При формировании тура и его составляющих возможны два варианта работы: подготовка индивидуальных туров и подготовка пакетных туров.
· В первом случае формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в планируемом месте отдыха.
· Пакетный тур предполагает жесткий, заранее спланированный (до контакта с клиентом) набор услуг, ориентированный на определенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Особенности подготовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и маршрутом путешествия) не позволяют сделать его заказным. Комплекс услуг пакетного тура при реализации не меняется. Турист имеет право купить его целиком или вообще отказаться от него. Пакетные туры организуются и предлагаются на популярных маршрутах, в известные места туризма и отдыха, пользующиеся устойчивым спросом.
Несмотря на колебания спроса на такие туры, они имеют определенные преимущества для дальнейшего развития: в целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор услуг, покупаемых отдельно; турагентству легче советовать клиенту, какой выбрать маршрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее; больше возможности показать привлекательность своего продукта.
К недостаткам пакетных туров относятся: наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента; чрезмерная насыщенность программы; реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только определенную их часть.
Пакетный тур предполагает наличие в своем пакете основных и дополнительных услуг. В основной комплекс услуг входят услуги транспортировки (перевозки), проживания, питания, программные услуги. Основной комплекс услуг является обязательным элементом каждого тура вне зависимости от того, на кого он ориентирован. Набор услуг включается в стоимость тура и не подлежит замене или отказу от них потребителя.Следует отметить, что основной комплекс услуг формирует основу стоимости тура.
Дополнительные услуги — важный компонент тура, который включает в себя любые услуги, которые могут быть сказаны потребителю за дополнительную плату по его желанию и в соответствии с его интересами. Дополнительные услуги могут быть предложены потребителю в момент приобретения тура и будут включены в стоимость тура, а могут предлагаться в ходе тура и оплачиваться туристом самостоятельно.
В процессе разработки тура туроператор осуществляет взаимодействие с четырьмя основными элементами: потребителями (рынки потребления), конкурентами (рынок предложения), партнерами и поставщиками, а также с внешней средой. Следует отметить, что это взаимодействие имеет двухсторонний характер, т.е. перечисленные элементы оказывают влияние на деятельность туристской компании, которая, в свою очередь, осуществляет воздействие на эти элементы.
Последовательность формирования туров регламентируется «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристской услуги».
Проектирование тура предполагает следующие этапы:
· установление нормируемых характеристик тура;
· установление технологии процесса обслуживания туристов;
· разработка технологической документации;
· определение методов контроля качества;
· анализ проекта.
Проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности тура, минимизации рисков для туристов и их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды.
Процесс формирования туров предполагает ряд последовательных этапов:
· разработку замысла тура,
· поиск и отбор партнеров и поставщиков,
· формирование основного и дополнительного комплекса услуг,
· экспериментальную проверку тура.
Продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта. Продвижение туристского продукта на рынок должно быть постоянным, целенаправленным и комплексным.
Говоря о стадии реализации тура, необходимо отметить ее двойственный характер. С одной стороны она включает в себя важный этап массовых продаж, с другой - предоставление обслуживания туристам.
Если говорить обобщенно, то существуют две формы организации сбыта туристского продукта: при помощи собственных бюро продаж и путем использования контрагентской сети.
Процесс продажи тура включает:
· ·прием клиента и установление контакта с ним;
· ·выяснение мотивации выбора турпродукта;
· ·предложение туров;
· ·оформление правоотношений и расчет с клиентом;
· ·информационное обеспечение покупателя.
Важным элементом обслуживания клиента является документальное оформление взаимоотношений. При этом документы могут быть разделены на три группы:
·для заказа (заявка туриста, лист бронирования, подтверждение бронирования);
·для клиента (договор, путевка, ваучер, памятка, страховой полис, билет на транспорт);
·подтверждающие личность туриста (паспорт, доверенность на детей и т.п.).
Необходимо отметить, что при реализации тура туроператор (турагент), согласно ГОСТ Р 50690-2000 "Туристические услуги". Общие требования", должен предоставлять туристам достоверную информацию об этом туре до подписания договора. Эта информация содержит данные о средствах размещения и наборе предоставляемых услуг; условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории и уровне комфортности), питания, трансфера; программе тура; экскурсионном обслуживании; наличии гида; сопровождающего; дополнительных услугах.
В комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту, входит информационный листок, в котором содержится следующая информация: о правилах пребывания, таможенных правилах; обычаях местного населения; национальных и религиозных особенностях региона;религиозных святынях, памятников природы, истории, культуры и других объектах туристского показа; состоянии окружающей среды; часовых поясах и климатических условиях на маршруте; факторах риска для здоровья исходя из климатических и природных условий; правилах личной безопасности; курсе валют и порядке их обмена; правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки и др.