ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ




Инженерный институт

Н.А. Корниенко

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Методические указания
для практических занятий

Новосибирск 2013

Кафедра технологий обучения, педагогики и психологии

 

УДК 168.5

ББК 87.4

 

 

Рецензент:член-кор. РАО, д-р пед. н., проф. В.Я. Синенко

д-р философских наук, проф. В.И. Паршиков

 

 

Корниенко Н.А. Логика и методология науки: метод. указания для практ. занятий / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – Новосибирск, 2013. – 24 с.

 

 

В методических указаниях рассматриваются некоторые методологические проблемы, появившиеся в гуманитарной науке к концу XX века в связи с нарастающим кризисом классической рациональности. Основной акцент в них сделан на проблемном характере социальных и гуманитарных наук.

Подготовлены на основе курса лекций по логике и методологии науки и предназначены для магистрантов Инженерного института НГАУ по направлению подготовки 110800.68 – Агроинженерия.

Утверждены и рекомендованы к изданию методическим советом Инженерного института (протокол №21 от 29 октября 2013 г.)

 

ã Корниенко Н.А., 2013

ã Новосибирский государственный агарный университет, 2013


ВВЕДЕНИЕ

Методология научного познания предназначена для постановки, анализа и решения проблем науки. Анализ такой методологии не может быть осуществлен без характеристики основных причин и оснований появления научных проблем.

Уточним исходные понятия, определяющие предметную область дисциплины «Логика и методология науки» и введем ограничения, необходимые для того, чтобы в этой достаточно обширной области обозначить ту предметность и цель, о каких далее пойдет речь.

Логикой принято называть науку о законах, формах и приемах мышления, и в первую очередь познания[1]. Считается, что это «учение о связях и последовательностях человеческого мышления, о формах его развития, о различных соотношениях мыслительных форм и их преобразованиях»[2].

Исторически сложившись на основе древнегреческих представлений о Логосе, сегодня понятие логики применяется для характеристики рациональной мыслительной деятельности людей и для анализа исторического развития форм этой деятельности. Еще недавно это понятие использовалось для описания объективных процессов природы и общественной жизни (напр., «логика общественного развития») и для определения форм духовной активности суперчеловеческих мировых субъектов (напр., «логика проявления мирового духа»). Однако в наши дни такая расширительная трактовка встречается редко и критически обозначается как «логоцентризм».

Методология – это тип мышления, направленного на изучение и разработку методов[3], проще говоря, наука о методах. Но вполне допустима и иная трактовка методологии, которая будет приниматься далее. Во-первых, это система самих методов, рассматриваемых в качестве рациональных способов решения научных проблем; а во-вторых, это совокупность фундаментальных идей, выступающих базовыми принципами для отдельных методов частных наук и для организации их в методологическую систему. Так, принцип системности был наукой развернут в методологию системного подхода, включающую в себя множество частных методов.

Господствующая сегодня методология представляет собой форму организации и способ функционирования рационального сознания научного типа и поэтому не может быть оторвана от понятия научной рациональности.

В основе научной методологии находится комплекс философских идей, напрямую связанный с проблематикой общественной практики и человеческого самосознания. Эти идеи выражают жизненную позицию человека и общества в отношении к окружающему их миру, они непосредственно совпадают с типом и структурой сложившейся рациональности и выступают базовыми методологическими принципами, ориентирующими научное познание.

Под наукой понимается особый вид познания, нацеленный на рациональное и методологически организованное получение объективных и обоснованных знаний, на доказательство их достоверности и на их практическое применение. Вместе с тем так называется и социальный институт, обеспечивающий функционирование научного познания[4].

Познание же это процесс получения новых знаний; научное познание – это рациональный и методологически организованный процесс, сопровождающийся доказательством полученных результатов.

Наука является интеллектуальным механизмом и познавательным институтом, расположенным между философией и практикой, между человеческим самосознанием и реальностью, то есть в пределах воспринимаемой части реальности. Основная задача науки – познание мира и интеллектуальная организация реальности для обоснования практики.

Методические указания соответствуют темам дисциплины, указанным в рабочей программе, составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистров по дисциплине: «Логика и методология науки». Каждая тема содержит план лекции, основные понятия и вопросы для самопроверки, изложенные ниже, ответы на которые следует самостоятельно находить. После каждой темы полезно уточнить и углубить знания, пользуясь приведенной литературой. После изучения материала лекции целесообразно обратиться к словарю терминов и рекомендованной литературе для изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные логические методы и приемы научного исследования;

– методологические теории и принципы современной науки;

– методы научных исследований в области создания и использования машин и оборудования в агропромышленном комплексе;

– методы эмпирического и теоретического познания;

– статистические методы исследования;

– планирование многофакторного эксперимента;

– методы оценки случайных процессов и случайных функций;

– методы теории подобия и размерностей.

Уметь:

– осуществлять методологическое обоснование научного исследования;

– провести системный анализ объекта исследования;

– проводить системный анализ объекта исследования; планировать многофакторный эксперимент, оценивать надежность технических систем;

– применять на практике статистические методы исследования;

– планировать многофакторный эксперимент;

– оценивать случайные процессы и случайные функции;

Владеть: навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов.

– правилами постановки проблематики в области гуманитарных исследований;

– спецификой предметной области в гуманитарных науках;

– основными методологическими позициями в современном гуманитарном познании;

– требованиями, предъявляемыми современной культурой к их профессиональной деятельности.

Реализация нами компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям в магистратуре является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров. К работе семинара привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 30 процентов аудиторных занятий.

Предусмотрено применение инновационных технологий обучения (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, тренингов, преподавание дисциплин в форме авторских курсов).

Магистерская программа НГАУ включает лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области логики и методологии науки, современных проблем науки и производства в агроинженерии, а также по дисциплинам вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Научно-исследовательская работа студентов является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП НГАУ. Предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

– планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских реферативных работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

– проведение научно-исследовательской работы;

– составление отчета о научно-исследовательской работе;

– публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы студентов является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение в НГАУ с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ
И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Современность как открытая проблема

Философия как методология социальных и гуманитарных наук. Порядок и хаос. Общественная жизнь человека как воспроизводство хаоса и порядка. Новая рациональность как проблема современности. Понятие культурно-исторической эпохи и современности. Эпоха как завершенная и закрытая система. Соотношение эпохи и цивилизации. Современность как незавершенный и открытый процесс творчества будущего. Законы природы и законы свободы. Ойкуменальность и современность. Хаотичность внерационального. Ойкуменальность как принцип существования в современности.

Основные понятия

• Порядок. • Современность.

• Хаос. • Цивилизация.

• Экзистенциальный диалог. • Культура.

• Общественная жизнь человека. • Разум.

• Эпоха. • Рациональность.

Изучение темы 1. Современность как открытая проблема позволяет магистранту знать основные понятия и углубить знания о том, что,

1. Фундаментальной методологией современных социальных и гуманитарных наук выступают философские идеи.

2. Объектом социальных и гуманитарных наук является общественная жизнь человека.

3. Одной из основных проблем современных социальных и гуманитарных наук является поиск оптимального соотношения хаоса и порядка в общественной жизни.

4. Порядок является одной из форм проявления рациональности.

5. Содержание общественной жизни и представление о порядке меняются в зависимости от эпохи и цивилизации.

6. Современность представляет собой непрерывное изменение типов рациональности и порядка.

7. Одной из перспектив изменения типа рациональности выступает его гуманизация и высвобождение внутреннего потенциала личности.

8. Субъектом современности выступает человек как ойкуменальное существо.

Вопросы для самопроверки

1. Креативная роль социальных и гуманитарных наук.

2. Представление об общественной жизни. Экзистенциальный диалог как способ бытия общественной жизни.

3. Порядок и хаос как тенденции общественной жизни.

4. Понятие и соотношение эпохи и современности.

5. Цивилизация как система опытных признаков эпохи.

6. Соотношение разума и рациональности.

Литература

Павлов А.В., Еманов AT., Богомяков В.Г., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко Е.В. Современные проблемы науки. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М: Прогресс, 1985.

ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М: Алетейа, 1998.

Современный философский словарь. М.: Академический проект. 2004.

Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000.

Всемирная энциклопедия: Философия. XX век. М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор. 2002.

 

 

ТЕМА 2. Онтология современного гуманитарного познания

Понятие социокультурной парадигмы. Современное понимание общественной жизни. Субъект-объектная парадигма. Субъект. Виды новоевропейского субъекта. Признаки субъекта. Разум и рациональность. Объект. Виды объекта. Признаки объекта. Иррациональность. Детерминизм. Современное состояние социокультурной парадигмы.

Основные понятия

• Парадигма. • Рациональность.

• Социокультурная парадигма • Иррациональность.

• Субъект. • Либерализм.

• Объект. • Мораль.

• Деятельность. • Креативность.

• Разум. • Волюнтаризм.

Изучение темы 2. Онтология современного гуманитарного знания магистранту раскрывает не только основные понятия, современное состояние социокультурной парадигмы, но и позволяет знать, что,

1. Основанием общественной жизни и постановки проблем в социальных и гуманитарных науках является социокультурная парадигма.

2. Социокультурной парадигмой европейского самосознания эпохи Просвещения является соотношение субъекта и объекта (рис.1).

3. Видами новоевропейского субъекта являются: индивид, социум, институт и Абсолют.

4. Основными признаками новоевропейского субъекта являются: активность, рациональность, либерализм, креационизм, морализм, волюнтаризм.

Рис. 1. Модель субъект-объектной парадигмы
европейской культуры Нового времени

 

5. Современное состояние новоевропейской социокультурной парадигмы характеризуется плюрализацией субъектов и трансформацией субъекта и объекта в парадигму «Я - Другой» (рис. 2).

 

непознанное

 
 

 

 


непознанное непознанное

 

 

непознанное

Рис. 2. Современное строение субъект-объектной
парадигмы, новое европейской культуры.

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие социокультурной парадигмы, ее роль в общественной жизни. Роль экзистенциального диалога в ее формировании.

2. Понятие субъекта и объекта, их соотношение в общественной жизни.

3. Соотношение разума и рациональности.

4. Основные виды субъекта и объекта общественной жизни.

5. Основные признаки субъекта и объекта общественной жизни: активность и пассивность, рациональность и иррациональность, либерализм и алиберальность, креационизм и рутинность, марализм и имморальность, волюнтаризм и аволюнтаризм.

6. Современное состояние социокультурной парадигмы.

Литература

Павлов А.В., Еманов А.Г., Богомяков ВТ., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко Е.В. Современные проблемы науки. Тюмень, 2007.

Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2002.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

ТЕМА 3. Структура научного исследования

Научное исследование. Теория. Проблематика науки. Предметная область науки. Научная методология. Язык науки. Научная результативность. Научный факт в гуманитарном познании. Границы научного познания. Особенность понимания картины мира в гуманитарной науке.

Основные понятия

Научное исследование. • Предметность.

Теория. • Методология.

Опыт. • Язык науки.

Факт. • Научная результативность.

Картина мира. • Границы познания.

Проблематика.

Изучение темы 3. Структура научного исследования даёт магистранту основные понятия, знания о том, что,

1. Научное исследование является умением получать опытное знание и осмыслять его теоретическими средствами в рамках сложившейся научной культуры.

2. Исследование осуществляется одновременно в формах теории и опыта.

3. Научное исследование требует постановки проблемы, определения предметной области, применения методологии, использования научного языка, получения теоретических и практических результатов, осознания границ исследования.

4. Проблематика современной социальной и гуманитарной науки предполагает анализ предметности и определение познающего субъекта.

5. Предметная область социальной и гуманитарной науки о современности является областью не столько знаков, сколько значений.

6. Современная социальная и гуманитарная науки имеют регионально-культурный характер и в общечеловеческой культуре, в ее истории выделяют в качестве предметной области такие процессы, какие обусловливают нынешнее состояние изучаемого культурного региона.

7. Метод позволяет представить сущность предметности теоретически, как некоторый невидимый внутренний порядок. Но при этом каждый отдельный метод представляет сущность односторонне и позволяет субъекту воспринимать не порядок как таковой, а ту его сторону, какая соответствует целям субъекта.

8. В гуманитарных и социальных науках язык наряду со своими общенаучными характеристиками обладает и специфическими чертами – образностью, метафоричностью, провокационностью и конструктивной символичностью.

9. В отличие от естествознания, нацеленного на объективную реальность природы, гуманитарные и социальные науки нацелены на культуру. Их практический смысл состоит в творчестве, воспроизводстве, развитии, преобразовании, интерпретации, переосмыслении и переоценке тех или иных ценностей и институтов культуры.

10. Важнейшая проблема современной науки в том, чтобы в новой рациональности сохранить предпосланный монизм Средневековья и Просвещения не путем формулирования догматической аксиоматики, а путем определения границ единого пространства множества различных взглядов, подходов и логик. А для этого надо ответить на вопросы, как объединяются эти взгляды в рамках общего пространства, достигая комплементарности; в чем мера комплементарности и каковы пределы, за которыми она становится невозможной?

11. Научное исследование современности ограничено предметной областью, проблематикой, методологией, типом и целями субъекта и его нравственными представлениями.

12. В гуманитарной науке факт представляет собой теоретическую интерпретацию знаково-символических систем и является в первую очередь значением этих знаков.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие научного исследования и роль теории.

2. Креативный и оценочный характер социальных и гуманитарных наук.

3. Картина мира.

4. Специфика социальной и гуманитарной проблематики.

5. Отличительные черты предметной области социальных и гуманитарных наук.

6. Характер социальной и гуманитарной методологии.

7. Особенности языка социальных и гуманитарных наук.

8. Научная результативность, ее специфические характеристики и смысл социального и гуманитарного познания.

9. Ограничения в современном познании. Суть «этического агностицизма».

Литература

Павлов А.В., Еманов А.Г., Богомяков А.Г., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко Е.В. Современные проблемы науки. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.

Сичивица ОМ. Методы и формы научного познания. М.: Высшая школа, 1972.

Репина М.Т. Новая историческая наука и социальная история. М., 1998.

Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

Румянцева М.Ф. Теория истории. М: Аспект-пресс, 2002.

Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1997.

Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты. М., 1997.

Исторический источник: человек и пространства. М, 1999.

Скалон Н.Р. Понятие природы и картины мира. Ишим.: Изд-во ИГПИ, 1999.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: 1972. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Искусство, 1984.

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Парфенов ИД. Методология исторической науки. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.. 1994.

Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты. М., 1999.

Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. М.: Аллегро-Пресс Долгопрудный, 1997.

Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

 

 

ТЕМА 4. Методологическое значение пространства и времени

Понятие о пространственно-временном континууме, Пространство и время в социальных и гуманитарных науках. Регионализация общественной жизни и глобализм. Измерение и оценка. Научный закон и прогноз. Специфика гуманитарного прогнозирования.

Основные понятия

• Пространство. • Точка отсчета.

• Время. • Градуировка.

• Измерение. • Параметр.

• Единица измерения. • Прогноз.

• Количественное измерение. • Ценностно-смысловое ядро.

• Качественное измерение. • Горизонт.

• Оценочное измерение. • Предпосылка.

Изучение темы 4. Методологическое значение пространства и времени позволяет магистранту усвоить понятия и знания о том, что,

1. Объективность в гуманитарных науках понимается, главным образом, как устойчивость экзистенциального состояния, всесторонность представлений о предмете, нейтральность предмета по отношению к исследователю, его независимость от личных желаний, вкусов и пристрастий.

2. Объективность познания обосновывается соотнесенностью с традициями, устоявшимися школами, научной картиной мира, общими идеалами познания, способностью саморазвития в критике, внутринаучным диалогом.

3. В социальных и гуманитарных науках истина указывает на самобытность субъекта и то место в мире, какое он сам себе определяет. Истина обладает осмысленностью и является диалоговой по происхождению, она проверяется средствами верификации и фальсификации.

4. Методология пространства и времени предполагает определение точки отсчета, числа измерений, градуировки осей пространственно-временных координат, обозначения параметров и единиц измерения.

5. В пространственно-временной методологии социальных и гуманитарных наук выделяются: ценностно-смысловое ядро, горизонт, предпосылки, ценностная структура пространства и времени между ядром и предпосылками.

6. Прогнозирование в современной гуманитарной науке осуществляется посредством творчества новых социокультурных процессов и новой интерпретации сложившейся культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Представление о пространственно-временном континууме как методологии современного гуманитарного познания.

2. Представление о ценностно-смысловом ядре, горизонте и предпосылках.

3. Гуманитарное измерение как структурирование жизненного мира.

Литература

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М, 1978.

Бродель Ф. Время мира (лекция 3 из цикла «Динамика капитализма»). Интернет.

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. Интернет.

Всемирная энциклопедия: философия. XX век. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.

Ганопольский М.Г. Региональный этос. Истоки, становление, развитие. Тюмень, 1998.

Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980.

Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000.

Павлов А.В., Еманов А.Г., Богомяков В.Г., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень.: Изд-во ТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко Е.В. Современные проблемы науки. Тюмень.: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Пфанцагль И. Теория измерений. М., 1976.

Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978.

Сигалов К.Е. Пространственно-временной континуум права. Интернет.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

 

 

ТЕМА 5. Роль субъективности в современном гуманитарном познании

Субъект исследования. Межцивилизационная эпоха. Цивилизация. Динамика межцивилизационной эпохи: Субъективность современной гуманитарной науки.

Основные понятия

• Рациональность.

• Субъективность.

• Цивилизация.

• Межцивилизационная эпоха.

Изучение темы 5. Роль субъективности в современном гуманитарном познании позволяет магистранту усвоить основные понятия и знания о том, что,

1. Рациональность – это социально типичная для конкретной эпохи форма разумного мышления. Она имеет цивилизационный характер, находится с разумом в непрерывном противоречии и преодолевается им в ходе цивилизационного распада.

2. Одновременно с этим разум теряет свою рациональную фор­му, в нем возрастает степень интуитивности, представленная удивлением, любопытством и особенно воображением.

3. Сохраняя методологические приемы прошлых веков, но при этом переживая новую проблематику и предметность, разум начинает создавать новую рациональность.

Вопросы для самопроверки

1. Соотношение рациональности и субъективности.

2. Соотношение рациональности и разума

3. Соотношение рациональности и цивилизации.

4. Понятие межцивилизационной эпохи.

5. Динамика межцивилизационной эпохи.

6. Экзистенциальное измерение межцивилизационной эпохи.

Литература

Павлов А.В., Еманов А.Г., Богомяков В.Г., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко Е.В. Современные проблемы науки. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.

Новая философская энциклопедия: М.: Мысль, 2000.

 

 

ТЕМА 6. Кризис классической науки и зарождение новой рациональности

Кризис классической рациональности и новое изменение ценностно-смысловой ориентации человеческой жизни. Современная гуманитарная теория как проблема: проблема познания индивидуальности, экзистенциальный диалог, проблема гуманитарной научности, классицистская, романтистская, модернистская и постмодернистская программы, ментальный портрет современного человека.

Основные понятия

• Экзистенциальный диалог. • Модернизм.

• Классицизм. • Постмодернизм.

• Романтизм. • Ментальный портрет.

Изучение темы 6. Кризис классической науки и зарождение новой рациональности позволяет магистранту усвоить основные понятия, знания, о том, что,

1. Научное познание является рациональной формой экзистенциального диалога.

2. Социальное и гуманитарное познание современности многомерно. Оно включает в себя познание с позицийклассицистской, романтистской, модернистской и постмодернистской субъективности (рис. 3).

 

Классицистская программа

Романтистская программа

Модернистская программа

Постмодернистская программа

 

Рис.3. А-Я – субъект, с Б-Я – предмет

3. Современное познание является самопознанием, самоопределением и самоформированием субъективности.

4. Теория современности содержит не только сумму позитивных зна­ний, но и коллективно созданное пространство относительно устойчивых ориентиров личностного самоформирования и самоопределения.

5. Сегодня тенденция новой рациональности наблюдается в виде особой системы задач, организующейся как «ментальный портрет» современного субъекта.

Вопросы для самопроверки

1. Представление об экзистенциальном диалоге.

2. Многомерность социального и гуманитарного познания.

3. Научное познание как самопознание и самоформирование субъективности и культуры.

4. Представление о ментальном портрете.

Литература

Павлов А.В., Еманов Л.Г., Богомяков В.Г., Чистякова М.Г. Культурология. - Тюмень: Изд-воТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко В.Е. Современные проблемы науки. М.: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Павлов Л.В. Многомерность провинциализма // Филологический дискурс. Вып. IV. Провинциальное и маргинальное в языке и культуре. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Всемирная энциклопедия: Философия. XX век. М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.

Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000.

 

 

ТЕМА 7. Некоторые методологические проблемы современного гуманитарного познания

Признаки научности гуманитарного познания. Проблема предметности и объективности в гуманитарном познании. Специфика социальных и гуманитарных теорий, их креативный и оценочный характер, Особенность картины мира. Проблема истины и достоверности в современном познании. Критерии истины. Общие характеристики истины в современном гуманитарном познании. Истина и смысл. Диалоговый характер истины в гуманитарном и социальном познании. Верификация и фальсификация как способы подтверждения достоверности в гуманитарном познании.

Основные понятия

• Объективность познания. • Красота теории.

• Экзистенциальный опыт. • Практика.

• Истина. • Действительность.

• Наблюдение. • Диалог.

• Эксперимент. • Смысл.

• Логика. • Верификация.

• Картина мира • Фальсификация Предпосылка.

Изучение темы 7. Некоторые методологические проблемы современного гуманитарного познания дают магистранту основные понятия и возможность усвоить знания о том, что,

1. Социальное и гуманитарное исследование обладает неформализованным, рефлективным, креативным и оценочным характером и имеет моральное значение.

2. Объективность в нем понимается, главным образом, как устойчивость экзистенциального состояния, всесторонность представлений о предмете, нейтральность предмета по отношению к исследователю, его независимость от личных желаний, вкусов и пристрастий.

3. Объективность познания обосновывается соотнесенностью. С традициями, устоявшимися школами, научной картиной мира, общими идеалами познания, устойчивостью, способностью саморазвития в критике, внутринаучным диалогом.

4. В социальных и гуманитарных науках истина указывает на самобытность субъекта и то место в мире, какое он сам себе определяет. Истина обладает осмысленностью и является диалоговой по происхождению, она проверяется средствами верификации и фальсификации.

5. Прогнозирование в современной гуманитарной науке осуществляется посредством творчества новых социокультурных процессов и новой интерпретации сложившейся культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Проблема объективности социального и гуманитарного познания.

2. Особенность прогнозирования в гуманитарных науках.

3. Классическое представление об истине и ее критериях.

4. Современное представление об истине как об осмысленном знании и продукте диалога.

5. Представление о верификации и фальсификации.

Литература

Павлов А.В., Еманов А.Г., Богомяков ВТ., Чистякова М.Г. Культурология. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004.

Павлов А.В., Пономаренко В.Е. Современные проблемы науки. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000.

Лакатос И. Фальсификация и методологая научно-исследователь­ских программ. // Т. Кун. Структура научных революций. М.: ACT, 2002.

Пonnep К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Т. Кун. Структура научных революций. М.: ACT, 2002.

 

 

ТЕМА 8. Развитие гуманитарной методологии в ХХ веке

Феноменология. Психоанализ. Экзистенциализм. Герменевтика. Структурализм.

Основные понятия

• Феноменологическая редукция. • Жизненный мир.

• Интенция. • Символ.

• Структура. • Интерсубъективность.

• Бинарная оппозиция. • Понимание.

• Медиатор. • Герменевтический круг.

• Бессознательное. • Деконструкция.

• Сублимация. • Спящий смысл.

• Экзистенция. • Феноменологический голос.

При изучении темы 8. Развития гуманитарной методологии в XX веке уточняет и углубляет основные понятия и знания о том, что,

1. Развитие культуры XX века сопровождается ее гуманизацией и возрастанием роли гуманитарных наук.

2. Развитие гуманитаристикн в XX веке идет путем разработки рациональных подходов к пониманию.

3. К 60-м годам XX века культура интерпретируется как текст, а ее понимание трактуется как раскрытие замысла его автора.

Вопросы для самопроверки

1. Феноменологическая картина реальности.

2. Основные задачи феноменологического метода.

3. Интенция как основной метод феноменологии.

4. Бессознательное как основа человеческой и общественной жизни.

5. Психоанализ и культура.

6. Экзистенциалистская проблематика человеческой жизни.

7. Представление об экзистенции.

8. Представление об интерсубъективности.

9. Герменевтическая проблематика понимания.

10. Основные задачи герменевтического подхода.

11. Смысл герменевтического круга.

12. Знание и понимание.

13. Дистанцирование как условие понимания.

14. Представление о деконструкции.

15. Методология структурализма, ее применимость и границы.

16. Основные задачи стуктуралистской методологии.

17. Понятие структуры.

Литература

Гуссерль Э. Феноменология //Логос. 1991. № 1.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос. 1992. № 3.

Леви-Стросс К. Структурная антропология М.: Академический проект, 2008.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М: Просвещение, 1989.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков.: Фолио, 2003.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Сумерки богов. М.: Прогресс. 1989.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Прогресс, 1989.

Сартр Ж.-П. Пьесы. Кн. 1,2. М.: Гудьял-Пресс, 1999.

Сартр Ж.П. Тошнота // Стена. М.: Политиздат, 1992.

Камю А. Миф о Сизифе: эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Прогресс, 1989.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

Кузнецо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: