Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока




Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности

• Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студента. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

• Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование студентов к дополнению и анализу ответов товарищей.

• Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

• Побуждение студентов к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

• Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость студентов.

Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель

• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин

• достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода

• активно используется положительная стимуляция учения

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности школьников/студентов. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой школьников/студентов на работу.

Преподаватель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

 

Классификация личностно-ориентированных педагогических технологий:

 

 


 


Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока

Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся -- его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

1. повысить мотивированность учащихся к обучению;

2. повысить их познавательную активность;

3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

8. отследить динамику развития учащихся;

9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках ИЗО в современной школе

Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.

Например, тема урока: «Декор: человек, общество, время». Дети знакомятся с такими понятиями как эмблема, герб, искусство Древнего Египта, Греции и т.д., особенности одежды и украшений в различных слоях общества. Конечно, все это детям отчасти знакомо, но с исторической точки зрения, а с искусствоведческим понимание этих терминов они встречаются впервые. Для одних это сложно, так как приходится много работать в самостоятельно в поиске необходимой информации, чтобы создать для себя определенный образ, для других – сложно сложно этот образ перенести на бумагу с помощью красок с помощью красок или мелков. Именно поэтому я делю весь класс на несколько поисковых групп. «Древний Египет», «Древний Рим», «Древняя Греция». А в своих группах дети сами делятся на подгруппы:

- «научные работники» (те,кто собирает материал);

- «художники-оформители» (те,кто иллюстрирует полученную информацию);

- «Докладчики» (те, кто эмоционально, красочно доносит материал уже до всего класса).

На итоговых третьем и четвертом уроках группы создают по одной декоративной работе. Тема выбирается опять же самой группой. Это может быть и портрет представителя той страны, о которой они собирали материал, украшения, эскизы ваз, зданий, одежды, обуви и т.д. на таких уроках все ребята находят для себя интересный вид деятельности, каждый стремится проявить себя, применить свои творческие способности, организаторские или консультативные.

На уроках ИЗО нужно стараться инициировать субъективный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. ведь ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге в таких случаях очень помогает личностно ориентированный подход.

Пример №2. тема «Портрет». Тема довольно сложная, требующая наблюдательности, внимания и, конечно, усердия. Сначала они учатся изображать портрет человека в соответствии с пропорциями, затем на основе полученных навыков рисуют графический портрет, пишут живописный портрет.

Разделим ребят на несколько групп:

- уличные художники;

- художники-мультипликаторы;

- косметологи-визажисты;

- реставраторы.

Естественно, самая сложная работа была у уличных художников, которым пришлось создавать портреты с натуры (модель они выбирали сами). Работали они углем или пастелью.

«Мультипликаторам» пришлось пофантазировать, так как сложно в наши дни создать новых «мультяшек», не похожих на уже известные образы. Эти ученики работали гуашью, цветными карандашами или фломастерами.

«Косметологам» предлагалось создать эскиз макияжа для маскарада. Материалы для работы они выбирали сами.

А вот «реставраторам» пришлось дорабатывать портреты кисти известных мастеров (заранее подготовленные мною черно-белые ксерокопии с «испорченными» чертами лица).

Ребята очень быстро могут выбрать для себя вид работы, так как на предыдущих занятиях уже каждый уже смог определиться в каких видах деятельности он сильнее, что ему интереснее.

Урок получится ярким, веселым. Каждый ученик сможет самореализоваться. «Неужели это я сам нарисовал!» Ради таких слов, ради заметно появляющегося чувства уважения к своей работе, к её результатам у ребят метод личностного ориентирования важно применять его на уроках, в том числе, на уроках эстетического воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: