Теоретическая часть. (внимательно прочитайте)




Урок № 3

Практическая работа № 1 «Линейный рисунок куба, шара, конуса с легкой прокладкой основных теней»

Цель работы: изучить понятие натюрморта, виды натюрмортов, принципы компоновки группы предметов на листе бумаги; выполнить рисунок с натуры натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с проработкой светотеневых соотношений штриховкой; выявить формы и пространственное расположение предметов с помощью штриховки.

Теоретическая часть. (внимательно прочитайте)

Понятие о композиции рисунка при размещении рисунка на листе, или компоновке, следует исходить из того, что над рисунком должно быть несколько больше поля чистой бумаги, нежели под ним. При определении общих границ рисунка можно пользоваться бумажной рамочкой с вырезом, повторяющим пропорции листа, на котором будет сделан рисунок. По мере накопления опыта надобность в рамке отпадает. Окончательно находят размер изображаемого предмета на плоскости листа с помощью интуиции. Мысленно обведя взглядом изображаемый предмет и окружающие его детали, определяют форму замкнутой фигуры. Если очень легкими штрихами перенести эту фигуру на бумагу, то получится абрис, с помощью которого находят композиционное положение будущего рисунка на листе. Такой прием, идущий «от пятна», помогает красиво разместить рисунок и полноценно заполнить поле листа. Этот процесс называется компоновкой рисунка. Необходимость в компоновке рисунка – постоянное требование. Умение закомпоновать рисунок на ограниченном листе бумаги самым решительным образом влияет на развитие глазомера, так как приходится быстро находить точные внутренние соотношения деталей предмета к его общей, взятой в соответствии с размерами листа, величине.

Компоновка развивает и чувство гармонии, так как необходимость найти приятное соотношение тонированной части рисунка к белому фону способствует умению оценить значение «пятна» в общей композиции, правильно выбрать его силу и форму. Хорошо закомпонованный рисунок уменьшает количество вспомогательных линий, в нем меньше работы резинкой и больше времени остается на детальную проработку формы. Освоив рисунок правильного геометрического тела, следует перейти к рисованию группы тел. Рисование моделей начинается с выявления наиболее крупного несущего или объединяющего элемента, к которому присоединяют затем остальные. Нахождению формы этого главного элемента следует уделить максимум внимания, так как при малейшей ошибке в рисунке детали не встанут на свое место. Здесь полезно использовать не только сознательное построение общей структурной схемы, вспомогательных линий центра тяжести, горизонта, но также и характер формы отдельных элементов поверхности – пятен, форму линии силуэта фоновых промежутков между просвечивающими деталями, рисунок сочетания отдельных контуров между собой.

Для определения формы этих внутренних поверхностей или пятен удобнее всего пользоваться системой треугольников, на которые разбивается рисуемая поверхность предмета, причем очень важно, чтобы треугольники не располагались как попало, а своими вершинами приходились бы на узловые точки общего главного контура. Эти узловые точки должны быть связаны с основными структурными и пространственными линиями (вертикаль, горизонт, оси симметрии). Использовать для построения форму пятен теней не рекомендуется, так как она меняется при малейшем изменении положения источника света, повороте модели, перемене места рисовальщика. Срисовывание формы теней обычно приводит к неосмысленному срисовыванию с натуры и не приносит никакой пользы в изучении формы и структуры предмета. Расчленив сложные формы на более простые геометрические, представляющие собой совокупность плоскостей, можно изобразить плоскости, идущие от зрителя под разными углами, и передать их удаление. Таким образом, передается объем, как бы вылепленный этими плоскостями. Весьма важным методом постижения форм предметов является умение изобразить сечение тел горизонтальной и фронтальной плоскостей Упомянутые приемы помогут найти точные пропорции главного. По завершении этой работы прорисовывание деталей не составит особого труда, так как всем им уже найдено обоснованное место. Убедительности рисунка такого рода предметов способствует изображение пространства, находящегося перед предметом и за ним. Сложные предметы со значительным количеством деталей после прорисовки следует обобщить, т. е. сделать так, чтобы главная структурная основа предмета читалась в первую очередь, а детали не выходили на передний план. В линейном рисунке обобщение достигается большей толщиной и развитостью контура главной части по сравнению с деталями. При тоновой проработке тени крупных частей предмета должны выглядеть более плотными, чем тени мелких деталей. При обобщении теней следует соразмерять характер линии и тона с величиной формы и соблюдать подчинение деталей целому. Обобщение производят обычно за счет ослабления проработки деталей с помощью ластика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: