к обучению в среднем звене




Заключение по

Результатам исследования

Психологической готовности учащихся 4- кл.

к обучению в среднем звене

Актуальность исследования. При переходе со ступени начального общего образования - на основную, необходимо выявить детей составляющих «группу риска», учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 5 классе с трудностями в освоении образовательной программы. Следствия несформированности готовности к обучению в 5 классе -снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности, рост депрессивных состояний у учащихся, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей.

Основные цели исследования: изучение уровня и структуры психологической готовности уч-ся 4-х кл. МАОУ №67 к обучению в 5 кл; контроль за эффективностью школьного обучения; выявление причин школьной неуспеваемости, профилактика дезадаптации в 5 классе.

Под психологической готовностью к обучению понимается уровень психического развития ребенка необходимый для успешного освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Основными компонентами психологической готовности являются мотивационный и интеллектуальный:

1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться, сформированность познавательной мотивации и мотивации достижения;

2) интеллектуальная или познавательная готовность — связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Выборку исследования составили уч-ся 4а, 4б, 4в классов в количестве 82 человек. Гендерную структуру выборки обследуемых характеризуют следующие показатели:

Класс Пол Общая выборка юноши девушки
ч-к % ч-к % ч-к %
  31,7   24,4   7,3
  35,3   19,5   15,8
  32,9        
Всего       65,9   34,1

 

 

Анализ результатов исследования:

Исследование уровня школьной мотивации уч-ся 4-кл(2010- 2011уч.г.)

         
  4в     4б  
ч-к % ч-к %   ч-к %
Выс. ур.шк. мотив.   38,5%     21,4%   7,7%
Хорошая шк. мотив.(норма)   42,3%     35,7%   23,1%
Положительн. внешн. мотив   3.8%     28,6%   23,1%
Низкая школьная мотивация   11.5%     10,7%   27,0%
Негативное отношение к школе   3.8%     3,6%   19,0%
         
                 

Полученные результаты исследования уровня школьной мотивации выпускников начальной школы позволяют резюмировать, что преобладающее большинство учащихся характеризует доминирование положительной мотивации обучения. Отрицательный полюс мотивационной направленности выражен у 23% испытуемых, выражающейся низкой школьной мотивации, негативном отношении к школе.

 
 

 


Результаты исследования уровня и структуры интеллекта.

Для выполнения теста учащиеся должны владеть определенным кругом терминов и понятий, уметь совершать с ними логические операции, сравнивать слова, устанавливать их сходство и различие, находить аналогии, выявлять математические отношения и пр.

 

По результатам тестирования выявлены следующие тенденции:

1. Интеллектуальное развитие уч-ся 4-х классов соответствует уровню возрастной нормы российских школьников и средне статистической, возрастной региональной норме. Получено следующее распределение учащихся по уровням интеллектуального развития:

Уровень интел. Развития    
ч-к % ч-к %   ч-к % ч-к
Выше нормы   20%     45%     27%
Возрастная норма   64%     38%     38%
Ниже нормы   8%     17%     27%
Низкий   8%     0%     8%
Очень низкий   0%     0%     0%

 

2. Изучение структуры профиля интеллекта учащихся 4 -х классов дает возможность отметить следующие особенности их интеллектуального развития:

 

 

Наиболее выражены способности к сосредоточению внимания, пониманию различий между понятиями, сформированность математических навыков, умения выносить суждения от частного факта к общей закономерности. Выпускниам НШ свойственна достаточная сформированность умения устанавливать различного рода взаимосвязи между понятиями, сложность вызвало выделение логических отношений “противоположность” и “часть-целое”. Основная часть учащихся характеризуется хорошей работоспособностью, а также достаточной логичностью мышления. Дети неплохо справляются с дополнением простых предложений, особенно если пропущенными являются самостоятельные части речи. Ошибки чаще возникают при дополнении пропущенных понятий в сложных предложениях, особенно если они имеют вероятностный характер, или если пропущенными являются служебные части речи.

 

3) Уровень психологической готовности выпускников начальной школы (2011-12 уч.г) имеют

Заключение:

1) Уровень мотивационной и интеллектуальной готовности у 90% учащихся 4-х классов, соответствует образовательно-возрастной региональной норме. В тоже время необходимо отметить высокий уровень успешности выполнения субтестов, определяющих развитие способностей к выявлению аналогий, пониманию инструкций, а также достаточный уровень сформированности умения выносить суждения и активного словаря учащихся. Выпускников начальной школы характеризует высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес;

2) Выявлена группа учащихся имеющих признаки несформированности основных показателей психологической готовности к обучению в среднем звене.

В группу «риска» по мотивационному показателю входят:

4а-
1) К. Тамерлан 1) Б. Мария 1) Б. Анастасия
2) М. Максим 2) К.Ангелина 2) Г. Даниил
3) А. Михаил 3)Т. Арина 3) Д. Тенгиз
4)Ю. Андрей   4) Е.Марк
  5) И. Полина
6) М.в Вадим
7) О. Влада
8) Р.Кирилл
9) П.Владимир
10) П. Иван
11) С. Глеб
12) Т. Ростислав

В группу «риска» интеллектуальному показателю входят:

4а-  
1) М. Матвей   1) Ф. Екатерина

Следует заметить, что дети имеющие низкие показатели затрудняются адекватно реагировать на систему требований (правил), имеют низкая скорость протекания мыслительных процессов, что вызывает трудности в овладении понятиями и умственными действиями. У таких детей недостаточно развито умение анализировать условия задания, наблюдается ригидность, стереотипность подходов к решению заданий, недостаточное владение умственными операциями по установлению некоторых логико-функциональных отношений между понятиями.

 

Рекомендации:

1) Учитывать психологические особенности детей при обучении в 5-кл;

2) Организовать постепенный, плавный переход от начальной к основной ступени образования, в том числе изменение содержания и форм обучения.

3) Найти время, место, средства и способы учебной работы школьников 5-х классов, качественно отличной от работы учеников 1-4х классов и отвечающей возрастным новообразованиям 10-12 летних учащихся

4) Развернуть содержание учебных дисциплин и воспитательную работу через анализ результатов психодиагностических исследований реализованных в НШ;

5) Развивать самостоятельность школьников как необходимое условие для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе;

6) На период перехода целесообразно сохранить основной уклад жизни, систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы;

7) Усиление роли групповых (коллективных) форм обучения в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной).

 

Приложение

 

Сводный протокол
результатов выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста)
учащимися 4 а класса
МБОУ №67
МАЙ 2012 ГОДА
                     
Фамилия, имя 1. Инструкции 2. Арифметика 3. Предложения 4. Различия 5. Числовые ряды 6. Аналогии 7. Символы Сумма Уровень умственного развития
                    Близкий к норме
                    Высокий уровень
                    Высокий уровень
                    Высокий уровень
                    Близкий к норме
                    Возрастная норма
                    Близкий к норме
                    Высокий уровень
                    Низкий
                    Возрастная норма
                    Близкий к норме
                    Высокий уровень
                    Возрастная норма
                    Возрастная норма
                    Возрастная норма
                    Высокий уровень
                    Возрастная норма
                    Близкий к норме
                    Близкий к норме
                    Возрастная норма
                    Возрастная норма
                    Близкий к норме
                    Близкий к норме
                    Возрастная норма
                    Близкий к норме
Среднее по группе 7,9 6,84 7,7         80,6  
Стандартное отклонение 2,72 2,25 2,61 4,86 2,22 4,8 4,03 19,779  
%   40% 34% 39% 43% 53% 27% 49% 40%  
  Сводный протокол    
  результатов исследования уровня школьной мотивации    
  учащимися 4а класса    
       
       
       
фамилия, имя Сумма Уровень мотивации  
    III  
    III  
    III  
    III  
    III  
    V  
    III  
    II  
    IV  
    III  
    III  
    IV  
    IV  
    IV  
    III  
    III  
    III  
    III  
    III  
    II  
    V  
    IV  
    III  
    IV  
    III  
    III  
    V  
                           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: