Осипова Алла Анатольевна, Малашинская Лариса Ивановна




ББК 74.100.5

УДК 373


Осипова А. А., Малашинская Л. И.

074 Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5—9 лет.—М.: ТЦ Сфера, 2002.—104 с. ISBN 5-89144-220-5

В работе подробно описаны виды и свойства внимания, законо­мерности и нарушения развития внимания в дошкольном и млад­шем школьном возрасте, особенности и методы диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми; содержатся подроб­ные разработки игр, упражнений и занятий для развития и кор­рекции внимания.

Книга предназначена психологам, дефектологам, воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям.

ББК 74.100.5

Осипова Алла Анатольевна, Малашинская Лариса Ивановна

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ Программа для детей 5—9 лет

Редакторы В.В. Дремоеа, Л А. Ануфриева Корректор НА. Саморезова

Художник Н.С. Костюк

Оригинал-макет СМ. Гамзиной, И А. Забелиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 Гигиенический сертификат N° 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.

Подписано к печати 03.09.02. Формат 60x90 Vie. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7000 экз.

Заказ2267.

Издательство «ТЦ Сфера» 129164, г. Москва. Маломосковская ул.. 21. Тел.: 216-37-72, 107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.

ISBN 5-89144-220-5

© ООО «ТЦ-Сфера», 2001


ПРЕДИСЛОВИЕ

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно вклю­чившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули но­вые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение при­звано создать условия для интеллектуально-творческого, эмо­ционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успеш­ного обучения в школе является развитие произвольного, пред­намеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъяв­ляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страда­ют от рассеянности или неразвитости своего внимания. Раз­вивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точ­ном выполнении связанных с ним действий. Образы, полу­чаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные про­цессы протекают быстрее и правильнее, движения выполня­ются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отно­шению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому пред­мету или действию. Появление нового предмета вызывает пе­реключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с деть-


ми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относят­ся в основном к начальной школе и не освещают опыт орга­низации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успеш­ного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В вы-, делении одного объекта из массы других проявляется так назы­ваемая избирательность внимания: интерес к одному есть одно­временное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще лю­бому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памя­ти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-ис­следовательской деятельности. Оно представляет собой психи­ческое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регу­ляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальпе­рина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный про­цесс, оно открывается как направленность, настроенность и со­средоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой дея­тельности, которой оно сопутствует.

Внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающее­ся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

— сенсорное (перцептивное);

— интеллектуальное (мыслительное);

— моторное (двигательное).
Основными функциями внимания являются:

 

— активизация необходимых и торможение ненужных в
данный момент психических и физиологических процессов;

— целенаправленный организованный отбор поступающей
информации (основная селективная функция внимания);

— удержание, сохранение образов определенного предмет­
ного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

— обеспечение длительной сосредоточенности, активнос­
ти на одном и том же объекте;

— регуляция и контроль протекания деятельности.


Внимание связано с интересами, склонностями, призва­нием человека, от его особенностей зависят и такие каче­ства личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вы­тесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффек­ты, а именно:

— аналитический эффект внимания — данное представ­
ление становится детальнее, в нем мы замечаем больше под­
робностей;

— фиксирующий эффект — представление делается ус­
тойчивее в сознании, не так легко исчезает;

— усиливающий эффект — впечатление, по крайней мере
в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включе­
нию внимания слабый звук кажется несколько громче.



ВИДЫВНИМАНИЯ

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые пред­ставлены непроизвольным вниманием, вторые — произволь­ным.

 

Вид внимания Условие возникновения Основная характеристика Механизм
Непроиз­вольное Действие силь­ного, контраст­ного или зна­чимого и вы­зывающего эмоциональ­ный отклик раздражителя Непроизволь­ность, легкость возникновения и переключения Ориентировоч­ный рефлекс или доминанта, характеризую­щая более или менее устойчи­вый интерес личности
Произволь­ное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сиг­нальной систе­мы (слова, речь)
Послепро-извольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется це­ленаправлен­ность, снимается напряжение Доминанта, ха­рактеризующая возникший в процессе дан­ной деятельно­сти интерес

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

— интенсивность раздражителя;

— качество раздражителя;


 


 

— повторение;

— внезапность появления объекта;

— движение объекта;

— новизна объекта;

— согласие с наличным содержанием сознания.
Произвольность внимания развивается вместе с формиро­
ванием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия ста­
новления внимания — она заключается в возвращении к не­
произвольному вниманию. Этот вид внимания получил назва­
ние «послепроизвольного». Понятие послепроизволъного вни­
мания
было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Пос-
лепроизвольное внимание возникает на основе произвольного
и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценно­
сти (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития вни­мания:

— первичное внимание, вызванное разнообразными раз­
дражителями, которые производят сильное воздействие на
нервную систему;

— вторичное внимание — сосредоточенность на одном
объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);

— постпроизвольное внимание, когда объект удерживает­
ся во внимании без специальных усилий.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Непроизвольным (непреднамеренным) называется вни­мание, которое вызвано теми или иными особенностями дей­ствующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внима­ния определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленнос­тью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

— объективные особенности предметов и явлений (их ин­
тенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

— структурная организация (объединенные объекты вос­
принимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

— интенсивность объекта — более сильный звук, более
яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;

— новизна, необычность объекта;

— резкая смена объектов;

— субъективные факторы, в которых проявляется избира­
тельное отношение человека к окружающему;


— отношение раздражителя к потребностям (то, что соот­ветствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключа­ется в быстрой и правильной ориентации человека в посто­янно меняющихся условиях, выделении тех объектов, кото­рые могут иметь в данный момент наибольший жизнен­ный смысл.

В зависимости от внутренних условий выделяют три раз­новидности непроизвольного внимания.

Детерминанты вынужденного внимания лежат предполо­жительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее назы­вают врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до мини­мума или принимает автоматический характер.

Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не со­впадают у представителей различных возрастных и соци­альных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональ­ное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вы­зывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания про­никают в область сознания в моменты относительного бездей­ствия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его след­ствием или особым случаем произвольного внимания, дру­гие же — переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную трудовую деятельность.

Вынужденное, невольное, привычное внимание как разно­видности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Непреднамеренное внимание характеризуется следующи­ми особенностями:


 

— человек предварительно не готовится к восприятию
объекта или действию;

— интенсивность непреднамеренного внимания обуслов­
ливается особенностями раздражителей;

— непродолжительно по времени (внимание длится до тех
пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если
его не закрепить, прекращается по окончании их действия).

Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной де­ятельности.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произ­вольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включе­ны акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.

1. Процессы намеренного обращения внимания могут про­
текать легко и без цомех. Такое внимание называют собствен­
но произвольным,
чтобы отличить его от случаев привычного
внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в воле­
вом внимании возникает в ситуации конфликта между выб­
ранным объектом или направлением деятельности и объек­
тами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство
напряжения — характеристика процесса внимания данного
вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если
источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с
самим собой — суть любых процессов волевого внимания.

2. Волевой характер выжидательного внимания особенно
проявляется в ситуациях решения так называемых задач на
бдительность.

3. Особенно важный вариант развития произвольного вни­
мания заключается в трансформации волевого внимания в
спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в
создании спонтанного внимания. При неудаче появляется
лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обла­
дает качествами как произвольного, так и непроизвольного
внимания. С произвольным вниманием его роднит актив­
ность, целенаправленность, подчиненность намерению вни­
мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим
моментом с непроизвольным вниманием является отсут-


 

ствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровож­дение.

Основная функция произвольного внимания — активное регулирование протекания психических процессов. В настоя­щее время произвольное внимание понимается как деятель­ность, направленная на контроль поведения, поддержание ус­тойчивой избирательной активности.

Характеристики произвольного (преднамеренного) внима­ния:

— целенаправленность — определяется задачами, кото­
рые человек ставит перед собой в той или иной деятельнос­
ти;

— организованный характер деятельности — человек гото­
вится быть внимательным к тому или другому предмету, со­
знательно направляет свое внимание на него, организует необ­
ходимые для данной деятельности психические процессы;

— устойчивость — внимание продолжается более или ме­
нее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

— интересы человека, побуждающие его к занятию дан­
ным видом деятельности;

— осознание долга и обязанности, требующие как можно
лучше выполнять данный вид деятельности.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Послепроизвольное внимание — это активное, целенап­равленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мне­нию К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раз­дражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.


СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным — ко­лебания и переключение внимания.

ОБЪЕМ

Объем внимания — это количество объектов (или их эле­ментов), воспринимаемых одновременно с достаточной яснос­тью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элемен­тов воспринимаются одномоментно, тем больше объем вни­мания и тем более эффективной будет деятельность.

Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания — ве­личина индивидуально меняющаяся, и классическим пока­зателем объема внимания у детей является цифра 3±2.

Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Ос­новное условие расширения объема внимания — наличие на­выков и умений систематизации, объединения по смыслу, груп­пировки воспринимаемого материала.


УСТОЙЧИВОСТЬ

Устойчивость внимания — его временная характеристи­ка — это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в


практической деятельности с предметами, в активной умствен­ной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после пре­одоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длитель­ного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Экспериментальные, исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Пе­риоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд. '

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко сни­жается. На устойчивость внимания оказывают влияние сле­дующие факторы:

— усложнение объекта (сложные объекты вызывают слож­
ную активную мыслительную деятельность, с чем связана
длительность сосредоточения);

— активность личности;

— эмоциональное состояние (под влиянием сильных раз­
дражителей может возникнуть отвлечение внимания на по­
сторонние объекты);

— отношение к деятельности;

— темп деятельности (для устойчивости внимания важно
обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком
или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют
(захватывают ненужные участки коры головного мозга), зат­
рудняется сосредоточение и переключение внимания.

Устойчивость внимания не означает его статичности. Ус­тойчивость тесно связана с динамическими характеристика­ми внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода р,аботы, который подразделяет­ся на следующие стадии сосредоточения:

— первоначальное вхождение в работу;

— достижение сосредоточения внимания, затем его мик­
роколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

— снижение сосредоточенности и работоспособности при
усилении усталости.

ИНТЕНСИВНОСТЬ

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности


может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомле­ния человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологичес­ки интенсивность внимания обусловлена повышенной степе­нью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющее­ся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность — необходимое условие осмыс­ления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсив­ностью, что необходимо для выполнения важных видов дея­тельности. Физиологической основой сосредоточенного вни­мания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех уча'стков коры головного мозга, которые связа­ны с данным видом деятельности при одновременном разви­тии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выражен­ными внешними признаками: в соответствующей позе, мими­ке, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в тормо­жении всех лишних движений. В то же время внешние при­знаки не всегда соответствуют действительному состоянию вни­мания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о пол­ном равнодушии к происходящему.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Распределение внимания — это способность человека удер­живать в центре внимания определенное число объектов од­новременно, т.е. это одновременное внимание к двум или не­скольким объектам при одновременном выполнении дей­ствий с ними или наблюдения за ними. Распределенное вни-


мание является 'необходимым условием для успешного вы­полнения многих видов деятельности, требующих одновремен­ного выполнения разнородных операций.

Распределение внимания — это свойство внимания, с кото­рым связана возможность одновременного успешного выпол­нения (совмещения) двух и более различных видов деятель­ности (или нескольких действий). Рассматривая распределе­ние внимания, необходимо учитывать, что:

— трудность представляет совмещение двух и более видов
умственной деятельности;

— легче совмещать двигательную и умственную деятельность;

— для успешного выполнения одновременно двух видов
деятельности один вид деятельности должен быть доведен до
автоматизма.

Особое значение распределение внимания имеет во вре­мя учебы. Ребенок должен одновременно слушать взросло­го и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипу­лировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет ус­пешно.

Старший дошкольник и младший школьник плохо рас­пределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не сле­дует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распреде­ленному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответству­ющих навыков.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Переключение внимания — это сознательное и осмыс­ленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Пе­реключение внимания всегда сопровождается некоторым не­рвным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном пе­реходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от од­ного объекта к другому, от одного действия к другому.


Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.

Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) — в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.

Легкость и успешность переключения внимания зависят:

— от отношения между предшествовавшей и последую­
щей деятельностью;

— от завершенности предшествующей деятельности, либо
ее незавершенности;

— от отношения субъекта к той или иной деятельности
(чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);

— от индивидуальных особенностей субъекта (типа не­
рвной системы, индивидуального опыта и др.);

— от значимости цели деятельности для человека, ее ясно­
сти, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвле­чение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успеш­ного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, осо­бенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Переключаемость внимания относится к числу тренируе­
мых качеств. '

КОЛЕБАНИЯ

Колебания внимания выражаются в периодической сме­не объектов, на которые оно обращается. Колебания внима­ния отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внима­нии. Периодичность колебания внимания отчетливо проявля­ется,в опытах с двойственным изображением.

Классическим примером является двойной квадрат, пред­ставляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и 2) длин­ный коридор с выходом в конце. Если смотреть на этот чер­теж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени перед нами будет то усеченная пирами-


 




да, то длинный коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.


Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться ин­тенсивно без перерыва. При напряженной работе соответству­ющие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в них ослабева­ет, возбуждение в тех центрах, которые до этого были затор­можены, повышается и внимание переключается на посто­ронние раздражители.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря это­му деятельность имеет определенную направленность. Внеш­не внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения заторма­живаются. Так, например, если необходимо внимательно рас­смотреть какой-либо Ьбъект, мы поворачиваем голову в на­правлении этого предмета. Когда мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.

Направленность, или избирательность, внимания проявля­ется в различных формах. Первоначально выбор объектов вни­мания связан с анализом огромного потока информации, не­прерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировоч­но-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания про­является в бдительности, настороженности, в тревожном ожи­дании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделе­ние каких-то объектов происходит в целенаправленной позна­вательной деятельности. В одних случаях избирательность вни­мания может носить характер поиска, выбора, контроля, свя­занных с определенной программой (произвольная избиратель­ность). В других случаях (например, чтение книги, прослуши­вание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.


НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Существуют так называемые отрицательные стороны про­цесса внимания или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта вни­мания, когда одновременно человек может воспринимать толь­ко небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Причины нарушения могут быть внешними и внутренни­ми. Внешними причинами можно считать различные нега­тивные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действие внут­ренних причин можно представить как влияние нарушен­ной части психики на здоровую.

К нарушениям внимания относятся:

— неспособность сохранять внимание: ребенок не может
выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

— снижение избирательного внимания, неспособность со­
средоточиться на предмете;

— повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети
суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

— снижение внимания в непривычных ситуациях, когда
необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость; рассеянность; гиперподвижность; инертность; сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации вни­мания).

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроиз­вольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.



Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Вне­шняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раз­дражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсут­ствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлека­емость объясняется запредельным торможением, развиваю­щимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

— неполная нагрузка; '

— недостаточная сформированность волевых качеств;.

— привычка быть невнимательным (привычная невнима­
тельность связана с отсутствием серьезных интересов, повер­
хностным отношением к предметам и явлениям);

— повышенная утомляемость;

— плохое самочувствие;

— наличие психотравмы;

— монотонная, неинтересная деятельность;

— неподходящий темп деятельности;

— наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его

в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержа­нию и результатам деятельности.

РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность внимания — это неспособность сосредото­читься на чем-либо определенном в течение длительного вре­мени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «сколь­зящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в не­способности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к окру­жающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточен­ностью на каком-то одном предмете (явлении) или пережи­вании. «При сосредоточенном думаний, — пишет И.П. Пав­лов, — и увлечении каким-либо делом мы не видим и не. слышим, что около нас происходит — явно отрицательная индукция».

Механизмом рассеянности является наличие мощной до­минанты — очага возбуждения в коре головного мозга, подав­ляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.


Так называемая ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии «профессорской» рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессор­ской» рассеянности обычно находят в жизнеописаниях вели­ких философов, изобретателей и ученых.

К расстройствам внимания, получившим название стар­ческой рассеянности, относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание чело­века как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или теме размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и не­прерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болез­ненных и ослабленных детей подобный вариант рассеяннос­ти встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция уве­личения числа детей, имеющих различные отклонения в со­стоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дош­кольников — мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Ка­щенко указывает еще на одну причину рассеянности — пе­реживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвле­каются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: