Уровень загрязнения атмосферного воздуха




Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..  
1. Уровень загрязнения атмосферного воздуха………………………………………...  
2. Источники загрязнения………………………………………………………………..  
2.1 Автомобильный транспорт…………………………………………………………..  
2.2 Отопительные предприятия и промышленные производства……………………..  
2.3 Бытовой сектор и шумовое загрязнения…………………………………………….  
Заключение………………………………………………………………………………..  
Список использованных источников……………………………………………………  

 

 

Введение

 

Атмосферное состояние города Новосибирска, как и любого другого крупного города с большим количеством населения, наличием автомобильного транспорта и различных промышленных предприятий, находится в затруднительном положении. Ежедневный выброс продуктов, образовавшихся в ходе горения различных видов топлива, а также наличие шумового загрязнения, не могут не повлиять на здоровье жителей города и жителей прилегающих территорий. По данным исследований Росгидромета г. Новосибирск расположен в зоне неблагоприятных метеорологических условий для рассеиванияпримесей, вследствие чего в отдельные периоды происходит интенсивное накопление вредных веществв атмосфере и формирование высокого уровня загрязнения, иными словами, появление плотного слоя смога, формирующегося в различные периоды года.

 

 

Уровень загрязнения атмосферного воздуха

 

Качество воздуха формируется в результате сложного взаимодействия природных иантропогенных факторов.Кроме того, в формировании уровня загрязнения воздуха важную роль играют метеорологическиеусловия (температура воздуха, скорость ветра, осадки и т.п.). Так, концентрация примесей убывает приочень сильных ветрах (за счет их быстрого уноса) и возрастает при штилевых условиях с туманами.Капли тумана поглощают вредные примеси не только из нижележащих, но и вышележащих, наиболеезагрязненных слоев воздуха, вследствие чего концентрация примесей в воздухе возрастает. Сюда входит такое понятие, как потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА)[1].

ПЗА – сочетание метеорологических условий, обуславливающих рассеивание (накопление) примесей,поступающих в виде выбросов от предприятий и автотранспорта.

Регулярный контроль качества атмосферного воздуха на территории Новосибирска и его агломерации осуществлялся ГБУ «Новосибирский ЦГМС-РСМЦ» в трех городах (Новосибирск, Бердск, Искитим)на стационарных пунктах наблюдений по одиннадцати, наиболее распространенным, веществам:

1) пыль;

2) диоксид серы;

3) оксид углерода;

4) диоксидазота;

5) оксид азота;

6) сероводород;

7) фенол;

8) сажа;

9) фтористый водород;

10) аммиак;

11) формальдегид.

 

Для характеристики качества воздуха используются показатели:

ИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей.Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Показатель характеризуетуровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

СИ – наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК. Онаопределяется по данным наблюдений на станции за одной примесью или на всех станцияхрассматриваемой территории за всеми примесями за месяц или за год. Показатель характеризуетстепень кратковременного загрязнения [1].

Данные показатели непосредственно связаны с предельно допустимой концентрацией примесей в воздухе (ПДК) и делятся на три категории (табл. 1).

 

Таблица 1 - Уровень качества атмосферного воздуха

Показатели качества воздуха СИ ИЗА
Низкий менее 5 менее 5
Повышенный   5-6
Высокий 5-10 7-13
Очень высокий Более 10 Более 14

 

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха территории г. Новосибирска проводятся на десяти стационарных постах Государственной службы (рис.1) наблюдений за состоянием окружающей среды (ГСН).

Рисунок 1. Схема размещения постов наблюдения государственной сети мониторинга в

г. Новосибирске

По данным ФГБУ «Новосибирский ЦГМС-РСМЦ» уровень загрязнения г. Новосибирска характеризуется как высокий, но вместе с тем он с 1996 года не входит в приоритетный список городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. В течение года наибольшая величина СИ (в долях ПДК) отмечена для бензопирена – 11,1, наибольшая повторяемость превышений санитарных норм отмечена по оксиду углерода – 20,4%.

Наибольший вклад в ИЗА внесли характеристики бензопирена, формальдегида. За период 2007-2011 гг. отмечается тенденция снижения уровня загрязнения атмосферы города диоксидом азота, аммиаком, фенолом, диоксидом серы и фторидом водорода, однако в последние годы, в связи с увеличением автотранспорта эти вещества стали расти[1].

Помимо г. Новосибирска проводятся измерения и в ближайших крупных поселках городского типа, таких как Бердск и Искитим, относящихся к агломерации.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Бердске проводятся на 1 стационарном посту Государственной службы наблюдений за состоянием окружающей среды комплексной лабораторией по мониторингу загрязнения окружающей среды г. Искитима. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят предприятия: ООО ПО «Сиббиофарм», ООО «Мастер и К», ООО «Энергия-РК». Уровень загрязнения г. Бердска характеризуется как повышенный. Значение наибольшей величины СИ (в долях ПДК) отмечено для бензопирена – 2,5, а наибольшая повторяемость превышений санитарных норм отмечена по взвешенным веществам – 4,6. За период 2007-2011 гг. отмечается тенденция уменьшения загрязнения атмосферы города оксидом углерода, сажей и бензопиреном.повышения – оксидом углерода, сероводородом, взвешеннымивеществами и диоксидом серы.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Искитим проводятся на спец. автомашине посокращенной программе Государственнойслужбы наблюдений за состояниемокружающей среды комплекснойлабораторией по мониторингу загрязненияокружающей среды г. Искитим.Дополнительно проводятся эпизодическиенаблюдения под факелом промышленногопредприятия ОАО «Искитимцемент». Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят предприятия:ОАО «Искитимцемент», ОАО «Новосибирский завод искусственного волокна», ОАО «НКУ»,ООО «Прогресс».Уровень загрязнения г. Искитима характеризуется как повышенный. Значение наибольшей величины СИ отмечено для бензопирена – 2,4, а наибольшая повторяемость превышений санитарныхнорм по пыли, саже – 8,6. За период 2007-2011 гг. отмечается тенденция уменьшения загрязнения атмосферы бензопиреном; повышения – оксидом углерода, сероводородом, взвешеннымивеществами и диоксидом серы.

В 2015 году государственный санитарно-эпидемиологический надзор засостоянием атмосферного воздуха осуществлялся в зоне влияния промышленныхпредприятий, на автомагистралях в зоне жилой застройки.Анализ исследований качества атмосферного воздуха показывает, что указанныепревышения ПДК обнаружены на автомагистралях в зоне жилой застройки.Это объясняется, прежде всего, ростом автомобильного парка индивидуальныхвладельцев. Вызывает беспокойство рост количества поддержанных автомобилей,особенно старых иномарок. Помимо собственно Новосибирских транспортных средств,вклад в загрязнение воздуха вносят все возрастающие объемы транзитных перевозок.Все это свидетельствует о необходимости учета динамики роста автомобилей,регулярном усилении мероприятий по охране атмосферного воздуха, в том числе овведении жестких мер эксплуатации автотранспортного средства(табл. 2) [2].

 

Таблица 2 - Структура лабораторного контроляза уровнями загрязнения

атмосферного воздуха в 2015 г.

 

 

 

Источники загрязнения

 

К источникам загрязнения атмосферы г. Новосибирска и его агломерации, как и других многих других городов, можно отнести:

1) Автомобильный транспорт;

2) Промышленные предприятия;

3) Бытовой сектор;

4) Шумовое загрязнение.

 

2.1 Автомобильный транспорт

По данным статистики ГИБДД число зарегистрированного автомобильноготранспорта за последние три-четыре года выросло с 400 тыс. до 600 тыс. то есть в среднем каждый третий имеет автомобиль. Транзитные перевозки, а также автомобили с области и других регионов страны не учитываются.

Ежегодное увеличение числа автомобилей в Новосибирске ведет к частым пробкам, и как следствие – увеличению количества вредных выбросов, кроме того, в связи с тем, что город расположен в достаточно холодном районе страны, в зимний период уходит значительное количество времени на прогревание двигателя, что также ведет к загрязнению жилых районов и риску возникновения раковых заболеваний.

Доля автомобильного транспорта, от общего числа загрязнителей, составляет немногим более 55%, притом подавляющее большинство занимает частный легковой автотранспорт [1]. Несмотря на то что в городе ведутся меры по устранению этой проблемы, но по большей части они не оказывают серьезного влияния. Нехватка общественного транспорта, специально созданных полос для его движения, недостаточная протяженность линий метро, необходимых для передвижения в отдаленные районы города, отсутствие программ по созданию специально отведенных велосипедных дорожек ведет, к увеличению автомобильного транспорта и в дальнейшем, появлению новых проблем и осложнений со здоровьем жителей.

2.2 Отопительные предприятия и промышленные производства.

Общее число особо опасных промышленных предприятий, наносящих вред атмосфере города невелико, однако оно играет серьезную роль в общем загрязнении. Их общая доля составляет 45%, сюда относятся как отопительные предприятия, такие как ТЭЦ и котельные, так и промышленные производства, работающие на угле.

Если говорить более конкретно, то основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят предприятия: Новосибирские ТЭЦ-2, 3, 4, 5 ОАО «СИБЭКО», МУП «САХ». В течение года в районе расположения стационарных пунктов наблюдения иногда отмечалось повышение уровня максимальной разовой концентрации загрязнения атмосферы фенолом (СИ до 3,8) – в Кировском и Калининском районах, оксидом углерода (СИ до 4,8) – в Заельцовском и Советском районах города, окислами азота (СИ до 6,5) – в Центральном и Ленинском районах города, аммиаком (СИ до 3,5) – в Заельцовском районе, пылью (СИ до 4) – в Первомайском районе[1].

2.3 Бытовой сектор и шумовое загрязнение.

Помимо основных загрязнителей, существуют, так называемые, вторичные источники загрязнения о которых, как правило, редко упоминается или не упоминается вообще. К таким источникам относят бытовой сектор и шум. Основными источниками загрязнения, бытовым сектором, относят свалки мусора и мусорные полигоны, имеющие большую площадь территорий. В связи с тем, что на таких свалках множество веществ, в процессе горения которых выделяются особо опасные вещества, они представляют серьезную угрозу для жизни. Всего в Новосибирске насчитывается три крупные свалки, представляющих громадные мусорные скопления, на которых мусор по большей части складируется и временами закапывается в землю. Специально созданных предприятий для сортировки и переработки мусора в Новосибирске нет.

Помимо загрязнения бытовым сектором в Новосибирске имеется множество шумовых раздражителей, представленных различными видами транспорта и, в незначительной доле, строительством. Шумовое загрязнение атмосферы не менее опасно, чем все вышеперечисленные. Оно влияет на органы слуха, и состояние нервной системы (табл. 3).

 

Таблица 3 - Характеристика уровней шума (составлена по [3])

Децибел, дБА Характеристика
0-30 Тихо, допустимая норма с 23 до 7, абсолютно безопасна, при любых условиях.
30-60 Незначительный шум, допустима для жилых помещений и офисных помещений с 7 до 23ч. Безопасна при любых условиях.
60-75 Шумно, нежелательна с 23 до 7. Безопасно при соблюдении определённых норм.
80-100 Очень шумно, недопустима с 23 до 7. Относительно безопасна, однако если источник звука очень близок, могут возникнуть осложнения, при длительном воздействии.
100-125 Крайне шумно. Небезопасна при соблюдении определенных условий. Может оказывать раздражающее воздействие, если продолжается длительное время.
130-160 Болевой порог. Опасна для здоровья, даже при коротком воздействии. Допустима при сохранении значительной дистанции 150-200м и более.

 

Не смотря на допустимые нормы порой эти цифры могут оказываться весьма и весьма относительными. В таких случаях сказывается расстояние до источника звука, физические свойства самого звука, а также, то как именно человек воспринимает его.

В целом основной вред шумового загрязнения люди получают, находясь на соответствующих предприятиях, либо на улице, передвигаясь пешком, личным или общественным транспортом. Если какое-либо предприятие нарушает установленные нормы, то оно обязано выполнить все меры по уменьшению воздействия звука на жителей.

 

Заключение

 

Подводя итоги можно сказать, что Новосибирск, являющийся крупным научным и промышленным центром, обладает множеством проблем, требующих немедленного вмешательства. Несмотря на то, что город находится в относительно-безопасном экологическом состоянии, реальная угроза присутствует и с течением некоторого времени может привести к серьезным последствиям. В связи с резким увеличение количества автотранспорта смог, дымка, неприятные запахи и иные раздражители станут, постоянным спутником, а иммунитет настоящего и последующих поколений будет ослаблен, что приведет к осложнениям со здоровьем и возникновению многочисленных заболеваний.

Чтобы избежать всего этого, необходим рациональный и логичный подход, а также умелое руководство. Существуют различные меры необходимые для решения подобных вопросов.

 

1) Строительство метрополитена, позволяющего удобно передвигаться по всему городу;

2) Введение дополнительных налогов на езду по городу;

3) Увеличение числа общественного транспорта и внедрение новых видов топлива.

4) Разработка ил приобретение специальных фильтров, и установление их на предприятия.

5) Создание и строительство мусороперерабатывающих заводов.

6) Введение программы озеленения города.

7) Создание специальных велодорожек и развертывание активного велосипедного движения.

8) Основательный подход к решению проблем.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: