Сравнительный анализ развития систем образования в мире




Образование как сложная социальная система включает различные компоненты и связи между ними. Она характеризуется целью, содержанием, образовательными стандартами и программами, а также уровневостью, ступенчатостью, организационными формами. Системы образования исследователи (Н.С. Розов, В. А. Ситаров и другие) рассматривают в трех аспектах или измерениях (рис. 3).

Определены факторы развития современных систем образования (рис. 4).

 

Влияние этих факторов на развитие систем образования в различных странах проявляется по-разному, прежде всего вследствие национальной специфики. Вместе с тем выделены (Н. В. Бордовская, А. Н. Джуринский, В. А. Капранова и другие) общие тенденции развития систем образования в конце XX — начале XXI века в ведущих странах мира. Назовем основные из них.

1. Рост заинтересованности общества в более высоком уровне образования населения, связанный с повышением роли образования в жизни общества, превращением науки и образования в реальную производительную силу (например, в Англии, Франции, ФРГ, США и некоторых других странах осуществляется обязательное среднее образование).

2. Формирование целостной гибкой системы непрерывного образования, сочетающей традиционное и альтернативное, государственное и частное образование. Так, развивается сеть государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также вузов, которые обеспечивают бесплатное образование (в США 90 % школ государственные). Вместе с тем сохраняется тенденция платности образования в частных учебно-воспитательных учреждениях (например, в Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы бесплатное и всеобщее, во второй же ступени средней школы обучение платное). Расширяется частный сектор в образовании.

3. Увеличение финансирования системы образования за счет средств государственного бюджета, с одной стороны, привлечение средств на нужды образования из различных источников — с другой.

4. Поиск компромисса между жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления. Централизованная система управления образованием сложилась, например, в Италии, Испании, Франции, Ирландии, Японии, децентрализованная — в США, Канаде, Австралии, Великобритании, ФРГ. Исследователи подчеркивают, что в последние десятилетия XX века наблюдалась тенденция к децентрализации в странах с централизованными системами управления образованием и к централизации в странах с децентрализованными системами управления.

5. Демократизация и гуманизация организации и управления образованием (обеспечение права на образование всем желающим, преемственность образовательных ступеней и уровней; ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, их личностного потенциала, сохранение и укрепление их здоровья; развитие в учебных заведениях самоуправленческих начал, предоставление им автономности и самостоятельности и т. д.).

6. Постоянное обновление содержания образования, школьных и вузовских учебных программ (гуманитаризация учебных дисциплин; повышение фундаментальности образования; разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы по выбору; сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в учебных кабинетах, лабораториях, библиотеках и т. п.); модернизация учебно-материальной базы.

7. Доступность и открытость образования, переход от элитарного к массовому образованию, развитие рынка образовательных услуг (развитие разнотипных школ с их структурным разнообразием; расширение сети вузов, сопровождающееся ростом студенческого контингента, изменением социальной базы студенчества; отход от традиционной ориентации на среднего учащегося; выявление, поддержка и создание условий для получения элитарного образования одаренными учащимися; развитие дистанционного и медиаобразования).

8. Углубление межгосударственного сотрудничества в образовании, реализация крупных международных образовательных проектов и программ (например, с 1987 года действует программа ЭРАЗМУС, цель которой — повысить мобильность студентов Европейского союза).

9. Развитие и внедрение поликультурного образования, концепция которого лежит в основе государственной политики многих европейских государств.

10. Стандартизация как ориентация систем образования на реализацию унифицированных требований или государственных стандартов (набор обязательных учебных дисциплин в определенном объеме часов, четко сформулированные требования к компетентности и т. п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: