Книга о частичном омовении (вуду') 4 глава




зина' — прелюбодеяние, которым считается связь мужчины с любой женщиной, которая ему не дозво­лена, если оба прелюбодея знают об этом.

зульм — несправедливость.

Зу-ль-Хулейфа — микат для жителей Медины. В настоящее время это место называется Абьяр-Али.

зухд — отречение от мира.

'ибада — поклонение

'ид аль-адха — праздник жерт­воприношения, начинающийся десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжающийся четыре дня.

'ид аль-фитр — трёхдневный праздник, начинающийся в первый день шавваля, месяца, следующего за рамаданом.

'идда — период воздержания, рав­ный четырём месяцам и десяти дням или исчисляемый по трём менструальным циклам, когда жен­щина после смерти мужа или раз­вода не имеет права снова выхо­дить замуж; продолжительность этого периода может быть и иной, что определяется различными фак­торами, например, возрастом жен­щины, беременностью и так далее. 'Идда для женщин, попавших в плен и ставших рабынями, именуется

— истибра' — и ограничива­ется продолжительностью одного менструального цикла.

иджма' — единодушное реше­ние общины или же религиозных авторитетов,

иджтихад — деятельность авто­ритетного знатока религии, имею­щего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-право- вого характера, на которые не име­ется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком и хо­рошо знавшие его грамматику, наизусть помнившие Коран и знав­шие его толкования, хорошо знав­шие сунну и комментарии к ней, а также отвечавшие целому ряду других требований.

иза'р — название одежды в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер

икама — объявление о начале молитвы. Икама читается муэз­зином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, если не считать того, что она в два раза короче[716], так как всё, что во время возглашения азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а то, что во время азана повторяется дважды, здесь произ­носится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов «Спе­шите к спасению» во время возгла­шения икамы дважды повторяются слова Кад камат ас-саля[т] — 'Молитва началась!

ик'а — в качестве шариатского термина слово ик'а используется для обозначения такой позы, когда человек, совершающий молитву, в течение непродолжительного вре­мени между двумя земными покло­нами сидит на пятках, а пальцы его ног обращены в сторону киблы, что соответствует сунне.

'ильм — знание; наука.

иля' — клятва, которую муж даёт в том, что он в течение определён­ного времени не будет поддержи­вать никаких отношений с женой

имам (букв, 'находящийся впереди; предстоятель') — титул предстоя­теля на молитве, духовного руко­водителя, главы мусульманской общины; почетное прозвище круп­ных религиозных авторитетов и религиозно-политических лиде­ров. Подобно титулу шейх, титул имам стал непременным атри­бутом имён некоторых выдаю­щихся деятелей исламского мира, например, имам Малик, имам аш-Шафи'и.

има'н — вера; основами или же догматами веры являются вера в Аллаха, Его ангелов, Его послан­ников, Его Писания, День воскресе­ния, а также в предопределённость всего дурного и хорошего.

инаба — 'обращение'; имеется в виду возвращение к Аллаху с по­мощью проявления повиновения и удаления от непокорности; обра­щение близко к покаянию, но под­разумевает нечто более тонкое, ука­зывая на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него, иснад — перечисление имён

передатчиков хадиса.

ислам — покорность воле Аллаха.

исра' ва ми'радж — возне­сение пророка на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии (исра) и воз­несении (ми'радж) упоминается в Ко­ране (см. аяты 17:1, 53:12-17) и ряде достоверных хадисов. Согласно наиболее распространённому мне­нию, ночное путешествие и вознесе­ние состоялись в 27-ю ночь месяца раджаб за год до переселения в Ме­дину (то есть в 621 г.).

истикама — 'прямота'; как шариатский термин означает неуклонное выполнение всех веле­ний Аллаха и полный отказ от всего запрещённого Им.

истислах (другое название — аль-масалих аль-мурсаля) — метод выведения право­вого решения на основе свободного суждения о его полезности для всего общества. В качестве источ­ника законодательства этот метод признаётся маликитами и ханба- литами, в отличие от шафиитов и ханафитов.

истисхаб — презумпция; принцип, согласно которому пред­полагается или считается уста­новленным, что известное поло­жение дел остаётся неизменным, пока не будет доказано обратное. Согласно этому принципу, каждый, кого обвиняют или подозревают в чём-либо, считается невиновным, пока не будет доказано обратное; любые действия считаются дозво­ленными, пока не возникнут те или иные ограничения; сомнение не опровергает установленные факты, которые могут быть опровергнуты только ясными доводами.

истихсан — предпочте­ние; предпочтительное реше­ние. Согласно одному из определе­ний, истихсан представляет собой отклонение суждения по анало­гии в пользу более сильного суж­дения или аргумента. Можно ска­зать также, что истихсан есть предпочтение одного суждения по аналогии другому. Это особое, необычное юридическое суждение по определённому вопросу. Такому суждению предпочтительно сле­довать ввиду наличия более силь­ного аргумента или иных причин, в силу которых следует отказаться от использования обычного сужде­ния. Некоторые факихи маликит- ского толка определяют истихсан как исключение.

и'тикаф — период неотлуч­ного пребывания в мечети в тече­ние определённого времени с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает её только в силу крайней необходимости, например, для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман, а также по иным уважительным причинам.

истинбат — извлечение правовых решений из основопо­лагающих источников Шариата в тех случаях, когда они не содер­жат прямых указаний по тому или иному вопросу

ифтар — состояние, противопо­ложное состоянию поста.

ифтираш — название такой позы молящегося, когда во время произнесения слов первого ташах- худа он сидит левой ягодицей на левой ступне, подняв правую ступню вертикально и направив её пальцы в сторону киблы[717].

ихляс — искренность; искрен­ нее исповедание единобожия. ихляль — громкое произнесение

тальбийи.

ихрам — состояние паломника, совершающего хаджж или 'умру, когда он должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане. Ихрамом именуется также особая одежда, в которую в определённом месте (микат) облачается человек, совер­шающий большое или малое палом­ничество. Ихрам состоит из двух кусков чистой белой некроёной материи. Один кусок (рида) палом­ник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другим (изар) опоясывается

ихсан — слово, образованное от глагола — ахсана — 'делать что-либо хорошо; совершать бла­годеяние; делать добро кому-либо! В Коране и сунне ихсан понимается как искренность (чистосердечие), проявляемая человеком при испол­нении религиозных обязаннос­тей и противопоставляемая всему показному.

йакин — истинная уверенность, глубокая убеждённость.

Йаум ад-дин — День воздаяния.

Йаум аль-кийама — День воскресения.

Йаум ан-нафр (12 или 13-й день месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники покидают долину Мина после выполнения всех необходимых обрядов хаджжа у 'Арафата, в аль-Муздалифе и Мине. йаум ат-тарвийа — день снабжения водой; 8-й день месяца зу-ль-хиджжа, в который палом­ники запасались водой, готовясь к выступлению на 'Арафат. Ка'ба (Кааба) — главная святыня ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обраща­ются во время молитвы.

каба'ир — тяжкие грехи, искуп­ление которых требует покаяния и возмещения нанесённого людям ущерба.

кадар — предопределение.

калиму Ллах — 'собеседник Аллаха', эпитет пророка Мусы кари' — чтец и знаток Корана. касама — клятва, которую при­носят пятьдесят родственников убитого, заявляющих о своих пра­вах на получение выкупа в том случае, когда тело убитого обна­руживают на чужой территории, а убийца не известен. Если пятиде­сяти родственников не набирается, то присутствующие, среди кото­рых не должно быть женщин, детей, умалишённых и рабов, дают такую клятву пятьдесят раз. Так же назы­вается клятва обвиняемых, которые

освобождаются от уплаты выкупа, если поклянутся в непричастности к убийству.

Каусар — река в Раю.

кафир — неверный.

каффара — искупление за совер­шённый грех (так, например, чело­век, нарушивший клятву, в качестве искупления должен накормить десять бедняков).

кахин — в доисламской Ара­вии так называли прорицателя, впадавшего в транс и получав­шего от джиннов какие-то сведе­ния о сокрытом (гай) или ответы на вопросы, которые прорицателям задавали люди. В состоянии транса прорицатели обычно говорили рифмованной прозой (садж").

курсы — подножие трона Аллаха.

кибла — направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.

кийас — суждение по анало­гии, то есть извлечение право­вого решения по случаю, который прямо не предусмотрен основопо­лагающими источниками Шариата, по аналогии со случаем, прямо пре­дусмотренным этими источниками, в силу наличия общего обоснова­ния суждения ('илля), на кото­ром строится сопоставление.

кира'а— один из семи способов

чтения Корана.

кисас — разряд наказаний, тре­бующих воздаяния равным за убийство или нанесение увечья. Китаб — Писание; Коран.

кунут — многозначное слово, которое используется для обозначе­ния долгого стояния (кийам) во время молитвы, а также для обра­щения к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, а именно — во время стояния после поясного поклона последнего раката молитвы

кунья — почётное прозвище по имени сына или дочери, напри­мер, Абу Ахмад — 'отец Ахмада'

куфр— неверие. Различаются большое и малое неверие. Большое неверие (аль-куфр аль- акбар), которое является величайшим и непростительным грехом, несовместимым с исламом, бывает пяти видов:

а) куфр ат-такзиб — неверие в ниспосланную свыше истину или отрицание хотя бы одной из основ веры (см. иман);

б) куфр аль-иба ва-т-такаббур ма'а т-тасдик — неверие, выражающе­еся в отказе от подчинения веле­ниям Аллаха из высокомерия, несмотря на убеждённость в ис­тинности этих велений;

в) куфр аш-шакк ва-з-занн — неверие, выражающееся в сомнениях или недостаточной убеждённости в истинности хотя бы одной из основ веры;

г) куфр аль-и'рад — неве­рие, выражающееся в сознатель­ном отказе принимать истину;

д) куфр ан-нифак (неве­рие лицемера, объявляющего себя верующим.

Малое неверие (аль-куфр аль- асгар — находит своё выражение в совершении целого ряда греховных действий, которые квалифицируются шариатом как куфр, но являются менее тяжкими, чем грех большого неверия, и не ставят человека вне рамок ислама. ли'ан — призывание супругами проклятий друг на друга в том слу­чае, когда муж обвиняет жену в не­верности, но не может этого дока­зать, а жена обвиняет мужа во лжи. лейлят аль-кадр — ночь предопределения или могущес­тва, о которой говорится в 44-й и 97-й сурах Корана. В эту ночь пророку Мухаммаду , были нис­посланы первые аяты Корана. В своих комментариях к «Книге о достоинстве ночи предопреде­ления» «Сахиха» аль-Бухари Ибн Хаджар приводит сорок шесть мнений улемов относительно того, когда следует ожидать наступ­ления этой ночи, указывая, что наиболее предпочтительным явля­ется мнение, согласно которому в разные годы ночь предопределе­ния приходится на разные нечёт­ные ночи последней декады рама­дана. По мнению шафиитов, этой ночью является 21-я или 23-я ночь рамадана, но в большинстве своём улемы сходятся на том, что это — 27-я ночь месяца. ляух махфуз (Храни­мая Скрижаль, небесный источ­ник всех Священных Писаний (см.: сура 85, аят 22).

магази (ед. ч. магза — sbL.) — воен­ные походы.

мазй — прозрачная уретраль­ная жидкость, которая может выде­ляться у мужчины в состоянии возбуждения, мазхаб — многозначное слово, в узком терминологическом смысле означающее 'правовая школа', 'бого- словско-юридический толк!

макам Ибрахим — 'место Ибрахима! Так именуется камень со следами человеческих ног, на ко­тором стоял пророк Ибрахим №11 во время возведения стен Каабы. Около этого места паломники совер­шают молитву после обхода Каабы.

макам махмуд — 'достохвальное место', обещанное про­року Мухаммаду Аллахом (см. аят 17:79); заняв это место в День воскресения, пророк обратится к Аллаху с величайшим заступничеством за людей, и все они воздадут ему хвалу.

маля'ика — ангелы; существа, сотворённые Аллахом из света. Относятся к одной из трёх кате­горий разумных существ (две дру­гие — люди и джинны).

манасик — обряды хаджжа.

Марва — холм в Мекке, расположен­ный в непосредственной близости от Каабы.

ма'рифа — познание (Аллаха). ма'руф — то, что одобряется Шариатом или установившимся обычаем.

мархаля — расстояние, которое путник покрывает за день.

аль-масджид аль-акса — мечеть в южной части харама Иеру­салима, одна из важнейших свя­тынь ислама. аль -масджид аль-харам — Запретная, или же Священная, мечеть, на территории которой находится Кааба, главная святыня ислама.

аль-масих ад-даджжаль — Лжемессия, который явится в мир в конце времён, матн — информационная часть хадиса.

махрам — близкий родствен­ник, заключение брака с которым по Шариату запрещено

махр — имущество, выделяемое мужем жене при заключении рав­ноправного брака; махр принадле­жит только жене и обеспечивает её в случае смерти мужа или развода по его требованию.

махшар — место сбора всех людей в День воскресения.

аль-маш'ар аль-харам — место, которое находится в долине Муз­далифа близ горы под названием Майкада и считается наиболее предпочтительным местом пребы­вания паломников в Муздалифе во время хаджжа.

микат — место, в котором паломник облачается в ихрам и на­чинает произносить тальбию во время совершения хаджжа или 'умры.

миллят — это слово используется в Коране для обозначения рели­гии (дин), а также для обозначения сообщества единоверцев, религиоз­ной общины (умма). Аль-Куртуби считает, что термин миллят идентичен термину Шари'ат, а не термину дин, и определяет миллят и Шари'ат (религиозный закон) как «то, к совершению чего Аллах при­звал Своих рабов», а дин — как «то, что рабы Аллаха совершают по Его велению». Мина — долина близ Мекки, где совершается один из обрядов хаджжа — побивание камнями идолов.

минбар — возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу. михраб — ниша в стене мечети, обращённой в сторону Мекки, куда должны поворачиваться молящиеся. му'авама — продажа уро­жая будущего года или несколь­ких лет.

аль-му'аввизат — общее назва­ние 112-й, 113-й и 114-й сур Корана. аль-му'аввизатани — общее название 113-й и 114-й сур Корана, муаззин — человек, обязаннос­тью которого является произнесе­ние призыва к молитве (азан)

мудд — мера объёма и веса. Выполнение многих установле­ний Шариата, например тех, кото­рые имеют отношение к закяту или совершению омовения, тре­бует знания некоторых мусульман­ских мер объёма и веса, и поэтому весьма важно дать им определе­ние и указать, как они соотносятся с современными единицами изме­рения. Как указывает В. Хинц[718], основу «всех мусульманских весов составляют дирхам (дирхем), кото­рый восходит к греческой драхме, и мискаль (динар), который осно­вывается на римско-византийс- ком солиде. Канонически, то есть согласно Шариату, мискаль и дир­хам относятся как 10:7. Все осталь­ные определения весов зависят от надёжного установления этих двух единиц. Эта задача пока не решена достаточно удовлетворительно». Другими словами, на современном этапе говорить об абсолютно точ­ных определениях не приходится.

В хадисах чаще всего упомина­ется о муддах и са', которые в раз­ные периоды времени и в разных регионах могли значительно отли­чаться друг от друга, нас же инте­ресуют канонические меры веса и объёма, относящиеся к периоду возникновения ислама.

Как указывается в «Лисан аль- 'араб» и других толковых словарях арабского языка, по мнению жите­лей Хиджаза, которое разделял аш- Шафи'и, 1 мудд равнялся 1 Узратля, тогда как Абу Ханифа и жители Ирака считали, что 1 мудд рав­нялся 2 ратлям. Однако в обоих этих случаях речь идёт об опреде­лении мудда как единицы измере­ния веса. Поскольку мудд является также единицей измерения объ­ёма, предлагались и другие методы установления величины этой еди­ницы. По определению некото­рых улемов, объём мудда вчет­веро больше объёма того, что может вместить пригоршня чело­века среднего телосложения, или же равняется объёму того, что может поместиться в его ладо­нях, если соединить их друг с дру­гом. Как отмечает шейх 'Абдуллах ибн Мансур аль-Гуфайли, ста­тья которого послужила для нас источником, многие улемы опре­деляли мудд как единицу веса через багдадский ратль, считая, что 1 мудд равен 1 1/3 ратля, а 1 са' = 4 муддам = 5 1/3 ратля. Вес багдад­ского ратля (1 ратль = 12 укиям, а 1 укия = 40 дирхемам) опреде­лялся по-разному, однако, по мне­нию шафиитов, ханбалитов и не­которых маликитов, вероятнее всего, сначала он приравнивался к 128 4/7 дирхема (так называлась и серебряная монета), или 90 мискалям (1 мискаль = 13/7 дирхема). Исследователи расходятся во мне­ниях относительно эквивалента дирхема в современных едини­цах измерения. Расхождения объ­ясняются тем, что факихи давали разные определения этой меры веса, поскольку в прошлом дирхем приравнивался к весу определён­ного количества ячменных зёрен. Так, например, в большинстве своём шафииты, ханбалиты и ма­ликиты считали, что дирхем соот­ветствует весу 55 ячменных зёрен, а ханафиты — 70. Некоторые современные исследователи счи­тали, что «весовой дирхем» (дир­хам алъ-кайлъ) не соответствовал весу серебряной монеты (дирхам ан-накд), однако никаких убеди­тельных подтверждений этому нет. Путём взвешивания золотых дина­ров (динар — монета и мера веса) эпохи Омейядов было установлено, что средний вес динара равнялся 4,24 г, а поскольку вес динара, или же мискаля, и дирхема отно­сятся как 10:7, ясно, что серебря­ный дирхем весил примерно 2,97 г. Из этого следует, что вес канони­ческого мудда равнялся примерно 508,75 г, а вес канонического са' — примерно 2 035 г. Согласно дру­гому мнению, средний вес дирхема составлял 3,17 грамма, а вес са' — 2 173 грамма. Члены Комитета крупнейших улемов Саудовской Аравии считают, что вес мудда равен примерно 650 г, а вес са' — 2 600 г, относительно чего была издана соответствующая фетва. Предпочтительным является мне­ние, согласно которому канони­ческий мудд равен 508,75 г, а кано­нический са' — 2 035 г. Исходя из этого, следует считать, что объём одного са' хорошей пшеницы равен примерно 2,430 л. Палатой мер и весов Саудовской Аравии были проведены замеры объёма пригорш­ней у сорока человек среднего телосложения, которые показали, что объём мудда равен примерно 628 мл, а объём са' — примерно 2 512 мл. Использовались и другие методы подсчёта, согласно одному из которых объём мудда равен при­мерно 786 мл, а объём са' — при­мерно 3 144 мл.

му'джизат — сверхъестест­венные вещи или же чудеса, кото­рые с соизволения Аллаха совер­шались пророками, мир им, или же происходили с ними.

музабана — запрещённый в ис­ламе вид торговой сделки, когда несобранные финики или любые иные плоды, количество которых можно определить лишь прибли­зительно, обмениваются на сушё­ные, вес или объём которых известны.

музара'а — издольщина. При такой форме аренды земли арен­датор рассчитывается с хозяином частью урожая.

Муздалифа — долина между 'Ара­фатом и Миной, именуемая также Джам', где паломники проводят всю ночь с 9 на 10 зу-ль-хиджжа или большую её часть.

мукалляф — совершеннолет­ний, то есть достигший возраста половой зрелости и дееспособ­ный мусульманин, который обязан выполнять установления Шари­ата, за что он несёт полную ответст­венность. Признаком достиже­ния половой зрелости у юношей являются поллюции, а у девушек — начало месячных или (в обоих слу­чаях) появление волос на лобке. Имам аш-Шафи'и считал, что в случае отсутствия вышеупомя­нутых признаков совершенноле­тие наступает в 15 лет. По мнению имама Абу Ханифы, в подобном случае совершеннолетним сле­дует считать того, кому исполни­лось 18 лет. Мультазам — так именуется часть стены Каабы между Чёрным кам­нем и её дверью.

мунафик — лицемер.

мункар — порицаемое Шариатом. мусалля — место молитвы.

мут'а — временный брак; заклю­чать такие браки разрешалось в первые годы после переселения пророка в Медину, но впоследст­вии (вероятнее всего, в 630 г.) они были запрещены.

мутафаххиш — человек, кото­рый передаёт людям непристойные или неподобающие слова, произно­симые другими.

муташабихат — не вполне ясные аяты Корана.

муфассаль — общее назва­ние всех сур Корана, начиная с 50-й суры «Каф» и до конца.

мухабара — аренда земли за известную долю будущего урожая, по условиям которой арендатор засевает землю своими семенами, мухаддис — знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией, мухаджир — переселенец; мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Ме­дину из-за преследований со сто­роны многобожников.

мухакаля — продажа несо­бранного урожая за известное количество зерна.

мушрик — многобожник.

набй — пророк.

навафиль — общее название любых добровольных молитв, пос­тов и прочих благочестивых дел. Добровольной (дополнитель­ной — нафиля — именуется молитва, совершаемая по при­меру пророка . Любая добро­вольная молитва, которую про­рок совершал неуклонно, называется сунна ратиба. (мн. ч. сунан раватиб). Такие молитвы подразде­ляются на две категории: к пер­вой относятся молитвы, соверша­емые до или после обязательных молитв, а ко второй — те, совер­шение которых не связано с опре­делённым периодом времени. Количество добровольных молитв, относящихся к первой категории, равно как и количество ракатов, из которых они состоят, опреде­ляется факихами разных мазхабов по-разному. К примеру, по мнению ханафитов, ими являются: молитва в четыре раката с одним таслимом перед полуденной молит­вой; молитва в два раката перед утренней молитвой; молитвы в два раката после послеполуденной, закатной и вечерней молитв.

наджш — набивание, взвинчи­вание цены. Имеются в виду такие случаи, когда человек, состоящий в сговоре с продавцом, предлагает за товар больше денег, чем реаль­ный потенциальный покупатель, чтобы ввести последнего в заблуж­дение и побудить его предложить ещё больше.

насыха — благожелательное и искреннее отношение; искрен­ний совет.

насх — отмена.

нафс — душа.

нахй — запрет (имеется в виду не абсолютная запретность, а край­няя степень нежелательности).

нахр — жертвоприношение.

нашш — мера веса; 1 нашш = 1/2 укии.

никах — фактическое вступ­ление в супружеские отношения, после которого брак считается свершившимся.

нифак — лицемерие. Следует различать два вида лицемерия — нифак 'амали, то есть лицемерие, проявляющееся в де­лах и не ставящее человека вне рамок ислама, в отличие от нифак и'тикади, то есть лице­мерия, имеющего отношение к убеждениям.

нубувва — пророчество.

раджм — смертная казнь за пре­любодеяние через побивание кам­нями, которая осуществляется в присутствии кади или его упол­номоченного только по приго­вору суда, выносимому на основа­нии показаний четырёх свидетелей. К подобному наказанию пригова­риваются только лица, состоящие в браке.

Ар-Раййан — название врат, через которые войдут в Рай люди, соблю­давшие пост

рак'ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых про­изнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных сур или аятов Корана по желанию молящегося. Единствен­ным исключением является первая сура Корана «Аль-Фатиха», которая каждый раз читается в обязатель­ном порядке.

рамаль — быстрый и мелкий шаг, которым мужчины, согласно сунне, должны совершать первые три круга во время обхода Каабы.

рами — побивание камешками идолов в долине Мина во время хаджжа.

расул — посланник.

риба' — ростовщичество. Разли­чаются два вида ростовщичества. Первым является риба аль-фадль — обмен друг на друга товаров или драгоценных металлов одного вида не в равных количес­твах. Второй вид именуется риба ан-наси'а — предостав­ление ссуды с условием, что через определённое время должник вер­нёт больше, или же предоставле­ние ему отсрочки по выплате долга на таких же условиях. Как эти, так и все прочие виды ростовщичества, к числу которых относятся и любые банковские услуги, связанные с вы­платой или взиманием процентов, являются запретными.

pибa' — благоволение.

ридда — вероотступничество.

рийа' — совершение чего-либо

напоказ другим.

рукба — предоставление кому- либо дома или земли с условием, что в случае смерти дарителя или получателя дара это имущество будет принадлежать наследникам дарителя; или: такая форма даре­ния, когда даритель предоставляет кому-либо дом или землю в пожиз­ненное владение, выдвигая следу­ющее условие: «Я отдаю тебе дом (землю), и если ты умрёшь первым, то он снова будет принадлежать мне, если же я умру первым, то он останется тебе»

рукъя — заговор; чтение опре­делённых сур (аятов) Корана или обращение к Аллаху с моль­бами по примеру пророка в слу­чае болезни, укуса змеи или умопомешательства.

рукн (мн. ч. аркан) — столп.

руку' — поясной поклон.

pyx — дух.

са' — мера объёма, о кото­рой часто упоминается в хадисах. См. статью мудд.

ас-саб'у ль-масани — семь повторяемых; так именуются семь постоянно повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура «Аль-Фатиха».

саваб — награда

савик — походная еда быст­рого приготовления. Её основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли.

садак — подарок жениха, при­носимый в дом невесты во время сговора (хитба или свадеб­ного торжества и дающийся в счёт махра.

садака — добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня.

са'й — ритуальный бег палом­ника, семь раз преодолевающего расстояние между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время 'умры или хаджжа.

саляват ат-таравих — дополнительные вечерние молитвы, совершаемые мусульманами во время поста в рамадане.

салят — молитва, являюща­яся одним из пяти столпов ислама. Девятью условиями действитель­ности молитвы являются; испо­ведание ислама, наличие разума, достижение определённого воз­раста, устранение осквернения, устранение нечистого, прикры­вание определённых частей тела, наступление установленного вре­мени, обращение лицом к кибле и наличие намерения. Насчитыва­ется четырнадцать столпов[719] (аркан) молитвы: совершение молитвы стоя при наличии такой возмож­ности; произнесение слов «Аллах велик» в начале молитвы; чте­ние «Аль-Фатихи»; совершение поясного поклона; выпрямление после поясного поклона; соверше­ние земного поклона на семи час­тях тела; выпрямление после зем­ного поклона; сидение между двумя земными поклонами; сохра­нение спокойствия при соверше­нии всех столпов молитвы; совер­шение всех столпов молитвы в определённом порядке; чтение последнего ташаххуда; сидение для чтения последнего ташаххуда; мольба за пророка , и произне­сение двух таслимов. Насчитыва­ется восемь обязательных элемен­тов (ваджибат) молитвы, которыми являются каждое про­изнесение слов «Аллах велик» — Аллаху акбар —, за исклю­чением произнесения такбират алъ-ихрам в начале молитвы, про­изнесение слов «Слава моему вели­кому Господу» — субхана Раб- бийа ль-Азым — во время поясного поклона, произ­несение имамом и тем, кто совер­шает молитву в одиночестве, слов «Да услышит Аллах тех, кто воз­дал Ему хвалу» — сами'а Алах ли­ман хамида-ху — про­изнесение слов «Господь наш, хвала Тебе» — Рабба-на, ва ля-ка ль-хамд — каждым моля­щимся, произнесение слов «Слава моему высочайшему Господу» — субхана Раббийа ль-А'ля — во время земного поклона, про­изнесение слов «Господь мой, про­сти меня» — Рабби гфир ли —между каждыми двумя земными поклонами и сидение для чтения первого ташаххуда. Если во время молитвы по невнимательности или намеренно не будет выпол­нен один из её столпов, это сделает молитву недействительной. Если во время молитвы намеренно не будет выполнен какой-нибудь из её обя­зательных элементов, это сделает молитву недействительной, если же какой-нибудь обязательный эле­мент не будет выполнен по невни­мательности, положение можно исправить с помощью совершения земного поклона (суджуд ас-сахв) после завершения молитвы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: