант разграничил антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношении. Философ ставил 3 вопроса: 1. Что я могу знать? – на него отвечает метафизика, 2. Что я должен делать? – мораль 3. На что я могу надеяться? – религия, добавляя к ним четвертый: Что такое человек? – на который отвечает философская антропология

Кант был убежден в том, что основная задача философии состоит в познании жизни, а самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, – это человек, ибо он для себя своя последняя цель. Рассматривая человека как сущее, Кант обращается к проблеме души. Душа человека включает в себя разум (способность к мышлению) и волю (способность к действию).

В первой половине XX века появляется направление в западноевропейской философии, стремившееся к созданию целостного учения о человеке. Макс Шелер продолжил развивать идеи Канта. Главной задачей Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек?

Философ выделяет 5 антропологических идей в истории человечества:

Первая идея о человеке, господствующая в религиозных кругах, представляет собой совокупность релизиозных воззрений.

Вторая господствующая идея о человеке – это идея «homo sapiens» – человека разумного. Этот круг представлений, в котором самосознание человека возвысилось до понятия о его особом положении, был сформирован в недрах классической древнегреческой философии. Человека делает человеком «логос», «разум» и т.д. Философская антропология от Аристотеля до Канта и Гегеля исходит из понимания человека как существа разумного.

Третья господствующая идея о человеке – идея «homo faber» – человека деятельного. Эта идея охватывает круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которым человек представляет собой существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире. Этот подход включает в себя натуралистические, «позитивистские», прагматические учения, в рамках которых человек, в первую очередь – не «homo sapiens», а существо, определяемое влечениями.

Четвертая – идея противоестественная и странная. Человеческая история есть лишь необходимый процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида. На простой вопрос «Что такое человек?» эта антропология отвечает: человек – это способный по-настоящему лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т.д.), прожигающий в болезненном повышении порога собственной чувствительности свои жизненные свойства и жизнедеятельные проявления дезертир жизни, ее основных ценностей, ее законов, ее священного космического смысла.

Пятая из идей о человеке основывается на том, что позволяет самосознанию человека подняться на такую ступень, взлететь на такую головокружительную, гордую высоту, какой не сулило ему ни одно другое из известных учений. Этот новый тип антропологии воспринял и дею сверхчеловека Ницше и подвел под нее рациональный фундамент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: