Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов




ОТЧЕТ

 

 

о водном туристском походе

третьей категории сложности

по реке Песчаная

в период с 01 мая по 11 мая 2019 г.

 

   
Руководитель группы: Хамматова Диана Маратовна
Адрес, телефон, e-mail руководителя: 420039, Казань, ул. Декабристов 193-5, тел. 89061127510, dianalynx@rambler.ru

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия __________________

Рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю ___________ категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке __ __________

 

 

Город Казань, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Справочные сведения. 3

1.1. Проводящая организация. 3

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив. 3

1.3. Общие справочные сведения о маршруте. 3

1.4. Подробная нитка маршрута. 3

1.5. Информация об участниках. 3

1.6. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов. 4

2. Общая идея похода, особенности, новизна. 5

3. Варианты подъезда, отъезда. Затраты.. 5

4. Аварийные выходы и запасные варианты.. 6

5. Изменения маршрута и их причины.. 6

6. Техническое описание прохождения маршрута. 7

7. Потенциально опасные участки на маршруте. 21

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и иных объектов на маршруте. 21

9. Особенности погодных и природных условий. 22

10. Дополнительные сведения о походе. 22

11. Итоги, рекомендации по прохождению маршрута. 23

12. Определение категории сложности. 24

13. Картографические материалы.. 25

 

 

 

Справочные сведения

Проводящая организация

Туристский клуб Alter Ego Казанского Федерального университета

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

Россия, республика Алтай - Алтайский край, река Песчаная

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяжен­ность активной части похода, км Продолжительность общая/ ходовых дней Сроки проведения
водный     11/5 01.05.19-11.05.19

Подробная нитка маршрута

Запланировано:

Устье реки Верхний Этогол – с. Тоурак – с. Куяган – порог Кривой – устье реки Большая Тихая – порог Челюсти – устье реки Быстрая – с. Солоновка.

Пройдено:

Устье реки Верхний Этогол – с. Тоурак – с. Куяган – порог Кривой – устье реки Большая Тихая – порог Челюсти – устье реки Быстрая – с. Солоновка.

 

Информация об участниках

Фамилия, имя, отчество Год рождения Обязанности в группе, распределение по средствам сплава Опыт походов
  Хамматова Диана Маратовна   Катамаран №1 Руководитель, Начфин 2У Зигаза, Зилим 3У Большой, Малый Инзеры; Малый Инзер, Лемеза 1Р Ай; Сылва
  Наместников Михаил Алексеевич   Катамаран №1 Видеооператор 3У Большой, Малый Инзеры; Малый Инзер, Лемеза 2Р Зигаза, Зилим
  Спицин Анатолий Николаевич   Катамаран №1 Участник 1У Юрюзань; Сылва
  Зуев Артем Николаевич   Катамаран №1 Участник 2У Зигаза, Зилим 3У Малый Инзер, Лемеза
  Яковлев Дмитрий Олегович   Катамаран №2 Участник 1У Ай; Юрюзань; Сылва
  Салахова Миляуша Фаиловна   Катамаран №2 Завхоз, Хронометрист 1У Юрюзань; Сылва
  Иванов Максим Георгиевич   Катамаран №2 Ремонтник 1У Юрюзань 2У Зигаза-Зилим 3У Большой, Малый Инзеры; Малый Инзер, Лемеза
  Курбангалеева Асия Зуфаровна   Катамаран №2 Аптекарь 2У Зигаза, Зилим 3У Охта; Большой - Малый Инзеры; Малый Инзер – Лемеза 4У Баргузин
  Бакиров Азат Рамилевич   Катамаран №3 Фотограф 1У Юрюзань 3У Малый Инзер-Лемеза
  Федоров Руслан Вячеславович   Катамаран №3 Участник 1У Мёша
  Базанов Сергей Михайлович   Катамаран №3 Видеооператор 1Р Сылва; Чусовая; Койва; Усьва; 2Р Малый Инзер, Лемеза; 3Р Тунтсайоке, Тумча; 4Р Ока Саянская 2018г.
  Созорова Ольга Николаевна   Катамаран №3 Фотограф 2У Казыр; Бия 1Р Кия

 

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

г. Казань, ул. Декабристов, д. 193, кв.5.

 

1.7. Поход рассмотрен МКК __ ФСТ РТ ____________ в составе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Общая идея похода, особенности, новизна

Основной идеей данного похода в рамках программы турклуба КФУ было осуществление перехода от уральских рек к алтайским, представляющим большую техническую сложность. На основании этого принципа была выбрана река и построен маршрут.

При подготовке похода основными целями группы были:

- Пройти маршрут по короткой, но красивой реке с множеством интересных порогов до 3 категории сложности включительно;

- Сплавиться в новом для турклуба районе, оценить сложность и увидеть своими глазами особенности алтайских рек;

- Отработать все этапы прохождения порогов: осмотр, страховку, прохождение сливов и бочек, чалку и т.д.;

- Отработать на бурной воде действия в критических ситуациях, таких, например, как самосплав, выпадение с катамарана, сталкивание судна с камней;

- Создать сработанные экипажи для прохождения сложных рек.

 

3. Варианты подъезда, отъезда. Затраты

Расположение реки подразумевает автомобильную заброску. Удобнее всего, как по времени, так и по деньгам, заказывать машину из Бийска, однако также распространены варианты заброски из Барнаула, Новосибирска и других близлежащих городов.

До Бийска группа добиралась по железной дороге (прицепной вагон к поезду Москва-Барнаул, конечная в Бийске). Сергей Базанов (из Перми) присоединился к группе в Екатеринбурге, а Ольга Созорова (из Томска) – непосредственно в Бийске, из Томска есть прямой поезд. Остальные ехали из Казани.

Для заброски до устья реки Верхний Этогол по Чуйскому тракту воспользовались услугами местной фирмы (телефон +79039915653). Они же забрали нас из Солоновки на выходе.

Стоимость заброски на одного человека (для казанских):

Поезд Казань – Бийск + багаж  
Поезд Бийск – Казань + багаж  
Заброска до устья р. Верхний Этогол  
Выброска из с. Солоновка  
Итого за проезд: 10557 р.

 

Примечание: Катамараны оформили на сайте РЖД как багаж, выбрав пункт «разборная байдарка с вёслами». Провоз одного катамарана стоит 565,5 рублей, при подсчёте общую сумму (за 3 катамарана) делили на всех. Грузовое купе не оформляли, катамараны ехали в поезде вместе с нами.

 

4. Аварийные выходы и запасные варианты

На реке достаточно мало жилых деревень. Теоретически возможен сход с маршрута до села Куяган, поскольку к реке периодически подходят грунтовые дороги. При планировании маршрута был рассмотрен вариант выхода по грунтовой дороге до села Карпово или до трассы на Солоновку. Однако, в любом случае, необходимо учитывать полное отсутствие связи на маршруте.

В самом сложном участке реки, условно носящим название «каньон», аварийных выходов нет, единственный вариант – идти пешком со всем снаряжением по берегу. Согласно некоторым отчётам, по левому берегу каньона идёт тропа, однако в процессе прохождения маршрута мы её не заметили. Тем не менее, в случае опасной воды мы были готовы обноситься.

 

5. Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден согласно заявленному плану.

 

6. Техническое описание прохождения маршрута

Дата 3.05.19
Участок пути Г. Бийск – устье р. Верхний Этогол
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время -
Протяжённость 215 км (заброска)

 

Прибыли в Бийск в 11:45, там нас уже ждала пассажирская газель на 12 мест с прицепом. Выехали в 12:00. До места стапеля ехали чуть больше пяти часов, считая остановку на обед в придорожном кафе.

Водитель довёз нас до устья реки Верхний Этогол – это обычное место стапеля для водных туристов на Песчаной (на 7 километров ниже села Ильинка). На правом берегу Песчаной большая поляна, однако для лагеря это место не подходит – ветрено и сыровато. Поставили лагерь на левом берегу. На фото 1 видно место впадения Верхнего Этогола и часть стоянки (фото сделано на следующий день).

За вечер собрали катамараны, поставили спортивные сидушки и сделали все приготовления к маршруту. На стапель ушло около двух часов. Стемнело в 20:00. Ночью привезли ещё одну группу – ребята из Екатеринбурга, палатки поставили недалеко от наших.

 

 

Фото 1. Река Верхний Этогол и стоянка на левом берегу Песчаной.

 

Дата 4.05.19
Участок пути Устье реки Верхний Этогол – п. Куяган
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время 5 часов 25 минут
Протяжённость 33 км

Ночью была отрицательная температура – замёрзли остатки воды в котле. Подъём дежурных в 6:00. Несмотря на ранний подъём, стартовать удалось только через четыре часа – скалы закрывают солнце, на снаряжении иней, приходится ждать.

Вышли на воду в 10:17 (Фото 2). Вода низкая (это было ясно ещё при отслеживании уровня на сайте, однако вода могла подняться за ночь – этого не произошло). Температура воздуха в момент старта – около 13 градусов, после этого она стала расти. Все участники в гидрокостюмах и в спортивной посадке.

 

 

Фото 2. Группа перед выходом.

Практически сразу же сталкиваемся с естественным следствием низкой воды – большим количеством мелей (см., например, фото 3). Приходится тщательно смотреть по сторонам и избегать выхода на середину реки – как правило, у берегов глубина побольше. Река часто разбивается на протоки. Линия движения видна с воды. По статистике чаще уходили в левую протоку.

Фото 3. Видно невысокий уровень воды.

Через час движения стало понятно, что долго сидеть в спортивной сидке очень тяжело, поэтому было принято решение делать ходки 50-10.

Перед посёлком Тоурак высокий каменный мост – отмечен на карте, опасности не представляет. Прошли по центру. За мостом река ещё сильнее разделяется на протоки, но основную струю видно. Справа впадает река Этогол, слева – Верхний Тоурачек. На этом участке пришлось делать проводку (Фото 4) – в левой протоке был завал, а справа – мель. Проводили по правой протоке (достаточно короткий участок, метров 50).

Фото 4. Проводка.

За посёлком ещё один мост – деревянный (Фото 5). До воды примерно один метр, пройти не представляется возможным даже по нашей воде. Имеется видимость прохода по протоке справа, но она также перегорожена низким мостом. Обносили по правому берегу (Фото 6).

На обед встали на острове через пять километров после впадения реки Нижний Тоурачек. Время: 13:30. Температура около 16 градусов, солнечно, по ощущениям жарко. Ветер 3-5 м/c. На острове есть дрова. Вопреки некоторым отчётам, дров на реке много – возможно, из-за низкого уровня воды.

Фото 5. Низкий мост.

Фото 6. Обнос.

Вышли на воду в 15:30. После обеда заметили, что на этом участке скорость течения увеличилась, стало больше резких поворотов. Участились «расчёски». За одну ходку дошли до участка под названием «Куяганские протоки» (Фото 7).

у

Фото 7. Куяганские протоки.

Проток здесь действительно много, но ничего намного сложнее, чем то, что было пройдено в первой половине дня, мы не увидели. Траектория движения прослеживается с воды.

Координации группы сильно помогает наличие раций – есть возможность сообщить идущим сзади, в какую протоку нужно идти. В основном, шли плотной группой, поэтому использовать это слишком часто не приходилось.

За две ходки прошли Куяганские протоки и встали на ночёвку в 18:30 на левом берегу через один километр после впадения реки Куяча, условно обозначающей конец проток. Стоянка представляет из себя зелёную лужайку у поля, есть деревянный стол с навесом. По правому берегу ориентир – гора Утёс (767 м.). Дрова есть.

 

Дата 05.05.19
Участок пути П. Куяган – р. Большая Тихая
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время 3 часа 20 минут
Протяжённость 36 км

Подъём дежурных в 6:00. Ночью снова отрицательная температура. Выход в 9:55. Температура на момент выхода около 16 градусов, ветра нет.

Через семь километров от ночёвки справа впадает река Баранча, Песчаная делает поворот налево. На следующем, правом, повороте, после впадения рек Дресвянка и Белый Камень – первый порог под названием Две ступени (2 кс). Перед порогом начинаются небольшие шиверы, понять, где начинается, собственно, порог, достаточно сложно. В нашу воду порог Две ступени представлял собой также шиверу со слаломом между камнями и был пройден с ходу (Фото 8). За порогом удобное место для чалки на левом берегу.

 

Фото 8. Катамаран на входе в порог Две ступени.

Далее прошли длинный прямой участок. Сразу после левого поворота – порог Кривой (подошли к нему в 12:05). Перед прохождением зачалились на левый берег для осмотра. Порог представляет собой 50-ти метровый участок реки в виде протяженного пологого слива со множеством крупных камней в русле (Фото 9, 10). После порога удобное место для чалки на левом берегу.

Фото 9. Порог Кривой. Старт одного из катамаранов.

Проход порога по центру, ближе к правому берегу. Опасности по нашей воде прохождение не представляло, но приходилось маневрировать. По левому берегу много камней, прохода вдоль него нет.

Фото 10. Прохождение Кривого.

После порога первый катамаран зачалился к левому берегу и страховал остальных с воды. В 12:30 все экипажи закончили прохождение и приступили к приготовлению обеда. Было решено воспользоваться случаем и отработать самосплав на безопасном участке реки ниже основного слива. Были выставлены страхующие с «морковками», участники по очереди прыгали в воду и учились принимать правильное положение. Тренировка прошла успешно: все участники смогли поймать первую же брошенную морковку, страхующие получили необходимый опыт.

Фото 11. Слалом между крупными камнями.

В 15:45 продолжили движение. После порога течение снова успокаивается. В русле встречаются крупные камни, несложный слалом (Фото 11). Река сильно петляет, периодически разделяясь на протоки. Через пять километров после Кривого прошли заброшенную деревню Сосновка, справа впадет одноимённая река. За следующим поворотом – Осиновка, также нежилая. К этому времени скорость течения ещё больше замедляется, река становится шире, снова появляются мели. Однако мы знаем, что уже приближаемся к определяющему участку реки – каньону.

В 18:30 встали на ночёвку на левом берегу сразу после впадения реки Большая Тихая. Стоянка неочевидная, скрытая, при выборе очень помогли отчёты, в которых она упоминалась. Приятная полянка в соснах, рекомендуется вставать именно здесь, чтобы на следующий день успеть раскататься на шиверах перед порогами каньона. Немаловажный фактор также – скалы оказываются на западе от лагеря, а с востока небо открыто, что позволяет надеяться на раннее появление солнца с утра.

 

Дата 06.05.19
Участок пути р. Большая Тихая – порог Челюсти
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время 5 часов 15 минут
Протяжённость 15 км

Подъём дежурных в 7:30, выход в 10:15. Температура воздуха 20 градусов, жарко. Через полчаса хода начинаются шиверы, усиливающиеся по мере приближения к порогам. Слалом между камнями.

В 11:25 подходим к первому порогу каньона – Входной. По отчётам 3 кс, по нашей воде представлял из себя ещё одну шиверу (Фото 12). Прошли с ходу, осуществляя страховку с воды. Сразу за порогом чалимся на левый берег для осмотра порога Три камня (3 кс) (Фото 13).

Фото 12. Порог Входной.

 

Порог Три камня представляет из себя три локальных ступени. У правого берега в воде большие камни. Небольшие сливы, бочек нет. Проход вдоль левого берега по малой воде отсутствует, шли по центру. Была организована страховка с левого берега.

Фото 13. Порог Три Камня.

Следующий порог – Слаломный (3 кс), находится на крутом левом повороте (Фото 14).

Фото 14. Вход в порог Слаломный.

Осмотр с левого берега. Порог характеризуется большим количеством камней в русле, мощный слалом. По центру реки подобие острова из камней, за ним отдельно стоячие обливные камни. Начало движения по центру, после прохождения островка струя делится на две: правая уводит в непроходимый участок с камнями и мелью, левая уходит ближе к берегу, продолжая огибать большие обливные камни (Фото 15). Вскоре после этого участка удобное место для чалки на левом берегу. Страховка с левого берега.

Фото 15. Слалом.

После Слаломного на лоциях отмечены пороги 19, 20 и 21. Прошли с ходу. Много обливных камней в русле, небольшие бочки, валы до 0,5 м. Пороги чередуются с небольшими шиверами, чётко обозначить начало и конец каждого не представляется возможным.

В конце прямого участка реки порог Троллейбус (3 кс). Ориентиром начала порога служит большой характерный камень посередине реки, также носящий название Троллейбус (Фото 16, 17). Зачалились на левый берег для осмотра. Порог представляет из себя две ступени, вторая начинается в начале левого поворота. Много камней в русле, в основном, крупные обливники. Линия движения читается с воды. По сравнению со Слаломным сложности не представляет. После порога чалка на правый берег.

Фото 16. Вход в порог Троллейбус. Справа видно характерный камень.

Фото 17. Порог Троллейбус.

Слаломный переходит в номерной порог 23 (Фото 18). На первой ступени порога небольшой слив, на второй – валы до 0,5 м. Заканчивается шиверой с редкими камнями в русле, которая отмечена на лоциях как порог 24.

Фото 18. Порог 23.

В конце правого поворота начинается порог Булка (3 кс) (Фото 19). Мы зачалились на правый берег для осмотра порога, но более целесообразно выбирать для этого левый берег, поскольку по нему есть путь для осмотра всего порога до самого конца, а также место для страхующих.

Фото 19. Начало порога Булка.

Порог короткий. Начинается шиверой со слаломом между камнями, в середине реки острова из крупных камней. Потом струя уходит под правый берег, к скале (в большую воду может быть прижим). В нашу воду прижима не было. В этом месте несколько параллельных пологих сливов (Фото 20). Около центрального слива прячется обливник, невидимый с воды, в результате чего катамаран после слива разворачивает бортом вперёд. Оптимальным является прохождение по правому сливу с резким уходом налево, чтобы избежать возможного прижима. За скалой порог кончается.

 

Фото 20. Сливы в пороге Булка. Видно прижим к скале.

После порога зачалились на левый берег для обеда (в 14:00). На берегу хорошее место для лагеря, кострище. На дереве примечательная табличка «ОМСК». Параллельно с приготовлением пищи отработали прохождение порога на разгруженном катамаране. Прошли несколько раз разными экипажами, исправили ошибки, допущенные при первом прохождении. По берегу есть удобная тропа обноса.

В 17:00 продолжили движение. После Булки река остаётся бурной, постоянная шивера, также на лоциях отмечены номерные пороги 26, 27 и 28. Слалом, небольшие сливы, иногда слабые бочки. Шиверы постепенно усиливаются и незаметно переходят в порог Первый Розовый Бом (3 кс) (Фото 21).

Фото 21. Шиверы между порогами Булка и Первый Розовый Бом.

Отследить начало порога сложно, он протяжённый, выделяют три ступени, в нашу воду чётко обозначена была только третья. Струя уходит с берега на берег, много больших обливников, локальные сливы с бочками. Валы до 1,3 м. Проходы широкие. По нашей воде был не сложнее Булки. Прошли с ходу со взаимостраховкой с воды (Фото 22).

Фото 22. Последняя ступень порога Первый Розовый Бом.

Ориентиром конца порога служит скала Розовый Бом. Скалу легко не заметить, поэтому дополнительно можно ориентироваться на сравнительно длинный прямой участок после правого поворота реки. Мы не были уверены, что это именно та скала, которая была описана в отчётах, поэтому в начале этого участка зачалились на левый берег и пошли на разведку по левому берегу.

В лоциях на этом участке отмечены пороги 30 и 31. В нашем случае они были достаточно мощными и сливались в один длинный порог не ниже третьей категории сложности (Фото 23). Это был один из самых интересных участков на маршруте. Протяжённый порог с несколькими мощными сливами, бочками, большим количеством камней и валом до 1 м.

Фото 23. Пороги 30, 31. За поворотом – Челюсти.

Шли с ходу со страховкой с воды. Основная линия прохождения – по центру, однако часто приходилось огибать крупные камни по правой струе. Слева есть несколько удобных мест для экстренной чалки. Ближе к концу порога струя уходит под левый берег, но справа есть удобное улово, где можно отдохнуть и осмотреться при необходимости.

Ориентир окончания порога – высокая скала на левом берегу (и заодно конец прямого участка). Сразу за скалой рекомендуется держаться левого берега. На повороте камней нет, но есть вал до 1,3 м. Есть место для чалки непосредственно после скалы, но удобнее вставать чуть позже, между камнями на левом берегу. Чалка обязательна в любом случае – дальше начинается один из самых сложных порогов на реке. Делать это до скалы не имеет смысла: прохода по берегу нет.

На одном из деревьев на левом берегу намотана красная материя, заметная с воды. Это предупреждение о начале порога Челюсти и заодно ориентир на хорошую стоянку: кострище, стол, натянуты бельевые верёвки. Нам повезло: стоянка пустовала. Встали здесь на ночёвку в 18:45.

 

Дата 07.05.19
Участок пути Порог Челюсти
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время -
Протяжённость 0 км (днёвка)

Днёвка около порога Челюсти. Провели осмотр порога по левому берегу. Есть тропа поверху, также удобно осматривать порог с подобия островка, образованного большими камнями. Скорее всего, в большую воду он оказывается под водой. Поставили страхующих (также по левому берегу). Есть удобные места для чалки, на всякий случай, поставили двоих участников в качестве чальщиков.

Порог Челюсти (3 кс) располагается на левом повороте реки. В низкую воду деление на ступени не выражено, порог кончается шиверой. Очень много камней в русле. Изначально линия движения идёт по сливам вдоль правого берега, дальше необходимо попасть в «ворота», образованные крупными камнями и резко уйти влево. Посередине реки несколько опасных крупных камней, струя бьёт прямо в них, так что легко врезаться или застрять (Фото 24). При правильных действиях экипажа после прохождения ворот удаётся попасть в улово на левом берегу и зачалиться на песчаном пляже. В случае неудачи есть место для чалки подальше, однако обнос оттуда очень неудобен.

Фото 24. Порог Челюсти.

Порог был пройден много раз. Отрабатывали чистое прохождение, меняли составы экипажей, положение гребцов. Один раз пришлось сталкивать катамаран с камня посередине реки, что также было полезным опытом.

Помимо прохождения Челюстей, также тренировались на пороге 31. Основными элементами отработки были:

Фото 25. Траверс струи.

- Траверс струи против течения с уходом в улово на противоположном берегу (Фото 25);

- Действия экипажа при выпадении участника с катамарана;

- Вылезание на катамаран с воды: у берега и в потоке. Уход самосплавом на берег, экстренная чалка трёх оставшихся на катамаране участников.

Во всех случаях на берегу дежурили страхующие с «морковками». Их помощь не понадобилось, тренировка прошла успешно.

 

Дата 08.05.19
Участок пути Порог Челюсти – с. Солоновка
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время 4 часа 40 минут
Протяжённость 19 км

 

Подъём дежурных в 8:00, выход в 10:45. Прошли с грузом порог Челюсти со взаимостраховкой с воды. Сразу за Челюстями начинается порог Три Слива (3 кс). Порог представляет из себя короткую шиверу, сливы читаются легко (Фото 26). Прошли с ходу.

Фото 26. Порог Три Слива.

После правого поворота реки длинный прямой участок. В его конце, на левом повороте, порог Второй Розовый Бом (3 кс) (Фото 27). Зачалились на левый берег для осмотра.

Фото 27. Второй розовый бом.

Порог короткий, слив справа около скалы. Прижим в нашу воду отсутствует. Валы до 0.5м. Прошли со взаимостраховкой с воды.

Фото 28. Порог 37.

После порога ещё некоторое время продолжаются шиверы и номерные пороги 35-38. Пороги опасности и технической сложности не представляли. Наиболее интересным оказался порог 37 – невысокие валы и слабый прижим к скале у левого берега (Фото 28).

Остальные номерные пороги по нашей воде были неотличимы от шивер (Фото 29).

Фото 29. Шиверы в конце каньона.

В 11:50 дошли до устья реки Быстрая – условный конец «каньона». Зачалились на большой поляне на левом берегу для отдыха и совместной фотографии (Фото 30). Место очень живописное.

Во время привала обнаружили, что одному из катамаранов требуется ремонт (Фото 31) – разошёлся шов на шкуре (вероятно, сгнили нитки). Было решено для экономии времени устроить здесь обед.

Фото 30. Группа в конце каньона.

 

Фото 31. Ремонт.

В 14:30 вышли на воду. После впадения Быстрой река постепенно успокаивается, вновь появляются мели, редкие «расчёски» и протоки. Где-то за час до Солоновки появляется связь.

В 18:30 зачалились на огромной поляне по правому берегу, не доходя до автомобильного моста в Солоновке. Антистапель (Фото 32), разобрали катамараны и разложили их на просушку. Разбили лагерь для ночёвки.

Несмотря на то, что мост отмечен на карте, как деревенская улица, до деревни по факту неблизко (около 3 км). Это затрудняет походы участников в магазин, но в целом является скорее положительным фактором.

Фото 32. Антистапель.

 

Дата 9.05.19
Участок пути С. Солоновка – г. Бийск
Метеоусловия Ясно
Чистое ходовое время -
Протяжённость 95 км (выброска)

 

В 14:00 за нами приехала машина. Ехать до Бийска меньше двух часов. На вокзале в Бийске есть возможность снять номер и помыться в душе (правда, стоит это как аренда номера на час).

В 17:30 сели на поезд Бийск-Казань.

 

7. Потенциально опасные участки на маршруте

Вид препятствия К.с. Длина, м Характер препятствия Путь прохождения
Порог «Две ступени» (№11)     Порог на низкой воде представляет собой слалом между каменными глыбами. После порога чалка на ЛБ Слалом
Порог «Кривой» (№12)     Порог представляет собой 50-ти метровый участок реки в виде протяженного пологого слива со множеством крупных камней в русле. Проход порога по центру, ближе к правому берегу. По левому берегу много камней, прохода вдоль него нет.
Пороги «Входной» (№16)     Представляет из себя небольшую шиверу. С ходу
Порог «Три камня» (№17)     Три локальных ступени. У правого берега в воде большие камни. Небольшие сливы, бочек нет, валы до 0,5 м. Проход вдоль левого берега по малой воде отсутствует, шли по центру. Страховка и осмотр с ЛБ
Порог «Слаломный» (№18)     Порог характеризуется большим количеством камней в русле, мощный слалом. На левом повороте река расширяется. Струя идет ближе к ПБ, затем в центр. По центру реки подобие острова из камней, за ним отдельно стоячие обливные камни. после прохождения островка струя делится на две: правая уводит в непроходимый участок с камнями и мелью, левая уходит ближе к берегу, продолжая огибать большие обливные камни. Начало движения по центру, потом по левой струе. Страховка и осмотр с ЛБ
Пороги 19,20 и 21   Около 1 км суммарно Много обливных камней в русле, небольшие бочки, валы до 0,5 м. После данных 3х порогов прохода по левой струе по нашей воде нет. С ходу  
Порог «Троллейбус» (№22)     Расположен в конце прямого участка. Начинается от большого характерного камня в русле (камень «Троллейбус»). Порог представляет из себя две ступени, вторая начинается в начале левого поворота. Много камней в русле, в основном, крупные обливники. По центру, страховка и осмотр с ЛБ
Порог 23     Расположен на левом повороте. На первой ступени порога небольшой слив, на второй – валы до 0,5 м. С ходу, держась ПБ
Порог 24     На правом повороте. Шивера с редкими камнями в русле.   С ходу
Порог «Булка» (№25)     Начинается шиверой со слаломом между камнями, в середине реки острова из крупных камней. Потом струя уходит под правый берег, к скале (в большую воду может быть прижим). В нашу воду прижима не было. В этом месте несколько параллельных пологих сливов. Около центрального слива прячется обливник, невидимый с воды, в результате чего катамаран после слива разворачивает бортом вперёд. За скалой порог кончается. Прохождение по правому сливу с резким уходом налево, чтобы избежать возможного прижима. Страховка с ЛБ, осмотр с ПБ (лучше осматривать с ЛБ).
Порог «Первый розовый бом»(№29)     Отследить начало порога сложно, он протяжённый, выделяют три ступени, в нашу воду чётко обозначена была только третья. Струя уходит с берега на берег, много больших обливников, локальные сливы с бочками. Валы до 1,3 м. Проходы широкие. Слалом, взаимостраховка с воды.
Пороги 30 и 31     Пороги идут подряд, переходя друг в друга. Порог 30 следует сразу же на прямом участке реки. Порог представляет собой шиверу. Линия прохождения по центру, далее порог 31: линия прохождения также по центру, потом по левой струе. Порог 31 – длинный (300 из 350 м). Основные препятствия – камни, много камней у ПБ. Валы небольшие, до 1 м. Порог 31 заканчивается у характерной большой скалы по ЛБ на правом повороте (очень высокая скала (40м), видна издалека), в конце порога хороший вал. Порог 30: по центру Порог 31: Основная линия прохождения – по центру, однако часто приходилось огибать крупные камни по правой струе. В конце уход под левый берег.
Порог «Челюсти» или «Абрамыч» (№32)     Располагается на левом повороте реки. В низкую воду деление на ступени не выражено, порог кончается шиверой. Очень много камней в русле. Изначально линия движения идёт по сливам вдоль правого берега, дальше необходимо попасть в «ворота», образованные крупными камнями и резко уйти влево. Посередине реки несколько опасных крупных камней, струя бьёт прямо в них, так что легко врезаться или застрять. При правильных действиях экипажа после прохождения ворот удаётся попасть в улово на левом берегу и зачалиться на песчаном пляже. Прохождение вначале по струе вдоль ПБ, потом слалом с уходом под левый берег. Осмотр и страховка с ЛБ.
Порог «3 слива» (№33)     Порог представляет из себя короткую шиверу, сливы читаются легко. С ходу
Порог «Второй розовый бом» (№34)     Порог короткий, слив справа около скалы. Прижим в нашу воду отсутствует. Валы до 0.5м. Ближе к ПБ, взаимостраховка с воды. Осмотр с ЛБ.
Пороги 35-38   Около 2 км суммарно Пороги опасности и технической сложности не представляли. Наиболее интересным оказался порог 37 – невысокие валы и слабый прижим к скале у левого берега. Остальные по нашей воде были неотличимы от шивер. С ходу

 

 

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и иных объектов на маршруте

Природные объекты: пороги, скалы Алтая.

 

9. Особенности погодных и природных условий

Май 2019 года характеризуется малым уровнем воды на алтайских реках. Для нашей группы это было скорее положительной особенностью похода, поскольку по малой воде река Песчаная требует хорошей техники, умения маневрировать между камней и слаженной работы экипажей. При этом риск существенно снижается. Уровень воды позволил отработать многие важные элементы водного туризма.

Погода на всём протяжении маршрута была хорошей, осадков не было, светило солнце. В первые дни были очень холодные ночёвки, по мере спуска вниз по реке температура росла.

10. Дополнительные сведения о походе

Специальное снаряжение

а) групповое:

<
Групповое
Наименование Количество
Катамаран-4  
Весло  
Спасконец «морковка»  
Топор  
Пила  
Горелка газовая  
Котлы  
Палатка-4м  
Полиэтилен на палубу  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: