ББК 74.100.5
УДК 373
Осипова А. А., Малашинская Л. И.
074 Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5—9 лет.—М.: ТЦ Сфера, 2002.—104 с. ISBN 5-89144-220-5
В работе подробно описаны виды и свойства внимания, закономерности и нарушения развития внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, особенности и методы диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми; содержатся подробные разработки игр, упражнений и занятий для развития и коррекции внимания.
Книга предназначена психологам, дефектологам, воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям.
ББК 74.100.5
Осипова Алла Анатольевна, Малашинская Лариса Ивановна
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ Программа для детей 5—9 лет
Редакторы В.В. Дремоеа, Л А. Ануфриева Корректор НА. Саморезова
Художник Н.С. Костюк
Оригинал-макет СМ. Гамзиной, И А. Забелиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 Гигиенический сертификат N° 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.
Подписано к печати 03.09.02. Формат 60x90 Vie. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7000 экз.
Заказ № 2267.
Издательство «ТЦ Сфера» 129164, г. Москва. Маломосковская ул.. 21. Тел.: 216-37-72, 107-59-15.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.
ISBN 5-89144-220-5 |
© ООО «ТЦ-Сфера», 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с деть-
ми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В вы-, делении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).
Выделяют следующие формы проявления внимания:
— сенсорное (перцептивное);
— интеллектуальное (мыслительное);
— моторное (двигательное).
Основными функциями внимания являются:
— активизация необходимых и торможение ненужных в
данный момент психических и физиологических процессов;
— целенаправленный организованный отбор поступающей
информации (основная селективная функция внимания);
— удержание, сохранение образов определенного предмет
ного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
— обеспечение длительной сосредоточенности, активнос
ти на одном и том же объекте;
— регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:
— аналитический эффект внимания — данное представ
ление становится детальнее, в нем мы замечаем больше под
робностей;
— фиксирующий эффект — представление делается ус
тойчивее в сознании, не так легко исчезает;
— усиливающий эффект — впечатление, по крайней мере
в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включе
нию внимания слабый звук кажется несколько громче.
ВИДЫВНИМАНИЯ
Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые — произвольным.
Вид внимания | Условие возникновения | Основная характеристика | Механизм |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя | Непроизвольность, легкость возникновения и переключения | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет | Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) |
Послепро-извольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.
Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
— интенсивность раздражителя;
— качество раздражителя;
— повторение;
— внезапность появления объекта;
— движение объекта;
— новизна объекта;
— согласие с наличным содержанием сознания.
Произвольность внимания развивается вместе с формиро
ванием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия ста
новления внимания — она заключается в возвращении к не
произвольному вниманию. Этот вид внимания получил назва
ние «послепроизвольного». Понятие послепроизволъного вни
мания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Пос-
лепроизвольное внимание возникает на основе произвольного
и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценно
сти (значимости, интереса) для личности.
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
— первичное внимание, вызванное разнообразными раз
дражителями, которые производят сильное воздействие на
нервную систему;
— вторичное внимание — сосредоточенность на одном
объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
— постпроизвольное внимание, когда объект удерживает
ся во внимании без специальных усилий.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
— объективные особенности предметов и явлений (их ин
тенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
— структурная организация (объединенные объекты вос
принимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
— интенсивность объекта — более сильный звук, более
яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;
— новизна, необычность объекта;
— резкая смена объектов;
— субъективные факторы, в которых проявляется избира
тельное отношение человека к окружающему;
— отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания.
Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.
Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.
Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же — переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную трудовую деятельность.
Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.
Непреднамеренное внимание характеризуется следующими особенностями:
— человек предварительно не готовится к восприятию
объекта или действию;
— интенсивность непреднамеренного внимания обуслов
ливается особенностями раздражителей;
— непродолжительно по времени (внимание длится до тех
пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если
его не закрепить, прекращается по окончании их действия).
Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.
1. Процессы намеренного обращения внимания могут про
текать легко и без цомех. Такое внимание называют собствен
но произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного
внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в воле
вом внимании возникает в ситуации конфликта между выб
ранным объектом или направлением деятельности и объек
тами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство
напряжения — характеристика процесса внимания данного
вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если
источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с
самим собой — суть любых процессов волевого внимания.
2. Волевой характер выжидательного внимания особенно
проявляется в ситуациях решения так называемых задач на
бдительность.
3. Особенно важный вариант развития произвольного вни
мания заключается в трансформации волевого внимания в
спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в
создании спонтанного внимания. При неудаче появляется
лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обла
дает качествами как произвольного, так и непроизвольного
внимания. С произвольным вниманием его роднит актив
ность, целенаправленность, подчиненность намерению вни
мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим
моментом с непроизвольным вниманием является отсут-
ствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.
Основная функция произвольного внимания — активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:
— целенаправленность — определяется задачами, кото
рые человек ставит перед собой в той или иной деятельнос
ти;
— организованный характер деятельности — человек гото
вится быть внимательным к тому или другому предмету, со
знательно направляет свое внимание на него, организует необ
ходимые для данной деятельности психические процессы;
— устойчивость — внимание продолжается более или ме
нее длительное время и зависит от задач или плана работы.
Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
— интересы человека, побуждающие его к занятию дан
ным видом деятельности;
— осознание долга и обязанности, требующие как можно
лучше выполнять данный вид деятельности.
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Послепроизвольное внимание — это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным — колебания и переключение внимания.
ОБЪЕМ
Объем внимания — это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания — величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3±2.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания — наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
УСТОЙЧИВОСТЬ
Устойчивость внимания — его временная характеристика — это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в
практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Экспериментальные, исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд. '
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
— усложнение объекта (сложные объекты вызывают слож
ную активную мыслительную деятельность, с чем связана
длительность сосредоточения);
— активность личности;
— эмоциональное состояние (под влиянием сильных раз
дражителей может возникнуть отвлечение внимания на по
сторонние объекты);
— отношение к деятельности;
— темп деятельности (для устойчивости внимания важно
обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком
или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют
(захватывают ненужные участки коры головного мозга), зат
рудняется сосредоточение и переключение внимания.
Устойчивость внимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода р,аботы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
— первоначальное вхождение в работу;
— достижение сосредоточения внимания, затем его мик
роколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
— снижение сосредоточенности и работоспособности при
усилении усталости.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности
может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех уча'стков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Распределение внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное вни-
мание является 'необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимания — это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
— трудность представляет совмещение двух и более видов
умственной деятельности;
— легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
— для успешного выполнения одновременно двух видов
деятельности один вид деятельности должен быть доведен до
автоматизма.
Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) — в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.
Легкость и успешность переключения внимания зависят:
— от отношения между предшествовавшей и последую
щей деятельностью;
— от завершенности предшествующей деятельности, либо
ее незавершенности;
— от отношения субъекта к той или иной деятельности
(чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
— от индивидуальных особенностей субъекта (типа не
рвной системы, индивидуального опыта и др.);
— от значимости цели деятельности для человека, ее ясно
сти, четкости.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Переключаемость внимания относится к числу тренируе
мых качеств. '
КОЛЕБАНИЯ
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Периодичность колебания внимания отчетливо проявляется,в опытах с двойственным изображением.
Классическим примером является двойной квадрат, представляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и 2) длинный коридор с выходом в конце. Если смотреть на этот чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени перед нами будет то усеченная пирами-
да, то длинный коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.
Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в них ослабевает, возбуждение в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.
Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо Ьбъект, мы поворачиваем голову в направлении этого предмета. Когда мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.
Направленность, или избирательность, внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
К нарушениям внимания относятся:
— неспособность сохранять внимание: ребенок не может
выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
— снижение избирательного внимания, неспособность со
средоточиться на предмете;
— повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети
суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
— снижение внимания в непривычных ситуациях, когда
необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость; рассеянность; гиперподвижность; инертность; сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
— неполная нагрузка; '
— недостаточная сформированность волевых качеств;.
— привычка быть невнимательным (привычная невнима
тельность связана с отсутствием серьезных интересов, повер
хностным отношением к предметам и явлениям);
— повышенная утомляемость;
— плохое самочувствие;
— наличие психотравмы;
— монотонная, неинтересная деятельность;
— неподходящий темп деятельности;
— наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его
в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думаний, — пишет И.П. Павлов, — и увлечении каким-либо делом мы не видим и не. слышим, что около нас происходит — явно отрицательная индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты — очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Так называемая ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии «профессорской» рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят в жизнеописаниях великих философов, изобретателей и ученых.
К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или теме размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников — мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности — переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причина