Разработка должностной инструкции (индивидуальное задание: наименование должности)




 

Основные задачи, которые стоят перед студентом при выполнении задания:

1. Знакомство с методикой разработки должностных инструкций.

2. Приобретение знаний о форме должностной инструкции и о содержании её разделов.

3. Знание нормативных документов, которые лежат в основе разработки должностной инструкции.

Студенты дневного отделения согласовывают наименование должности со своим преподавателем. Студенты заочного отделения разрабатывают должностную инструкцию для той должности, на которой работают. Должностную инструкцию оформляют в соответствии с ГОСТом на оформление управленческой документации. В разделе 2 (должностные обязанности) выделяют жирным шрифтом те должностные обязанности, которые не совпадают с типовыми должностными обязанностями из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

 

Методика разработки должностных инструкций

 

Общая часть

Определяется назначение и место работника в аппарате управления. В общей части устанавливаются следующие положения:

Основная функция управления, которую реализует работник в соответствии с матрицей распределения функций между структурными подразделениями. Подчиненность работников в соответствии со схемой организационной структуры с указанием конкретного структурного подразделения и вышестоящего руководителя. Перечень должностных лиц (для руководителей), непосредственно подчиненных по штатному расписанию предприятия.

Порядок назначения, перевода и освобождения работника по данной должности определяется в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и Правилами внутреннего трудового распорядка.

Квалификационные характеристики кандидата на должность, устанавливающие стаж работы по специальности и уровень образования, определяются по Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, квалификационной характеристики.

Профессиональные требования к кандидату на должность (“что должен уметь”) устанавливаются из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Перечень основных нормативных актов, положений и инструкций, которыми должен руководствоваться работник при выполнении своих обязанностей (“что должен знать“), определяются на основе квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и внутренних нормативных документов предприятия.

Основная цель деятельности работника, определяющая главное направление его работы при выполнении функциональных обязанностей. Например, основной целью деятельности руководителя предприятия является обеспечение выполнения плана экономического и социального развития, получение максимальной прибыли и выпуска продукции высокого качества с наименьшими затратами ресурсов.

Должностные обязанности

Перечень Должностных обязанностей составляется на основе Положения о подразделении, квалификационной характеристики, проведенного анализа работы (рабочего места или должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). За основу берут перечень типовых должностных обязанностей из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Права

Права характеризуют возможность использования различных ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных, технических, энергетических) для решения задач управления. Права реализуются по принципу единоначалия руководителем предприятия, который их может делегировать своим заместителям и специалистам.

Права устанавливают перечень полномочий работника, обеспечивающих реализацию возложенных на него функциональных обязанностей. Исходными данными для их разработки являются: Гражданский кодекс РФ; ТК РФ; типовыеПравила внутреннего трудового распорядка; Философия предприятия; Положение о структурном подразделени и, типовые (примерные) должностные инструкции

Ответственность

В этом разделе определяется персональная ответственность работника за несвоевременное и некачественное выполнение функциональных обязанностей с учетом действующего трудового законодательства. Исходные данные для разработки: Гражданский кодекс, ТК РФ, Устав предприятия, Философия предприятия, Положение об оплате труда, типовые Правила внутреннего трудового распорядка, типовые (примерные) должностные инструкции, Положения о структурных подразделениях.

Качество выполнения функциональных обязанностей определяется по результатам деятельности структурного подразделения в целом с учетом конкретного вклада работника в общую работу. Конкретный вклад устанавливается с помощью выполнения экономических показателей, закрепленных за структурным подразделением и должностью работника.

Оценка своевременности и качества выполнения функциональных обязанностей производится руководителем работника.

Санкции, которые могут быть применены к работнику, должны соответствовать Гражданскому кодексом РФ, ТК РФ, Философии предприятия и типовым Правилам внутреннего трудового распорядка; Положении об оплате труда, Положению о премировании и пр.

Поощрение

В данном разделе указываются формы морального и материального поощрения за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей и отсутствие нарушений трудовой дисциплины:

 

Разработка резюме

 

Каждый из Вас является в недалеком будущем молодым специалистом, окончившим ВУЗ. Вы прочитали в газете (интернете) объявление о наборе. Для встречи с работодателем следует разработать свое резюме. Резюме разрабатывается каждым индивидуально.

Резюме – это информация о себе, предоставляемая соискателем работодателю. Удачное резюме может стать поводом для интервью, личной встречи с работодателем. Примерная форма резюме представлена ниже на рис. 1.

 

Рис 1. Примерная форма резюме.

Личные сведения - Возраст - Семейное положение Цель Опишите, на какую должность Вы претендуете, Ваши пожелания по поводу будущей работы Образование (в обратном 19… - 19… гг. (укажите год окон- хронологическом порядке) чания), название организации - Факультет, основные дисциплины - Укажите также любое дополнительное образование Опыт работы (в обратном 19… - 19… гг. Хронологическом порядке) - Название организации - Должность, основные обязанности, укажите иностранные языки которыми Вы владеете, и уровень их знания Навыки работы на компьютере Укажите программное обеспече- ние, которым Вы владеете Дополнительные сведения - Наличие водительских прав - Общественная деятельность Интересы ………………………………..      

 

Сверху страницы на которой представлено свое резюме размещается фотография (справа) и информация о своих координатах: адрес, телефоны, E-mail и пр. (слева, мелким шрифтом). Ниже – крупным шрифтом – фамилия, имя, отчество.

Предлагаемая форма резюме не является единственно правильной. Можно использовать и другие формы. Важно соблюдать определенные критерии:

· Краткость

· Информативность

· Структурированность

· Грамотность

· Стильность оформления

 

Анализ рынка труда (индивидуальное задание: наименование должности) по материалам периодической печати, электронных средств массовой информации, выборки организаций

 

Задание предполагает творческий подход, не регламентированный инструкциями, для оценки уровня освоения предмета.

Вы выполняете анализ рынка труда для той должности, на которую разрабатывали должностную инструкцию и для того региона, в котором сейчас живете. Для работы пользуетесь информацией из периодической печати («Работа для Вас», «Работа сегодня»), а так же из Интернета. Информацию из интернета через функцию Prt Sc (клавиша на компьютере) вставляете как рисунок в самостоятельную работу. Период обзора 2-3 месяца. Вырезки из газет и распечатки информации о должности из Интернета приводите в приложении с указанием даты, точного адреса или номера и страницы газеты.

Информация, которую Вы собираете должна отражать сферу деятельности организации, требования и обязанности, предъявляемые организацией к должности и кандидату на вакансию, уровень оплаты и пр. Полученные данные должны быть статистически обработаны и проанализированы (объем данных должен быть статистически значим - 20-30 вакансий).

 

Анализ ситуации

 

Будьте по возможности лаконичны. Ответ должен быть четким, ясным, хорошо структурированным. Ситуации для анализа приведены сразу за примером анализа ситуации. Студентам дневного отделения номер варианта называет преподаватель, студенты заочного отделения выбирают вариант, совпадающий с последней цифрой в номере зачетки.

 

Ваш преподаватель, проверяя Ваш анализ, будет оценивать его по следующим критериям:

 

· При анализе положительных и отрицательных последствий предлагаемых альтернативных решений следует продемонстрировать понимание теории и умение применить её к конкретной ситуации.

· Количество альтернатив должно быть более трех.

· Формулировка проблемы должна соответствовать предлагаемым альтернативным решениям.

· Давая рекомендации по поводу того, какое из альтернативных решений следует принять, дать обоснование.

 

 

Пример разбора ситуации

 

Конкретная ситуация “Процент вознаграждения”

 

По конкурсу на производственное предприятие был принят недавний выпускник технического вуза Владимир – специалист по компьютерной технике, работавший до этого в НИИ. Владимир был единственный и любимый сын в семье, отличник учебы, интеллигентный и воспитанный юноша, не женат. Он с энтузиазмом взялся за порученную ему работу по созданию базы данных о сбыте продукции. Через год работа была закончена, и он получил приличную премию, на которую купил себе персональный компьютер. Он хорошо проявил себя на Нижегородской ярмарке, где выставлялась продукция предприятия, у него проявился талант не только программиста, но и коммерсанта. Владимир с таким энтузиазмом и “куражом” рекламировал продукцию предприятия, что от покупателей не было отбоя. Ему стали поручать проведение выставок, и примерно через год директор предприятия решил назначить Владимира начальником коммерческого отдела. Отдел занимался снабжением и сбытом продукции. В контракте с Владимиром оговорили, что наряду с гарантированной заработной платой он будет получать вознаграждение в размере 5% от чистого дохода, полученного от продажи продукции предприятия. Вознаграждение директора, как вскоре узнал Владимир, было 10% от дохода. И на этом участке дела у Владимира пошли очень хорошо. Только за год его работы объем продажи продукции увеличился на 25%, хотя до него было затоваривание. К нему хорошо относились в коллективе, особенно женщины. Володя не выпивал, не курил, очень интеллигентно вел себя с женщинами, за что они прозвали его “пай-мальчик”. Теперь он владел большой коммерческой информацией: имел 5 подчиненных, знал объемы продаж, себестоимость выпуска, валовой и чистый доходы, давал распоряжения по распределению вознаграждения между сотрудниками. Его доходы стали значительно больше, чем когда он работал простым программистом. Проявилось новое качество – любовь к деньгам. Деньги он тратил преимущественно на себя: модная одежда, отдых за границей, покупка валюты.

Однажды Владимир пришел к директору с рядом ценных предложений по развитию коммерческой деятельности и в конце беседы сказал, что основные доходы предприятия идут по его отделу, а его вознаграждение всего 5%. Учитывая ценность идей Владимира, директор предложил увеличить его долю до 7%. “А почему не до 10%, – удивился Владимир, – ведь основной вклад в коммерцию делаю я?” Директор объяснил, что на вознаграждение идет 40% от чистого дохода, но ведь работают на сбыт производственные участки, коммерческий и производственный отделы, транспортный цех, бухгалтерия. Владимир ушел недовольный... Разговор вскоре стал известен на предприятии, и мнение коллектива разделилось. Сотрудники коммерческого отдела были на стороне Владимира, который затаил обиду на директора. Однако он работал по-прежнему хорошо, внедрил компьютерную систему контроля сбыта, и сбыт продукции за отчетный год вырос еще на 15%. Вскоре экономическая ситуация в России изменилась: росли неплатежи, шло затоваривание складов продукцией, увеличились перебои в поставке комплектующих, широкое распространение получили бартерные сделки. В структуре доходов увеличились платные услуги населению и сократились доходы по сбыту продукции. После одной из оперативок у директора отдел Владимира подвергся критике за снижение объемов сбыта продукции. Он попросил директора о личной встрече и сказал, что готов улучшить работу по сбыту, у него есть новые идеи, если его вознаграждение будет составлять 10% от чистого дохода, как у директора. Директор отказал, тогда Владимир отдал ему заранее написанное заявление об увольнении по собственному желанию.

....Последующие три года он работал в страховой компании агентом и в пенсионном фонде начальником бюро по ценным бумагам.

Правильно ли поступили Владимир и директор?

Какие рекомендации Вы бы дали для устранения конфликта?

Что можно было бы сделать для увеличения сбыта продукции по бартеру?

 

Письменный анализ конкретной ситуации “Процент вознаграждения”

 

1. Обобщение:

 

Отрасль-производство

Что: конфликт между директором и начальником коммерческого отдела в оплате труда за результаты

Кто: директор и начальник коммерческого отдела

 

2. Проблема:

 

Размеры оплаты труда коммерческой службы за конечный результат приводят к конфликту. Снижение объемов сбыта готовой продукции по предприятию.

 

3. Участники:

 

Директор - поддерживает инициативы, продвигает молодых, получает 10% с дохода от продажи.

Владимир - отличник, молодой, интеллигентный, грамотный, не пьет и не курит, знает компьютер, коммуникабельный, коммерсант, деньги тратил на себя, знающий себе цену.

 

4. Организация:

 

Промышленное предприятие, правовая форма не определена, положение на рынке - не монопольное, не доминирующее.

 

5. Хронология:

 

Прошлое - Владимир пришел на предприятие работать программистом, затем коммерсантом, работал на выставке с “куражом” - непринужденно-развязно, с наигранной смелостью. Рост объема продаж по предприятию на 25% за год, внедрение кс сбыта продукции.

Н астоящее - рост сбыта продукции на 15%, бартерные сделки, затоваривание склада, рост услуг населению. Владимир недоволен оплатой труда. Вознаграждение 5 % - 7%, хочет 10%.

Будущее - снижение объемов сбыта из-за ухода Владимира, затоваривание склада, рост неплатежей. Владимир - “мечущаяся карьера” - агент, начальник бюро, создан для коммерции.

 

6. Концептуальные вопросы:

 

Какая стратегия? Удержать позиции на рынке и расширить продажи
Система управления? Линейно-функциональная структура
Мотивация? Зарплата + % с дохода от продажи
Финансовое состояние? Прибыльное, есть чистый доход
Управление персоналом? Демократический стиль, ставка на молодежь
Качество продукции? Не сказано
Особенности в оплате? % с дохода от продажи. Распределение премии по КТУ
Сущность конфликтов? Вознаграждение по труду оспаривается сотрудником

 

7. Альтернативные решения:

 

Альтернатива За Против
1. Уволить Владимира по собственному желанию. Владимир “зарывается” и это плохой пример для сотрудников отдела. Следует найти более сговорчивого начальника коммерческого отдела. Новый начальник коммерческого отдела будет входить в курс дел 6-12 месяцев. Объемы продаж будут падать.
2. Оставить Владимира работать начальником коммерческого отдела за 10% дохода. У него есть идеи по росту объемов продаж и это приведет к росту чистого дохода предприятия. Вызовет недовольство других сотрудников предприятия, премии которых снизятся.
3. Перевести Владимира на должность зам. директора по коммерции и предложить ему 7% от дохода. Удовлетворяет его честолюбие, даст рост гарантированной оплаты и возможность реализации его идей на предприятии. Возраст и опыт Владимира недостаточны для работы зам. директора. Он предпочитает активную работу.
4. Создать на предприятии дочернюю коммерческую фирму (ООО, ЗАО) со 100% уставным капиталом завода и назначить Владимира ее директором. Удовлетворит честолюбие Владимира и даст возможность самостоятельной работы под контролем директора предприятия, который будет председателем правления. Возраст и опыт Владимира недостаточны. Со временем он может проводить “левые сделки” в личных интересах.

 

9. Рекомендации:

Предлагаю принять вариант 4, так как он позволит использовать коммерческий талант Владимира для блага организации, что принесет ей доход, диверсифицирует источники дохода, что будет способствовать большей общей стабильности компании. С другой стороны, благодаря этому сотрудник продолжит работать на благо компании (успешные коммерсанты редки), при возникновении у Владимира трудностей будет возможность вовремя оказать ему помощь, Владимир сможет увидеть не только свои сильные стороны, но и ограничения.

 

 

Варианты СИТУАЦИй ДЛЯ АНАЛИЗА

 

Ситуация 0

 

Непредсказуемые прогулы [i]

 

Петр Смирнов работает в компании «Верона». Ему 28 лет, он не женат и работает здесь уже 7 лет. Компания «Верона» — крупная международная компания по производству полиграфической продукции — осуществляет операции в десяти странах СНГ. В России она производит некоторые виды своей продукции на одном из заводов, расположенном в небольшом провинциальном уральском городке. Завод состоит из двух частей: северной, в которой осуществляются производственные и упаковочные процессы, и южной, в которой находится линия по окончательной обработке продукции и склады. Обе части завода разделены дорогой, поэтому четкая работа транспортной службы по перевозке продукции из одной его части в другую является очень важным фактором для функционирования всей производственной системы. В обязанности Петра входит перевозка продукции из одной части завода в другую.

Петр живет с родителями. Очень любит развлечения и тратит очень много денег на них; также любит заниматься спортом — хоккеем зимой и футболом летом, и даже умудряется подрабатывать, выступая судьей на женских и мужских матчах по волейболу. На работе он уже не первый год известен своими непредсказуемыми прогулами, они нередко превращаются просто в загулы. Он может не являться на работу по 10-12 дней, он часто опаздывает на работу, объясняя это различными причинами. В ряде случаев это прерывает рабочие операции на складе завода. Его новый начальник участка Галина Николаевна считает, что активная жизнь Петра не должна мешать его работе на заводе. Однажды, когда Петр прогулял несколько раз после игр в хоккей, он попытался объяснить это тем, что каждый раз игра вызывала старые боли в спине. Из его личного дела Галина Николаевна действительно обнаружила, что два года назад Петр обращался к заводскому врачу по поводу болей в спине. Это случилось как раз после занятий спортом. Однако записи доктора, сделанные после обследования, свидетельствовали, что Петру не возбранялось работать после случившегося. Галина Николаевна была у Петра уже четвертым по счету начальником участка за последние два с половиной года его работы на заводе. Все предыдущие начальники участка сделали в личном деле Петра записи о его нарушениях, проводили с ним соответствующие беседы. Каждый раз Петр соглашался с тем, что ему следует исправиться, ссылаясь в то же самое время на плохое самочувствие и болезни как причина своего поведения. Было замечено, что после каждой такой воспитательной беседы его поведение на работе значительно улучшалось.

В принципе Петр был хорошим работником. Ему не за что было делать замечания, но и нельзя было ожидать от него каких-либо сверхусилий. Просматривая его личное дело, Галина Николаевна вспоминала трех его предыдущих начальников. Двое из них отличались тем, что давали подчиненным полную свободу в работе с минимальными проверками со своей стороны. А один был действительно «жестким» начальником, держа все и всех под постоянным контролем, наставляя и помогая всем своим работникам, ругая их, когда они делали не то и не так. Однако большинству людей на заводе он нравился. Галина Николаевна обнаружила из личного дела интересный факт. Прогулы Петра были чаще именно у этого «жесткого» начальника и меньше у тех двух «либералов», дававших людям самим решать, где, как и когда работать.

В восемь утра в понедельник 6 октября Петр Смирнов не появился на работе, и транспортная служба должна была начать работу в сокращенном составе. Анализируя записи в личном деле Петра, Галина Николаевна определила, что он впал в новый период загулов. К тому же недавно, в сентябре, он уже прогулял три дня. Она задумалась о том, что же ей необходимо предпринять?

 

 

Ситуация 1

НОВОЕ МЕСТО - НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ [ii]

 

Мастер крупного машиностроительного завода Пчелкин в связи с 25-летним юбилеем своей трудовой деятельности получил неожиданный подарок. Директор завода сообщил, что он ждал сегодняшнего дня, чтобы назначить его в день юбилея заведующим производством на недавно освободившееся место. Пчелкин был удивлен этим предложением, так как не состоял в резерве и сам не стремился стать большим начальником.

В должности мастера Пчелкин имел успех на работе. Его квалификация была всеми признана. С сотрудниками у него были хорошие товарищеские отношения. Хотя в ряде случаев он не очень задумывался о подборе фольклорных выражений, сотрудники не давали его в обиду, не оставляли его в трудную минуту и шли за ним если он просил. В принципе он никогда не чувствовал себя жестким начальником для своих сотрудников. Скорее он был «первый среди равных». Пчелкин и его сотрудники были примером команды, в которой царствовала мужская дружеская атмосфера.

При вступлении Пчелкина в новую должность выяснилось, что всеми мастерами он может говорить на должном профессиональном уровне. С большой настойчивостью он попытался приобрести недостающие специальные знания, а не знания по вопросам управления людьми. Свою внутреннюю неуверенность он пытался компенсировать особой жесткостью в управлении. Однако подчиненные Пчелкину мастера не выполняли его задания, а, напротив, проявляли полную самостоятельность в действиях.

Раньше, когда они были коллегами одинакового иерархического уровня, они хорошо понимали друг друга. И тем меньше они хотели сейчас признавать бывшего мастера Пчелкина в его новой должности заведующего производством.

Пчелкин в отчаянии обратился за помощью к директору завода, своему начальнику. Директор не смог или не захотел помочь ему, а только сказал: «Вы просто должны пройти через эти проблемы. Через некоторое время все уладится, придет в норму».

Однако ситуация не улучшалась, а ухудшалась. Мастера, особенно новый мастер, который занял предыдущую должность Пчелкина, поворачивались к нему спиной при разговоре. Они заявляли ему: «Мы делаем свое дело! Делай и ты свое и не вмешивайся постоянно в нашу работу!» Пчелкин не знал, как быть. Постоянный стресс на работе начал сказываться на отношениях с женой. Дала о себе знать язва желудка... Через три месяца мучительных отношений с коллегами Пчелкин решил уволиться. Он нашел себе новое место мастера на другом машиностроительном заводе, где его опыт был очень востребован.

Эта история завершилась плохо не только для Пчелкина, но и для предприятия в целом. Метаморфоза мастера в заведующего производством не удалась. Кроме этого, новый, занявший должность Пчелкина мастер оказался слабым специалистом. Теперь на заводе оказались две вакансии: заведующего производством и мастера.

 

Ситуация 2

ЗАБОТЛИВ, НО НЕ ЛЮБИМ [iii]

 

Зверев в течение нескольких лет руководит заводом известного и имеющего свои традиции акционерного общества по производству машин. У него около 1000 человек подчиненных. Благодаря большой работе и личному вкладу в дела фирмы сорокалетний управляющий завода Зверев завоевал хорошую репутацию у руководства, его мнение имело там большой вес.

Руководство акционерного общества считало его прекрасным специалистом. Утром он был первым на работе, а вечером уходил последним. Он претворял в жизнь принимаемые решения, несмотря на возражения и сопротивление со стороны своих сотрудников.

Правда, многие люди на заводе с неудовольствием принимают его методы работы, а ряд сотрудников не хотели бы вообще, чтобы он был управляющим.

Информация о недовольствах на заводе стала доходить до руководства фирмы. Возник вопрос: «Почему Зверев, энергичный и уверенный в себе человек, при этом обязательный и готовый к компромиссам по отношению к высшему руководству, не может справиться со своими сотрудниками?».

Обратившись к Звереву с подобным вопросом, вице-президент компании по работе с персоналом получил от него следующий ответ: «Не годится, чтобы люди бездельничали и болтали. Моя цель — установить полный порядок на заводе. Сотрудники получают мои практические указания и приказы, которые надо не обсуждать, а исполнять. Однако вновь и вновь я убеждаюсь, что мастера не исполняют их должным образом. Я не пропускаю это незамеченным и говорю им об этом вежливо, но определенно. Я ведь работал мастером и знаю эту работу "и вдоль, и поперек". Я забочусь обо всем сам. Я знаю все, что происходит на моем заводе, и держу все под контролем.

Разве мои требования по дисциплине и порядку слишком высокие? Я думаю исключительно о благе наших сотрудников. Я не держусь за кресло управляющего и имею достаточно мужества, чтобы сделать себя непопулярным ради долгосрочных интересов нашего акционерного общества». Работники завода высказываются положительно о готовности управляющего делиться своими знаниями. Однако они жалуются на то, что Зверев буквально заваливает рабочие столы приказами и распоряжениями. Поэтому начальники цехов и мастера не могут заняться конкретной работой. Они вынуждены постоянно перестраиваться. С ними не проводятся совещания, им не дают высказаться, даже если речь идет о рационализаторских предложениях на производстве.

Начальник цеха со стажем говорит: «Зверев нас совершенно не слушает. И только благодаря нашему опыту нам в ряде случаев удавалось избежать серьезных неприятностей и аварий. Нам не нравится стиль руководства людьми нашего управляющего. Многие люди ушли бы с завода, если бы он не проявлял личную заботу о сотрудниках. Он интересуется семейными делами, а в случае тяжелых заболеваний посещает больных, достает лекарства, беседует с врачами. Кроме этого, он умеет обеспечить финансирование массовых праздничных мероприятий на заводе».

Нам не известно, какие меры приняло руководство акционерного общества в этой ситуации. Почему Зверев наталкивается на непонимание своих сотрудников? Что следовало бы изменить, чтобы добиться в будущем на заводе более благоприятной рабочей атмосферы?

 

Ситуация 3

ВЫСКОЧКА [iv]

 

В группе переводов отдела информации при конструкторском бюро работали пять переводчиц и руководитель. Группа значительно перевыполняла норму выработки. Руководитель определял общий объем работы, а переводчицы сами распределяли ее между собой, помогая друг другу. В конце каждой недели руководитель проводил совещание группы, оценивал работу и сообщал о предстоящей. Сами переводчицы предлагали к обсуждению дополнительные материалы. Но в группе была одна переводчица, которая не имела достаточного опыта и квалификации, а потому все ей помогали, когда в этом возникала необходимость. Это ее немного раздражало, но она была благодарна за помощь. И вот однажды на традиционном совещании она предложила для перевода большую серию статей, содержащих материал, который был крайне необходим конструкторскому бюро. Руководитель предложил ей немедленно приняться за переводы этих статей, отложив то, что она переводила. Она, не жалея сил и времени, сидела все дни до вечера, работая даже в выходные дни. Первые же переводы помогли конструкторам существенно продвинуться в своих разработках. Ее переводы оказались высокого качества, а объем работы значительно превышал тот, который был в группе. Руководство конструкторского бюро и руководитель группы были очень довольны ее работой и высоко оценили инициативу. Она стала работать самостоятельно.

Через два месяца отношение к переводчице со стороны сотрудниц резко изменилось. Руководитель группы не мог понять, что произошло. Он работал в отдельном кабинете, но когда заходил в комнату к переводчицам, видел, что она сидит с заплаканными глазами, а в комнате висит тягостная тишина, расспросы ничего не давали. Она ссылалась на личные обстоятельства, а остальные пожимали плечами. Истинную причину от руководителя скрывали, и он это уже чувствовал. Тогда он решил поговорить с этой сотрудницей. Выяснилось, что переводчицы сначала не одобряли ее инициатив, затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу ее внешности — прически, косметики, одежды. Потом ей несколько раз подсунули неверные переводы идиоматических выражений. А дальше стали открыто обвинять ее в карьеризме.

Но она работала по-прежнему качественно и много, а руководитель успокаивал ее, что все изменится к лучшему, однако ситуация развивалась в худшую сторону. К тому же общий объем переводов в группе стал уменьшаться. Группа стала вести себя демонстративно: на традиционных еженедельных совещаниях все сидели молча и ждали указаний руководителя. Он стал предъявлять к переводчицам претензии, потребовал прекратить обструкцию инициатив, но наткнулся на глухое недоброжелательное молчание. Тогда он пересадил инициативную переводчицу в другую комнату. Ее оставили в покое, но объем переводов стал сокращаться, а затем стабилизировался на гораздо более низком уровне, чем несколько месяцев назад. Руководитель критиковал работу переводчиц и ставил в пример инициативы той работницы, которую они отвергли. Переводчицы отвечали решительным и дружным отпором, апеллируя к существующим нормам перевода: «есть нормативы, по ним и работаем». И задерживали сдачу сверхнормативных срочных статей. Группа стала неуправляемой.

Тогда руководитель добился пересмотра премий за перевыполнение норм и за качество перевода. Результат оказался неожиданным: четыре переводчицы подачи заявление об уходе. Создалась угроза, что через некоторое время руководитель останется работать лишь с инициативной переводчицей.

 

Ситуация 4

ДИРЕКТОР-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ [v]

 

Компания «Искра» специализируется на выпуске электроприборов: кофемолки, бритвенные приборы, соковыжималки, мешалки. В ее составе 150 работников. Восемь лет тому назад глава компании дипломированный инженер Щеглов начал выпускать кофемолки; каждые полгода он выпускал новую модель.

Компания очень сильно расширилась с тех пор, когда Щеглов в 1993 г. создал ее с коллективом в составе 8 человек. Успех связан с двумя причинами: приборы первоклассного качества и надежны; решающим фактором успеха, однако, является система сбыта продукции: Щеглов сбывает свои 4 вида продукции командой в составе 120 человек исключительно частным лицам. Ответственным за сбыт является господин Грызлов, бывший ранее первым заместителем Щеглова.

Служба сбыта:

• четко организована и работает только на комиссионных началах;

• работники сбыта очень хорошо подготовлены;

• сбыт получает 50% дохода от каждого проданного прибора.

К общим правилам ведения дел Щеглова относится то, что:

• на каждый прибор дается гарантия на 1 год;

• испортившиеся в течение этого времени приборы не ремонтируются, а заменяются новыми. Покупатель просто отправляет свой дефектный прибор вместе с гарантийным талоном на компанию и взамен получает новый. Тем самым агенты не должны заниматься рекламациями. Доля возвращенного товара в среднем за последние три года составляла около 2,5% общего объема продаж.

Но в последнее время ходят слухи, что Щеглов собирается продать свое предприятие американской компании. Ему якобы сделали очень выгодное предложение. Грызлов, путешествующий почти постоянно по зоне обслуживания и курирующий группы торговых агентов, услышал об этом от одного из своих людей во время совместного ужина. Тот узнал об этом от своей жены, которой он звонит каждый вечер. Жена работает в компании в отделе контроля качества. Все работники группы, в которой в данный момент находится Грызлов, не задумываясь, заявляют: если этот слух верен, то они будут искать себе другую работу. Работать под американским руководством они не собираются.

Грызлов, обеспокоенный неприятной новостью, возвращается в компанию. На следующее утро от шеф-секретаря он узнал о том, что господин Щеглов якобы разругался со своей женой и хочет разводиться. Рассказывают, что он ночью буквально вышвырнул жену на улицу. Однако историю о продаже «Искры» американской компании она считает шуткой. В конце концов, ей, как секретарю Щеглова, было бы известно, если бы велись подобные переговоры. Между прочим, с шефом всю неделю больше не связаться никому...

Коммерческий директор компании господин Дубинин сообщил господину Грызлову, что господин Щеглов в настоящее время в Париже. Больше ему ничего неизвестно.

Через неделю, 1 апреля, директор опять появился. В тот же день — впервые за все время существования компании — к своей работе приступает дирекционный ассистент. Его фамилия Жалев, и в последнее время он работал на французской дочерней компании «Сименс электрик».

Господин Щеглов направляет всем работникам внутреннее открытое информационное письмо, в котором он опровергает всякое намерение продажи компании. Это якобы безответственные слухи. Наоборот, он готовит дальнейшее расширение компании: компания намерена в будущем включить в свой ассортимент сбыт микроволновых печей. Поэтому он ожидает, чтобы каждый из работников и впредь с ответственностью относился к своей работе, как и прежде. Кроме того, в этом письме господин Щеглов назначил производственное собрание на последний день сего месяца, т.е. на пятницу, 28 апреля.

В течение этого месяца ходили самые невероятные слухи: 19 апреля господин Дубинин якобы отправился в Га



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: