Посмотрите фрагмент из спектакля




Образ Луки.

Одним из героев пьесы является Лука. Он странник. Что же такое странничество? Это явление

глубоко национальное, отражающее существенную сторону жизни русского народа. Странничество

имеет духовную основу, духовные корни. Это особое внутреннее состояние человека, отказавшегося от земных сокровищ и ищущего сокровищ небесных.

Горький относился к идеологии странничества отрицательно и даже враждебно.

Теперь обратимся к образу Луки и вспомним, каковы средства создания образа в

драматическом произведении.

 

1. Самохарактеристика

2. Речевая характеристика

3. Характеристика от лица других действующих лиц

4. Авторская оценка, заложенная в авторских ремарках

 

Речь Луки состоит из афоризмов, кратких изречений, поговорок, заключающих в себе глубокую мудрость. "Человека приласкать - никогда не вредно... Надо кому-нибудь и добрым быть. Христос - он всех жалел и нам так велел... Вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!"

 

Обитатели ночлежного дома утратили веру в Бога (а может, и не имели её вовсе),

значит, утратили и веру в себя, в свои внутренние возможности. Актёр говорит: "А почему

погиб? Веры у меня не было... Кончен я..."

Веры нет, но тоска по свету осталась. Вот эту тоску и подмечает Лука в людях и старается

разжечь ту искру, что ещё слабо горит в их сердцах. Почти каждого из ночлежников Лука куда-

нибудь поманил, поскольку многие из них были уже предрасположены к этому, как видно в

экспозиции пьесы. Появившись в ночлежке, Лука "ронял зёрна в землю, удобную для посева".

 

Герои Горького много спорят о правде.

Клещ пытается заслониться от правды, как от злейшего врага: "Да на что мне - правда-то?... Будь она, правда-то, проклята!" "Где правда-то? Вот правда! Силы нет!... Пристанища нет!")

А Бубнов? "А я вот не умею врать. И зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть".

 

Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в

высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того,

чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…»

Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем.

Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и

жестокости мира. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит

смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

 

Сатин поёт гимн правде: "Правда - бог свободного человека". Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!» Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.)

 

А Лука предостерегает Пепла: "Что тебе правда больно нужна, подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя"... Без любви, без благодати правда, действительно, бывает страшна. Это правда человека, движущегося по замкнутому кругу и видящего всё в одной плоскости.

 

Притча о праведной земле.

Притчу Луки о праведной земле предваряют его слова: "Не всегда правдой душу

вылечишь".

 

Посмотрите фрагмент из спектакля

 

Что хотел с помощью этой притчи доказать Лука? (Человека нельзя лишать надежды, пусть

даже иллюзорной. Она показывает, к каким трагическим последствиям может привести

правда "факта").

Позиция Горького: Ложная надежда может привести человека к петле. Так он трактует и причины гибели Актёра. Не надо искать правды и счастья, веры вне. Надо искать это внутри себя. Праведная земля - это символ духовного преображения человека. Истинно верующий человек находит Истину внутри себя.

Притча, рассказанная Лукой, - это отголоски верований и преданий о древнерусском граде

Китеже, разрушенном во время монголо-татарского нашествия. Старообрядцы верили, что Господь

спас город праведников, сделав его невидимым и что этот город продолжает существовать, только он скрыт от врагов христианства.

Для Горького притча о праведной земле та же ложь, убаюкивающая, навевающая сны. С

этой ложью Горький вёл непримиримую борьбу, провозглашая идеал нового свободного человека.

После ухода Луки всё происходит не так, как рассчитывали герои и в чём убеждал их Лука. Васька Пепел, действительно, пойдёт в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвинённый в убийстве Костылёва. Актёр в точности повторит судьбу героя притчи. Горький, показывая судьбу Актёра, уверяет читателя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле.

Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их душу ложную надежду. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, он просто вселил в них надежду на то, что выход есть и что он доступен для них.

Кто же виноват в том, что судьба ночлежников не изменилась? Вера, которая проснулась в

сознании ночлежников, оказалась слишком непрочна и с исчезновением героя угасла. Дело в

слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть что-то немногое, чтобы

изменить свою жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: