Специфика естественнонаучного познания




Отличительные признаки:

  • предметность,
  • объективность,
  • определенность,
  • однозначность,
  • системность,
  • логическая связанность,
  • доказательность,
  • обоснованность,
  • проверяемость,
  • полезность.

Наиболее важными характеристиками научного знания являются объективность, системность, проверяемость, обоснованность. В отличие от обыденного знания научное знание системно; в отличие от интуитивно-мистического знания оно – объективно; в отличие от искусства – оно рационально и выражено посредством понятий, суждений и умозаключений; в отличие от религиозного знания оно антидогматично; в отличие от философского знания – оно логически и эмпирически обосновано; в отличие от паранаучного знания – оно интерсубъективно, всеобще и проверяемо.
Научное познание отличается от других видов познания тем, что в науке применяются методы измерения, наблюдения, экспериментальный метод, метод идеализации и абстрагирования, аксиоматико-дедуктивный метод, метод индукции, теоретические методы системно и последовательно.
В целом проблема демаркации, отделения научного знания от других типов знания является сложной проблемой в рамках философии науки, по ней велось много споров и более подробно эту тему мы рассмотрим чуть позже.

Проблема происхождения науки является очень важной, ее решение предполагает реконструкцию процесса перехода человечества от мифа к логосу. Для решения этой проблемы необходимо уяснить причины и предпосылки формирования науки.

 

59. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.

 

Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры различаются по многим критериям, однако такие различия не стоит абсолютизировать, поскольку в общей системе культуры эти типы комплементарны (взаимно дополняют друг друга). Поэтому следует обратить внимание на ведущие проявления их единства.

Такое единство определяется происхождением любого типа культуры — т.е. результатом деяний разума и рук человеческих.

Каждый из двух типов культур осваивает свою сторону природы человека — либо природную, либо социальную. Однако двуединая биосоциальная природа человека образует целостность конкретной личности и человеческого рода в целом, эта целостность образует методологический базис единства двух культур и их активного взаимодействия.

Особо следует выделить мировоззренческие основания рассматриваемого единства.

Под мировоззрением понимается «совокупность взглядов, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека».

Такое общее миропонимание как целостное духовное образование тем не менее включает две составляющих — естественнонаучное мировоззрение и социально-гуманитарное. Поэтому формирование мировоззрения опирается как на знания о природе, так и на знания о человеке, обществе и культуре.

Окружающая человека природно-социальная реальность имеет синкретичный (нерасчлененный) характер, отдельные явления окружающего мира (природные и социальные) тесно взаимосвязаны, поэтому разделение культуры на естественнонаучную и гуманитарную является в определенной мере искусственным. Научное осмысление целостности окружающего мира заставляет исследовать сложные социально-природные объекты и приводит к интеграции систем знания, прежде относившихся к противостоящим друг другу культурам, в междисциплинарные научные направления: экологию, генную инженерию и т.д. Исследование и решение подобного рода проблем может быть эффективным лишь на пути взаимодействия двух типов культур.

60. Закономерности развития современной науки.

 

Наука подчиняется в своем развитии внутренним законам. Важнейшими закономерностями развития науки считаются следующие:

1. Соцокультурная, цивилизационная обусловленность развития науки потребностями человека, общества и общественно-исторической практики. Практика, в конечном счете, – главная движущая сила, источник развития науки. В истории наблюдается растущая зависимость развития науки от общественных отношений.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Практика ставит перед наукой задачи, но решение этих задач может быть обеспечено только тогда, когда само научное познание достигло определенной ступени зрелости. Этот процесс реализации движения научного познания совершается в формах последовательного перехода от познания явлений к познанию сущностей, от сущностей менее глубокого порядка ко все более глубоким уровням.

3. Преемственность и новаторство в развитии идей и принципов, теорий, понятий, методов. Преемственность выражается в неразрывности человеческого осознания действительности, в движении научного познания как внутренне единого, целенаправленного процесса. Накопленный потенциал знаний не отбрасывается, а наследуется путем критического переосмысления.

4. Дихотомическое деление и соединение как общенаучный закон. В диалектике и науке существуют дихотомии. Это полярные категории понятия, но известно, что части должны сообразоваться с целым. В науке существует разделение и взаимосвязь всех ее частей. Взаимосвязь частей науки определяет историческую последовательность возникновения ее отдельных отраслей.

5. Закон единства эволюции и революции в развитии науки. Наука включена в общий контекст развития цивилизации и культуры, эволюционных и революционных изменений. Постепенное развитие науки чередуется с периодами научных революций. Эволюционное развитие – это экстенсивное движение, накопление знаний и фактов, уточнение уже принятых теорий, понятий и принципов. Революция – это, согласно взглядам Т. Куна, смена научной парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенную эпоху. В истории западных наук можно выделить несколько этапов. Переход с одного на другой характеризовался научной революцией. Средневековая наука опиралась на понимание природы как создания Творца (Ф. Аквинский). Наука XVII-XIX веков рассматривала природу как объективную материальную систему (Декарт, Бэкон). Неклассическая наука в начале ХХ в. отбросила все предшествующие установки и включила субъективный элемент в природу познания (деятельность человека). Пост-неклассическая наука конца ХХ в. обращается к оценочному, нравственному компоненту мира.

6. Интенсивное и экстенсивное как закономерность развития науки. И углубление познания в сущность отражаемого предмета (интенсивное развитие), и расширение достигнутого объема знания (экстенсивное развитие) выводят на новые фазы достигнутого знания предмета. Экстенсивное развитие подготавливает интенсивное, создает ему почву, является его предпосылкой, из которой возникает возможность нового цикла интенсивного развития знания.

7. Постоянное ускорение темпов развития науки. Сегодня 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. В XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век. Компьютеризация науки резко повышает производительность ученого.

8. Превращение науки во всеобщую производительную силу. Наука теперь выполняет ведущую роль в технических преобразованиях, в коренной перестройке производительных сил общества. Наука соединяется с производством.

9. Дифференциация и интеграция наук. Накопление научных знаний ведет к появлению все новых отраслей научного знания. Современную науку характеризует системная сложность. Она включает в себя около 15 тысяч различных научных дисциплин (во времена Аристотеля их было около 20). Вместе с дифференциацией идет процесс интеграции научных знаний, возникают мегадисциплины, включающие ряд наук. Науки настолько проникли друг в друга, что актуальной стала проблема единой науки. Происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, растет значение междисциплинарных исследований. Сегодня прикладные поиски идут вплотную за лабораторными исследованиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: