ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ
2 Полуяить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка.
3. способы, позволяющие наилучшим образом разрешать проблемные ситуации.
Наблюдения помогают взрослым учиться определять какого рода
поведения можно ожидать от ребенка при определенных условиях.
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________ возраст _______________
Ф.И.О. наблюдателя ____________________________________
Параметры | Характеристика | Дата обследования | ||
Настроение | бодрое, уравновешенное | |||
неустойчивое, раздражительное | ||||
подавленное | ||||
склонен к быстрой частой смене настроения | ||||
Другое: | ||||
Инициативность | умеет найти себе дело | |||
доводит начатое до конца | ||||
проявляет творческий подход, выдумку в решении какой-либо проблемы | ||||
активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов | ||||
Другое: | ||||
Контактность | в контакт не вступает | |||
Испуганно озирается, оглядывается | ||||
проявляет речевой негативизм | ||||
контакт формальный (чисто внешний) | ||||
в контакт вступает не сразу, с большим трудом | ||||
контакт избирательный | ||||
легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется | ||||
не проявляет заинтересованности в контакте | ||||
Другое: | ||||
Характер действий с предметами | неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает) | |||
специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов | ||||
предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением | ||||
процессуальные действия | ||||
цепочка игровых действий | ||||
игра с элементами сюжета | ||||
сюжетно-ролевая игра | ||||
Другое: | ||||
Стиль отношений с окружающими | предпочитает быть лидером, руководить | |||
подчиняется другим | ||||
стиль не устойчив, зависит от ситуации | ||||
умеет находить компромиссы | ||||
испытывает трудности в общении со взрослыми | ||||
Другое: | ||||
Физическая агрессия | Бросает и ломает игрушки, рвет книги | |||
толкает сверстников, дерется, кусается, плюется | ||||
Другое: | ||||
Скрытая агрессия | щиплет других детей | |||
говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый | ||||
Другое: | ||||
Вербальная агрессия | говорит обидные слова | |||
замахивается, но не ударяет | ||||
пугает других | ||||
Другое: | ||||
Мимическая агрессия | сжимает губы, сжимает кулаки | |||
краснеет, бледнеет | ||||
Другое: | ||||
Аутоагрессия | кусает сам себя | |||
щиплет себя | ||||
просит его стукнуть | ||||
Другое: | ||||
Вспыльчивость | неожиданно для всех бросает игрушки | |||
может неожиданно грубо ответить, сказать ругательство | ||||
Другое: | ||||
Негативизм | делает все наоборот | |||
с трудом включается в коллективные игры | ||||
отказывается даже от интересной для всех деятельности | ||||
часто говорит «не хочу», «не буду», «нет» | ||||
Другое: | ||||
Конфликтность | сам провоцирует конфликт | |||
отвечает агрессивно на конфликтные действия других | ||||
не учитывает интересы и желания других детей (эгоцентризм) | ||||
не уступает игрушки, очередь в играх(эгоцентризм) | ||||
неправильно истолковывает правила, соблюдая одно нарушает другое | ||||
регулярно и целенаправленно нарушает правила | ||||
Другое: | ||||
Демонстративность | отворачивается спиной | |||
стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятия | ||||
делая что-то не так, как надо, наблюдает за реакцией других | ||||
нетерпелив, выкрикивает, перебивает | ||||
Склонен к хвастовству | ||||
Другое: | ||||
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | обижается при поражении в игре | |||
недовольное лицо, плач | ||||
болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон | ||||
Обвиняет других в своих неудачах | ||||
добивается своего капризами | ||||
Другое: | ||||
Эмоциональная отгороженность | стремится уединиться, когда дети находятся все вместе | |||
входит в помещение и сразу идет к игрушкам | ||||
занят своим делом, не замечая других | ||||
не использует речь как средство общения | ||||
когда говорит, его речь не обращена к собеседнику | ||||
не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает ее смысл | ||||
избегает смотреть в лицо собеседнику | ||||
Другое: | ||||
Нерешительность | избегает ситуации устного опроса на занятии | |||
не отвечает, хотя знает ответ | ||||
отказывается от ведущих ролей в играх | ||||
использует слова «не знаю», «может быть», «наверное» | ||||
боится прыгать с возвышения | ||||
избегает шумных игр в толпе детей | ||||
Другое: | ||||
Реакция на новизну | проявляет тормозные реакции | |||
Другое: | ||||
Тревожность | блуждающий, отстраненный взгляд | |||
не может объяснить причину тревоги | ||||
неожиданно вздрагивает | ||||
осторожно ходит | ||||
стремится быть поближе к взрослому | ||||
Другое: | ||||
Заторможенность | не знает, чем заняться | |||
говорит слишком тихо | ||||
темп действий замедлен | ||||
Другое: | ||||
Двигательная расторможенность | поспешно планирует действия | |||
избыточный темп и количество действий | ||||
действует раньше сигнала | ||||
встает на первой половине занятия | ||||
быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры | ||||
Другое: | ||||
Речевая расторможенность | темп речи убыстрен | |||
говорит взахлеб, громко | ||||
перебивает, переговаривается на занятиях | ||||
Другое: | ||||
Понимание словесных инструкций | путает и пропускает последовательность действий по словесной инструкции | |||
ориентируется на наглядный образец, а не на объяснения | ||||
Другое: | ||||
Избегание умственных усилий | снижена познавательная активность | |||
Быстрая истощаемость | ||||
Другое: | ||||
Застреваемость | рисует повторяющиеся элементы | |||
навязчив в общении | ||||
повторяет одну фразу, просьбу многократно | ||||
долго помнит обиду | ||||
с трудом переключается на разные виды деятельности | ||||
Другое: | ||||
Несерьезность | Смеется на замечания взрослого | |||
похвала или порицание не оказывают значительных изменений в поведении ребенка | ||||
дурачится, передразнивает в движениях | ||||
Другое: |
Заключение_________________________________________________________________________________________________