ПОДГОТОВКА ПО МАТЕМАТИКЕ




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИКЕ

 

В папке Программы на прилагаемом диске вы найдете установочные файлы программ WinDjvu и FoxitReader, необходимых для чтения или распечатки всех книг, находящихся на этом DVD-диске.

 

Очень важное замечание: дочитайте эту рекомендацию до самого конца и перечитывайте ее время от времени, чтобы вам стали понятны основные мысли и изложенная методика.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое физическая олимпиада или олимпиада вообще? В наше время это, наверное, не надо объяснять никому. Ежегодно огромное количество школьников Казахстана принимает участие в олимпиадах различного уровня и по разным предметам. Физическая олимпиада в частности обычно проходит в два тура. Первый тур называется теоретическим и на нем предлагается решить то или иное количество задач. Второй тур называется экспериментальным и состоит в решение какой-то экспериментальной проблемы.

Все, наверное, знают героев летней и зимней спортивных олимпиад, проводимых раз в четыре года. Победа на них считается очень престижной, и спортсмены готовятся годами для успешного выступления на ней. Можете ли вы представить себе, что совершенно случайный человек, не имея никакой специальной подготовки, выйдет и, скажем, победит в беге на 100 метровой дистанции? В наше время это совершенно невероятно!

Олимпиада по какому-либо предмету является точно такой же олимпиадой, как и спортивная! Без специальной подготовки выйти и занять какое-либо достойное место, не говоря уже о том, чтобы выиграть, также совершенно невероятно! Каждый спортсмен готовится годами, выполняет огромный объем работы только для того, чтобы один раз в жизни удачно выступить на летних или зимних олимпийских играх. Тоже самое предстоит сделать и вам, если вы хотите победить на олимпиаде республиканского уровня или даже представлять нашу республику на международных олимпиадах по физике.

Что же нужно для достижения успеха? В последнее время у всех на слуху успехи китайских школьников на международных олимпиадах по самым разным предметам. Говорят, что так как население Китая огромно, то у них больше возможностей отобрать талантливую молодежь. Правда ли это? Мне кажется, что нет. Более того, я убежден, что наши талантливые казахстанские школьники ничем не уступают китайским, пусть даже выбранным из многих миллионов!

В чем же тогда успех команд из Китая на международных олимпиадах? Здесь следует отметить два фактора. Первый фактор – это методика подготовки. Наличие планомерной и грамотной методики крайне важно. Данные рекомендации вместе с диском и являются интегрированной методикой подготовки школьников по физике, которая содержит все необходимые материалы. Второй фактор – это самостоятельная работа. Здесь и кроется основная причина успеха китайских команд. Сами по себе китайцы очень трудолюбивый народ, поэтому если вы проявите такое же упорство и трудолюбие в изучении, то успех, несомненно, придет!

Поэтому при реализации данной методики вы должны следовать некоторым принципам.

1. Самостоятельная работа с книгами. Реализация этого принципа позволит вам научиться заниматься и добывать знания самостоятельно. Этот приобретенный навык крайне важен для вашего дальнейшего образования и будущего. Помните, если вам дают хорошее образование, то это не значит, что вы его получите. Чтобы его получить, надо много и упорно работать! Только знания, добытые своим собственным трудом, дадут почву для вашего всего дальнейшего прогресса в жизни. На самом деле не важно, станете ли вы физиками в будущем или нет. Навык самостоятельного обучения и развитое мышление не дадут вам остаться за бортом жизни. Вот почему физики в нашей стране работают везде, от правительства до самых крупных бизнес-структур.

2. Постепенное усложнение уровня задач. Ясно, что сразу решать трудные задачи нереально. Здесь опять помогает прямая аналогия со спортом. Как вы думаете, сможете ли вы выйти на помост как тяжелоатлет и поднять штангу весом 150 килограмм? Понятно, что это невозможно. Тяжелоатлеты могут поднимать такие веса постольку, поскольку они к этому готовятся постепенно. Также и в физике. Надо начинать с простых задач и постепенно переходить к сложным. Главной ошибкой наших школьников является то, что они считают себя «крутыми», начинают разбирать (а не решать!) трудные задачи. Вы можете миллион раз посмотреть, как тяжелоатлет поднимает 150 килограмм, но сами никогда этого не сможете сделать. Точно также и в олимпиадных задачах. Можно разобрать миллион задач, но на конкретной олимпиаде ничего не сделать, потому что предлагаемые задачи окажутся уникальными. Важно научиться самостоятельно решать задачи, постепенно усложняя их уровень.

3. Непрерывность процесса обучения. Ни в коем случае нельзя прекращать занятия, даже если наступают каникулы. Более того, каникулы – это самое плодотворное время для занятий, когда уроки в школе никак не отвлекают. Почему нельзя прекращать занятия? Опять действует прямая аналогия со спортом. Если спортсмен бросает занятия на какое-то время, то он очень быстро теряет физическую «форму». Этот факт известен всем. При подготовке к предметной олимпиаде все тоже самое. Если кто-то прекращает занятия, то он быстро теряет интеллектуальную «форму». В качестве примера можно вспомнить частного сыщика Шерлока Холмса, героя английского писателя Артура Конана Дойля. Шерлок Холмс придумал свой собственный дедуктивный метод, основанный на логике. Шерлок Холмс его постоянно практиковал, тренируя свой мозг, и ненавидел простой, поскольку он приводил к постепенной деградации способностей, то есть к «отуплению». Помните, что перерывы в занятиях будут отбрасывать вас назад! Часто встречается ситуация, когда кто-то достигает довольно высокого уровня и перестает заниматься, заболевает так называемой «звездной болезнью». Результат всегда один, наступает провал на одной из олимпиад, который заставляет вернуться с неба на землю. Будьте осторожны и никогда не болейте «звездной болезнью»!

4. Планирование собственного времени. Возникает вопрос, а что надо целыми днями заниматься и заниматься? Конечно нет, надо уметь и отдыхать. Но надо стараться отдыхать после проделанной работы. Например, я поставил перед собой какую-то цель, скажем, решить задачи из какого-то задачника. После нескольких дней занятий, становится понятна примерная скорость работы. Значит, в этот момент необходимо планировать работу на более дальний срок. После этого поступать так: выполнил запланированную работу, значит можно отдохнуть.

Через несколько месяцев занятий усталость все равно может накопиться. В этом случае сделайте недельный перерыв и отдохните. В принципе можно порекомендовать любой вид релаксационного аутотренинга. Если вы научитесь его практиковать ежедневно перед сном, то получите такой положительный эффект, который вас удивит. Улучшится самочувствие и сильно возрастет работоспособность! В конце данной инструкции приведен один из возможных вариантов релаксационного тренинга, не пренебрегайте этим простым упражнением, особенно непосредственно перед олимпиадой.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Для того чтобы побеждать на олимпиадах разного уровня, надо действовать как спортсмену, то есть постоянно и непрерывно заниматься, но по определенной системе и методике. Надо выполнить огромный объем работы (как говорят спортсмены, выполнить нагрузку), поскольку количество все равно перейдет в качество.

 

ЦЕЛЬ

Целью данной рекомендации является самостоятельная подготовка к олимпиадам по физике вплоть до международного уровня. Но для начала нужно подготовить себя на республиканском уровне. Почему на республиканском? Чтобы попасть в сборную команду Республики Казахстан, надо сначала стать призером республиканской олимпиады. Для этого надо выполнить тот минимальный объем работы, который содержится в данной методике. Ясно, что в национальную команду смогут попасть не все. Тем не менее, не стоит опускать руки. Ваша самостоятельная работа никогда не пропадет даром, она является самой лучшей инвестицией в ваше будущее. Когда вы станете взрослыми, вы сами еще не раз вспомните эти слова и будете повторять их своим детям.

ПОДГОТОВКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Математика – это язык физики. Без отличного владения математикой не может быть хорошего результата на олимпиаде по физике. Нет необходимости доходить до олимпиадного уровня по математике. Самое оптимальное – это некоторое время, скажем два-три раза в неделю, посвящать разбору стандартных математических задач. Помните, что математика является базисом, с которого необходимо стартовать! С этой целью на диске в папке Математика/Сканави вы найдете задачник М.И. Сканави. Он содержит задания как по алгебре, геометрии, так и по анализу. Если вы потратите время на изучение математики, то никогда об этом не пожалеете. Это вам облегчит дальнейшее обучение в любом вузе.

Следует сделать некоторое замечание. На международных олимпиадах по физике предъявляются повышенные требования к математических знаниям. В частности, необходимо уметь вычислять производные, интегралы и решать простейшие дифференциальные уравнения, а также уметь строить графики. Данный диск содержит соответствующие материалы в папке Математика.

ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИКЕ

ТЕОРИЯ

Прежде чем приступать к решению каких-то задач, необходимо твердо освоить некоторый теоретический материал. Для этого на данном диске содержится двухтомный курс Б.М. Яворского и А.А. Пинского. Он находится в папке под названием Физика/Теория. Этот курс должен стать для вас основным. Помимо этого, есть еще трехтомный курс Е.И. Бутикова и Г.Л. Ландсберга, однако считайте их вспомогательными, нужными для расширения кругозора.

Вы должны отдавать себе отчет в том, что сам по себе теоретический материал не развивает способностей решать задачи.

 

УРОВЕНЬ 1. НАЧАЛЬНЫЙ

Задачи, которые встречаются на этом этапе, не являются трудными. Однако это совершенно не значит, что их не надо пройти! Это значит только то, что их надо пройти быстро.

При решении каждой задачи вы должны каждый раз пользоваться следующими правилами:

  1. Понять, какие физические явления происходят и как, какие физические законы были использованы в решении. Для этого надо помнить не только сами законы, но и границы их применимости. Например, если тело движется с ускорением, то нельзя пользоваться формулами для равномерного движения. Если необходимо, возвращайтесь к теоретическому материалу, потому что повторение – мать учения;
  2. Осознать, как физические законы сработали в данной конкретной ситуации и почему, какова была основная идея задачи. Помните, что набор физических законов крайне ограничен. Число возможных идей задач хотя и гораздо больше, но тоже ограничено. Отработав с пониманием все идеи, вы четче поймете логику решения и теорию. Именно эта выработанная логика и должна сработать на олимпиаде;
  3. Проанализировать ответ, например, рассмотреть предельные случаи полученных формул, для которых ответ может быть очевиден. Иногда это позволяет обнаруживать ошибки в решении;
  4. Если в задаче есть численные данные, то надо обязательно довести ответ до числа и сравнить его с приведенным. Среди школьников бытует ошибочное мнение о том, что числа не важны. Это очень сильное заблуждение. Физика – наука точная, а значит все обстоит с точностью наоборот. И на олимпиадах по физике этому уделяется особое внимание. Научитесь правильно пользоваться калькулятором и всегда доводите задачу до конца, получая численный ответ;
  5. Снова посмотреть на условия задачи и определить, где в формулировке, ситуации или постановке содержалась важная информация, необходимая для решения задачи. Очевидно, что сама формулировка задачи или ситуация содержит намеки на ее решение, надо только научиться распознавать необходимую информацию.

Всегда пользуйтесь этими 5 правилами, является задача легкой или трудной. Это приучит вас обосновывать и аргументировать свое решение, разовьет необходимую логику.

И, наконец, самое главное. Олимпиада – это соревнование интеллектов. Поэтому надо свой интеллект тренировать. На практике это значит следующее. Если вы можете для какой-то задачи выполнить все 5 правил в уме, включая численные расчеты, то это и надо делать. Именно это приведет к необходимой тренировке интеллекта. Для задач начального уровня, так и надо поступать.

После освоения теоретического материала, перейдите к папке Физика/Задачники с решениями/Уровень 1. Она содержит три книги, которые необходимо изучить. Прочитайте все книги и решайте все задачи сами, а затем проконтролируйте ваш ход мыслей по приведенному решению.

После этого пройдите полностью задачник, расположенный в папке Физика/Задачники/Уровень 1. Решайте все задачи подряд без пропуска, слабых мест быть не должно.

Еще раз напомню самое главное. Надо уметь напрягать свои мозги, поэтому делайте как можно больше операций в уме. Пользуйтесь этим правилом везде, но только не на самой олимпиаде. На олимпиаде вы наоборот должны максимально точно и подробно расписывать свое решение.

УРОВЕНЬ 2. СРЕДНИЙ

В принципе каждая задача является в какой-то степени уникальной. Тем не менее, существуют некоторые общие подходы. В папке Журнал Квант/Практикум абитуриента содержатся рассортированные по темам знаменитые журналы «Квант» разных годов, в которых есть статьи из раздела «Практикум абитуриента». В этих статьях излагаются некоторые общие методы решения задач, которые необходимо освоить. Осознанно применяя те же 5 правил, изучите эти статьи и решите задачи, приведенные в конце каждой статьи. Если вы правильно освоили материал, то это не составит труда.

После этого переходите к папке Физика/Задачники с решениями/Уровень 2. Прочитайте все книги и решайте все задачи сами, а затем проконтролируйте ваш ход мыслей по приведенному решению.

Теперь переходите к 4 основным задачникам в папке Физика/Задачники/Уровень 2. Решайте задачники в порядке их расположения, необходимо сделать все задачи, слабых мест быть не должно.

Старайтесь как можно отчетливее представить процесс решения в уме. Обычно он состоит в составлении некоторой системы уравнений. Тогда вы должны четко представить, какие надо ввести неизвестные величины, какие использовать физические законы для составления уравнений. Естественно, что их количество в общем случае должно совпадать с количеством неизвестных.

Не забывайте про 5 правил, упомянутых выше. Их использование разовьет вашу логику, которая поможет справляться с задачами более высокого уровня. Если вы для какой-то задачи сможете применить эти правила, то вы всегда будете уверены, что решили задачу. Если же вы не уверены, что справились с заданием, то значит полностью выполнить вам его не удалось. Надо научиться уверенно оперировать физическими законами, также как адвокаты оперируют уголовным правом.

УРОВЕНЬ 3. ВЫСОКИЙ

Перед началом работы над высоким уровнем снова прочитайте теоретический материал, изложенный в трех томах курса Е.И. Бутикова и А.С. Кондратьева. Это поможет более свежему взгляду на теорию, поскольку вы уже будете понимать, как работают физические законы в конкретной ситуации.

После этого переходите к папке Физика/Задачники с решениями/Уровень 3. Прочитайте все книги и решайте все задачи сами, а затем проконтролируйте ваш ход мыслей по приведенному решению. Особенно тщательно надо научиться обрабатывать свои ошибки, которые непременно будут. При их появлении, надо проанализировать, где была допущена ошибка и с чем она связана. Ее осознание позволит избежать подобного в дальнейшем.

Теперь переходите к 3 основным задачникам в папке Физика/Задачники/Уровень 3. В принципе, надо постараться пройти все задачники по порядку и решить все задачи. Однако, некоторые задачи могут оказаться слишком трудными. Это не должно вас смущать, поскольку у каждого человека есть предел, даже у нобелевского лауреата! Ваша работа как раз и состоит в том, чтобы расширить этот предел как можно дальше. Если какие-то задачи не получаются, то их не надо «подгонять», надо быть честным хотя бы перед самим собой. Решите все задачи, которые сможете, пометив те, которые не получились. Попробуйте вернуться к этим задачам попозже еще раз. После этого обычно удается решить некоторое количество из них. Так надо делать несколько раз. Вы заметите, что с каждым разом удается решить все больше и больше задач. Если какие-то задачи все же не удается решить, перейдите к другим задачникам. Продолжайте заниматься и вернитесь к нерешенным задачам спустя некоторый интервал времени.

При решении сложных задач очень важно научиться применять логику, которая нарабатывается теми же 5-ью правилами, изложенными выше. Обычно, если задача сложная, то изначально может быть не понятно, как ее решать. Для этого применяем правилами 1 и 2 с самого начала решения, пытаясь рассуждать. Первое что надо сделать, это понять, какие явления происходят и в какой последовательности, какие физические эффекты при этом могут играть роль. После этого, необходимо размышлять о том, какие физические законы при этом могут быть применимы, какие неизвестные необходимо ввести, какие уравнения составить. При этом надо внимательно перечитывать условия задачи, выискивая важные слова, дающие намек на возможные пути решения задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: