ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ




Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:

- писать;

- читать;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- наблюдать;

Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Добукварный период

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок по образцу, по памяти, по словесной инструкции (2 – 3 полоски). Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов вместе с учителем или по заданному образцу (лесенки, стола, стула, флажка и др.). Выкладывание из цветных полосок фигур, напоминающих по форме буквенные знаки.

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (из 2 – 3). Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочки, тележки, грузовика, дома и т.д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Разложение на части составленного из геометрических фигур предмета (елочка – три треугольника, дом – треугольник и квадрат).

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения в последовательном порядке слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речью. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков картинки по образцу (4 – 6 кубиков), составление картинки из ее частей (2 –4 части).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике: цвету, форме или величине.

Координация движений и развитие мелкой моторики руки

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, их разжимание, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев, игра с мозаикой.

Развитие умения держать ручку, карандаш. Формирование графических умений: работа мелом на доске, карандашом, ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.

Печатание букв и их называние: А У М Х О С Н по обводке, по трафарету, по образцу.

Букварный период

1 этап

Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных букв и прописных: А, У, М, О, Х, С, Н, Л, В, Ш. Соотнесение печатной и рукописной буквы.

Списывание букв и слогов с рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.

Запись под диктовку букв и слогов.

2 этап.

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текста букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений из двух-четырех слов. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Письмо по слуху букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

 

3 этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из трех-четырех слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.

Письмо по слуху букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.

Контрольное списывание.

Учебно-тематический план

№ п.п Наименование разделов и тем программы Количество часов
  Пропедевтический период  
  Звуки и буквы  
  Итого  

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "Русский язык" I класс (1 вариант)

 

Тема урока Кол-во часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций Дата
план Факт
I четверть Добукварный период
  Дорисовывание праздничного букета.   Выявить знания основных цветов. Формировать навык дорисовывания по представлению. входить и выходить из учебного помещения со звонком способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и самостоятельно.   05.09  
  Дорисовывание травы, ягод, солнышка.   12.09  
  Дорисовывание картины осени.   19.09  
  Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты.   Формировать навык обводки контура буквы А в изображениях предметов. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Коррекция моторных движений на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями. 26.09  
  Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка.   Формировать навык обводки контура буквы М.   положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; Коррекция моторных движений на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.   03.10  
  Обводка контура буквы С. обводка и дорисовывание бордюра.   Формировать навык обводки контура буквы С.   пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями Коррекция моторных движений на основе выполнения линий по пунктиру и произвольным линиям, на основе дорисовывания бордюра. 10.10  
  Обводка и дорисовывание бордюра.   Формировать навык обводки и дорисовывания бордюра. Формировать навык обводки и дорисовывания предмета. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе Коррекция моторных умений посредством упражнений: сжимание и разжимание предметов пальцами и ладошкой. 17.10  
  Определение и дорисовывание предмета.   положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации 24.10  
  Письмо элементов рукописных букв.   Формировать навык письма рукописных букв. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Коррекция мелкой моторики на основе выполнения 31.10  
II четверть Букварный период
  Строчная и прописная буква Аа.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Аа. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. 14.11  
  Закрепление написания строчной и прописной буквы Аа.   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Аа. обращаться за помощью и принимать помощь Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученной буквы. 21.11  
  Строчная и прописная буква Уу.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Уу. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. 28.11  
  Закрепление написания строчной и прописной буквы Уу, слогов ней.   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Уу. работать с учебными принадлежностями   Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру. 5.12  
  Строчная и прописная буква Мм.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Мм. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 12.12  
  Письмо слогов ам, ум, ау, уа.   Формировать навык правописания слогов с изученными буквами. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Коррекция мышления на основе списывания слогов с прописного текста.   19.12  
  Строчная и прописная буква Оо.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Оо. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 26.12  
  III четверть            
  Закрепление написания строчной и прописной буквы Оо, слогов и слов с ней.   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Оо. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру. 16.01  
  Строчная и прописная буква Хх.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Хх. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 23.01  
  Письмо слогов, слов с изученными буквами.   Формировать навык письма слогов, слов с изученными буквами. преобразовывать информацию из одной формы в другую.   Коррекция мышления, моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.   30.01  
  Строчная и прописная буква Сс.   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Сс. работать с учебными принадлежностями   Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 06.02  
  Строчная и прописная буква Нн.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Нн. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 20.02  
  Строчная буква ы. Письмо слов с пропущенными буквами.   Формировать навык записи строчной буквы ы. коррекция мыслительной деятельности посредством записи слов с пропущенными буквами. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи   27.02  
  Строчная и прописная буква Лл.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Лл. обращаться за помощью и принимать помощь   Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 06.03  
  Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами.   Формировать навык составления и записи предложений по схеме с изученными буквами. Записи под диктовку букв и слогов. преобразовывать информацию из одной формы в другую.   Коррекция мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного и прописного текста. 13.03  
  Закрепление написания строчной и прописной буквы Лл, слогов и слов с ней   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Лл.   работать с учебными принадлежностями   Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов, слов и предложений с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру, списывания с печатного текста.   20.03  
  IV четверть            
  Строчная и прописная буква Вв.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Вв. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 03.04  
  Закрепление написания строчной и прописной буквы Вв, слогов и слов с ней.   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Вв.   вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами. 10.04  
  Строчная и прописная буква Ии.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Ии. принимать цели и произвольно включаться деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру, раскрашивания в соответствии с образцом. 17.04  
  Письмо строчных и прописных изученных букв.   Закрепить навык правописания строчных и прописных изученных букв. обращаться за помощью и принимать помощь Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами. 24.04  
  Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами.   Формировать навык составления и записи предложений по схеме с изученными буквами, записи слогов и слов. преобразовывать информацию из одной формы в другую.   Коррекция мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного и прописного текста. 01.05  
  Строчная и прописная буква Шш.   Формировать навык правописания строчной и прописной букв Шш. работать с учебными принадлежностями Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв. Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру. 08.05  
  Закрепление написания строчной и прописной буквы Шш, слогов и слов с ней.   Закрепить навык правописания строчной и прописной буквы Шш.   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами. 15.05  
  Дифференциация сходных по написанию букв.   Учить дифференциации сходных по написанию букв. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Коррекция мышления посредством четкого проговаривания и записи слов. 22.05  
                     

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: