Миф о происхождении мира




Зоостризм

Периодизация зороастризма [править | править вики-текст]

1. Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратустры и существования зороастризма в форме устной традиции;

2. Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;

3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов;

4. Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты под руководством Адурбада Махраспандана, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;

5. Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.

6. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

Происхождение зороастризма составляет предмет длительных научных споров Одни ученые считают, что зороастризм возник сначала на западе Ирана, в Мидии, и оттуда распространился на восток Это - мидийского концепция по оходження зороастризма

Другие утверждают, что зороастризм возник на востоке Ирана, в Бактрии (ныне - Средняя Азия) Оттуда он распространился на запад, вплоть до Мидии, где его поддержали жрецы из племени магов Последняя точка зрения преобладает в современном востоковедениивстві.

Возникнув на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, зороастризм получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока и был господствующей религией в древних иранских империях примерно с VI в. до н. э. до VII в. н. э. После завоевания Ирана арабами в VII в. н. э. и принятия новой религии — ислама — зороастрийцы стали подвергаться гонениям, и в VII—X вв. большинство из них постепенно переселились в Индию (штат Гуджарат), где их называли парсами. В настоящее время зороастрийцы помимо Ирана и Индии проживают в Пакистане, Шри-Ланке, Адене, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, а также в США, Канаде и Австралии. В современном мире число последователей зороастризма составляет не более 130—150 тыс. человек.

 

Так или иначе, но уже в VII-VI вв до не в древнем Иране возникло религиозное учение, которое связывают с именем мыслителя Заратуштры, который якобы получил это учение путем откровения Эта религия получила а название зороастризмизму.

Эту религию еще называют маздеизмом - от имени верховного Ахура-Мазды, или религией Авесты - от названия ее священной книги; сторонников ее часто называют огнепоклонниками - за подчеркнуто важное значе ения культа огня Зороастризм - первая из религий откровения, то есть религий, учение которых получено пророка единого, неповторимого Бога Затем следуют иудаизм, христианства и исламаам.

Политика- Зороастризм возникает в условиях жестокой борьбы племен восточного Ирана традиционной племенной демократии, которую признавал ахаменидський мероприятие Именно тогда в учении Заратуштры были сформулированы определенные демо ократични мотивы, а сам зороастризм был идейной основой значительных народных движение ив.

Зороастризм был идеологически обосновать переход к земледелию и оседлому животноводства политическим объединением в стабильное государство с крепкой властью Для этого нужен если не полный монотеизм то хотя бы стала тенденция к немуо.

Зороастризм сначала решительно отрицал все культы всех народов, утверждая лишь культ Ахура-Мазды Но ресниц не мог не впитать в себя предварительную культовую традицию Постепенно дозороастрийськи божества др. ндоиранських племен находят себе место в зороастрийской культе, дозороастрийська культовая творчество вливается в зороастрийских культовые текстти.

Если возникновение зороастризма имеет ощутимые \"белые пятна\", то его становления как государственной религии во времена Дария и Ксеркса более-менее понятно

Социальное-- Зороастризм — религия общественная, отшельничество ей не свойственно. Община зороастрийцев именуется анджоманом (авест. hanjamana- «сход», «собрание»). Обычной единицей является анджоман населённого пункта — зороастрийской деревни или городского квартала. Ходить на собрания общины, обсуждать совместно её дела и участвовать в общинных праздниках — прямая обязанность зороастрийца.

В Авесте называются четыре сословия, на которые разделено общество[20]:

· атраваны (священники)

· ратаэштары (воинская аристократия)

· вастрьо-фшуянты (букв. «пастухи-скотоводы», в дальнейшем вообще крестьянство)

· хуити («умельцы», ремесленники)

Вплоть до конца Сасанидского времени барьеры между сословиями были серьёзными, но в принципе переход из одного в другое был возможен. После завоевания Ирана арабами, когда аристократия принимала ислам, а зороастрийцам как зимми было запрещено носить оружие, в реальности оставалось два сословия: мобеды-священники и бехдины-миряне, принадлежность к которым наследовалась строго по мужской линии (хотя женщины могли выходить замуж вне своего сословия). Это разделение сохраняется до сих пор: стать мобедом фактически невозможно. Тем не менее сословная структура общества сильно деформирована, поскольку большинство мобедов наряду с исполнением своих религиозных обязанностей, заняты различного рода мирской деятельностью (особенно в больших городах) и в этом смысле сливаются с мирянами. С другой стороны развивается институт мобедъяров — мирян по происхождению, берущих на себя обязанности мобеда.

Из других особенностей зороастрийского общества можно выделить традиционное относительно высокое место в нём женщин и значительно большее приближение её статуса к равноправному с мужчиной по сравнению с обществом окружающих мусульман.

 

«Аве́ста » (в дореволюционных изданиях «Зендавеста »[1][2]) — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятникдревнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».

Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителемКави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии Авесты и комментария к ней в хранилищах Гандж-и Шапикан и Диз-и Нипишт («крепость писаний»). Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, выбросив книги в море или предав их огню, а часть из них приказал перевести на греческий язык.

Га́ты (авест. gāθå «песнопения») — наиболее значимая и почитаемая часть Авесты, представляющая собой 17 поэтических гимнов пророка Заратуштры, обращённых к единому Богу-Творцу Ахура Мазде. Гимны включены в виде отдельных глав в состав авестийской книги Ясна и рецитируются мобедами при совершении одноимённой литургии.

Структура и расположение[править | править вики-текст]

Каждый гимн Гат занимает отдельную главу Ясны (авест. hāiti-, пехл. hā): Y 28-34, 43-51, 53. В структуре Ясны текст Гат предваряется тремя молитвенными формулами:Ахуна Ваирья, Ашем Воху и Йенгхе-хатам (Y 27), а также вступительным посвящением Амешаспандам (Y 28.0). В конце Гаты завершаются молитвенной формулойАирьяман (Y 54). В середину собрания гимнов вставлена Ясна Хаптангхаити — «Почитание семи глав» (Y 35-41), сходное с Гатами архаичностью языка, однако отличающаяся отсутствием пророческих мотивов.

Практически зороастрийская традиция говорит не о семнадцати, а о Пяти Гатах, под которыми подразумеваются пять последовательных групп, в которых гимны объединены на основании отдельного стихотворного размера и отчасти содержания. Первая из пяти Гат названа по предваряющей молитве Ахуна Ваирья, имеющей тот же размер и стиль. Последующие четыре — по первым словам соответствующей группы гимнов.

1. Ахунаваити Гата (авест. ahunawaiti gāθā «Гата Ахуна Ваирьи») — 7 гимнов (Y 28-34), 100 строф по три стиха с размером 7+8/9 слогов.

2. Уштаваити Гата (авест. uštawaiti gāθā «Гата блаженства») — 4 гимна (Y 43-46), 66 строф по 5 стихов с размером 4+7 слогов.

3. Спента Маинью Гата (авест. spənta mainyu gāθā «Гата Святого Духа») — 4 гимна (Y 47-50), 41 строфа по 4 стиха с размером 4+7 слогов.

4. Вохухшатра Гата (авест. wohu xšaθra gāθā «Гата благой власти») — 1 гимн (Y 51), 22 строфы по 3 стиха с размером 7+7 слогов.

5. Вахиштоишти Гата (авест. wahištōišti gāθā «Гата наилучшего стремления») — 1 гимн (Y 53), 9 строф по 4 стиха размером a, b — 7+5 и c, d — 7+7+5 слогов.

Денкард (пехл. dēnkard) – «Деяния Веры» - самое обширное заратуштрийское сочинение, подлинная энциклопедия религиозного знания, охватывающая самые различные вопросы. Денкард был составлен мобедом Адурфарнбагом Фаррохзаданом в первой половине IX века, а в дальнейшем редактировался и дополнялся другими учеными мобедами. Изначально Денкард состоял из 9 книг. В настоящее время две первые книги и начало третьей утрачены.

 

 

Зарату́стра [2] (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, тадж. Зардушт, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت‎ — Zartošt; Зороа́стр отгреч. Ζωροάστρης) — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому, по его утверждению, было даноОткровение Ахура-Мазды в виде Авесты — священного писания зороастризма.

Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.

Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Заратустра — согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура Мазды, принёсший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в единого бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции, и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.

 

 

Мировоззрение

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души ("частицы света"), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра — «омерзительных» животных — хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли — дужмата, дужухта, дужвартшта).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту решения), ведущему на небеса (в Дом песен). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну — свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с Моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад.

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые - праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечистивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Основы вероучения[править | править вики-текст]

Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ[5]:

· Вера в Ахура Мазду — «Мудрого бога», как благого творца.

· Вера в Заратустру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

· Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.

· Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.

· Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.

· Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.

· Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.

· Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.

· Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.

Ахура Мазда [править | править вики-текст]

Основная статья Ахура Мазда

Ахура мазда (пехл. Ормазд) — творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полныйхварна», сияющей царской славы). бог светлой силы у персов.

Аша и Друдж [править | править вики-текст]

В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.

Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда).

Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

Два духа [править | править вики-текст]

«Дух» в зороастрийском понимании это mainyu (перс. minu), то есть «мысль». Два изначальных духа — добрый и злой (Спента и Ангра) — символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца — следовать Спента Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).

Заратустра [править | править вики-текст]

Основная статья Заратустра

Заратустра — согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура Мазды, принёсший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в единого бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции, и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.

Исповедание веры [править | править вики-текст]

Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры». Основное её положение: «Ахура Мазде я причисляю все блага». Иначе говоря, последователь Заратустры признаёт единственным источником блага Ахура Мазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя

· Маздаясна (почитателем Мазды)

· Заратустри (последователем Заратустры)

· Видаэва (противником дэвов — безнравственных арийских божков)

· Ахуро-ткаэша (приверженцем религии Ахуры)

Кроме того, в этом тексте зороастриец отрекается от насилия, грабежа и воровства, провозглашает мир и свободу мирным и трудолюбивым людям, отвергает всякую возможность союза с дэвами и колдунами. Благая вера называется «прекращающей распри» и «опускающей оружие».

Благие мысли, Благие слова, Благие деяния [править | править вики-текст]

Авест. humata-, huxta-, hvaršta- (читается хумата, хухта, хваршта). Эта этическая триада зороастризма, следовать которой должен каждый зороастриец, специально подчёркивается в «Исповедании» и многократно восхваляется в других частях Авесты.

Амешаспенты [править | править вики-текст]

Амешаспенты (авест. aməša- spənta-) — Бессмертные Святые, шесть духовных первотворений Ахура Мазды. Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажённых от одной свечи. Таким образом Амешаспентов можно сравнить с эманациями бога. Амешаспенты являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента.

 

Итак, мы должны различать в зороастризме три главных группы идей.

1) Первою составною частью религии Зороастра были древние, общие восточным иранцам и единоплеменным с ними арийцам на Инде представления о божествах природы. Важнейшими из этих божеств были у восточных иранцев, как и в ведической религии индийских арийцев, боги света, и в особенности бог-солнце и бог-огонь. Но по различию природы и климата Восточного Ирана от Индии, у иранцев рано прибрели очень большое могущество противники богов света, духи мрака, и побеждать их было для иранских богов света гораздо труднее, чем для индийских.

2) Владыки царства света и царства тьмы – Ормузд и Ахриман – были окружены сонмами духов. Эти духи были большей частью олицетворения сил природы или нравственных качеств.

3) Мир богов и мир человеческой жизни находились в тесной связи между собою: зороастризм объяснял отношения людей к высшим силам и нравственное предназначение человеческого рода.

 

Вероучения зороастризма. Зороастризм, как и всякая сложившаяся религия со своим сакральным писаниям, имеет полный комплект анимистических, мифологических, фетишистских и магических представлений и идей. Из них и формируется вероучение и культ.

Рассмотрим сначала вероучения зороастризма. Вероучение Зороастра имеет своих религиозных предшественников в первобытных религиозных верованиях древних индоиранцев. Протоиндоиранцы, которые жили в засушливых степях и пустынях, обожествляли воду, которую олицетворяла богиня Апас. В ее честь совершали магические церемонии возлияния особой смеси из молока и сока хаомы (галюценогенної растения). Вторым объектом обожания был огонь в виде бога Атара (Агни), которому приносили жертву из ароматических веществ и жира, которые сжигали. Эти жертвы и были атрибутами ежедневных богослужений, которые назывались "десны". Место, на котором осуществлялись ясная, называлось "пави", то есть "чистое место". Чистыми должны быть и все предметы и посуда, которые применяли во время церемонии.

Кроме названных Апас и Атари, протоиндоиранцы поклонялись еще немалом количестве богов, среди которых называли Митру, Варуну и верховное божество Ахура-Мазду.

Протоиндоиранцы имели представления о душе и загробной жизни, справляли погребальные церемонии. Иначе говоря, уже обладали определенным комплексом религиозных представлений.

Заратуштра упорядочил анімістичну систему протоіндоіранців, выделив из пантеона богов двух самых главных. Это Ахура-Мазда (Мазда, Ормуду) и Ахра Манью (Ахріман, Ариман). Это они главные действующие лица зороастрийского космогонічного учение. В соответствии с зороастризмом, мир безграничен в пространстве и времени. В нем происходит творческая деятельность Ахура-Мазды, который царит в мире бесконечного света и добра. Ахра Манью — в мире безграничной тьмы и зла.

Ахура-Мазда в бесконечном времени создал ограниченное время, который длится 12 тысяч лет и состоит из четырех периодов.

Первый период — это созидание мира в виде идей. В конце этого периода появляется Ахра Манью. Поражен светом и молитвами Ахура-Мазды, он бежит во мрак и начинает войну с Ахура-Маздой.

второй период начинается перевоплощении идей в вещи, появляется материальный мир, в котором есть продукты творения Ахура-Мазды и Ахра Манью. "

Следующие 3 тысячи лет третий период, время борьбы добра и зла.

В зороастрійському вероучении этот период получил название эры смешения, когда мир сочетает в себе добро и зло. Именно в этот период Заратуштра получает откровения, человечество узнает, что оно вместе с добрыми богами должно победить зло и сделать мир таким, каким его задумал Ахура-Маздра, то есть совершенным.

Четвертый период — это те 3 тысячи лет, мир будет существовать после Заратуштри. Итак, за зороастрійськими представлениями человечеству осталось жить где-то 300-400 лет! Во время четвертого периода к человечеству придут через каждую тысячу лет три спасителя. Все они сыновья Заратуштри, их зовут Саушіантами. Дело в том, что когда Заратуштра купался в озере Канав'я, он оставил там свое семя. И когда в этом озере будут в какое-то определенное время купаться девицы, то они забеременеют спасителем и родят его.

Когда придет третий спаситель, состоится последний бой между добром и злом. Тогда начнется третья эра истории человечества, эра разделения, когда добро будет отделено от зла, а последнее уничтожено огнем и растопленным металлом. Добро станет общим, смерть побеждена, мир будет обновлен и в таком виде будет существовать вечно. Перед нами яркая эсхатологическая картина, которая рисует будущий конец мира и наступление царства добра и справедливости. Зороастризм впервые в истории религии выдвинул детально разработанную систему есхатологізму.

Итак, основой учения зороастризма о мире является дуалистическое учение о двух первоначалах мира: добро и зло.

Зороастрийская мораль. по Сравнению с религиями, которые предшествуют зороастризмові, он гораздо убедительнее в деле обоснования и защиты общечеловеческих норм морали. Предыдущие религии ограничивались социальными нормами, они определяли, прежде всего, отношение человека к своим общественным обязанностям, а потом уже отношение к другим людям. Зороастризм усиливает внимание к личности, и здесь он возвышается до уровня религий откровения. В зороастризме складывается определенная этическая система.

Зороастрийская этика в своей основе имеет триаду, которую составляет добрая мысль, доброе слово и доброе дело. Верующий всю жизнь должен собирать эти элементы триады, накапливать их впрок. Наибольшим злом зороастризм считает смерть, которая идет от Ахрй Манью. Она появляется по воле бога зла уже во время творения и действует все время эры смешения. Смерть вынуждает души покидать материальный мир и возвращаться в нематериальное. Но это не простое возвращение, а прохождение высшего суда

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и праздничным религиозным церемониям. Священный огонь играет исключительно важную роль в ритуальной практике, по этой причине зороастрийцев часто называют «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь — лишь образ Бога на земле. К тому же, зороастрийский культ по-русски было бы не вполне корректным называть поклонением, поскольку во время молитвы зороастрийцы не совершают поклонов, а сохраняют прямое положение тела.

Общие требования к ритуалу:

· ритуал должен проводиться лицом, которое имеет необходимые качества и квалификацию, женщины обычно проводят только домашние обряды, проведение ими других обрядов возможно только для общества других женщин (если нет мужчин);

· участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, для достижения которой перед обрядом проводится омовение (малое или большое), на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком;

· всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;

· перевязывание пояса производится стоя, присутствующим на длинных ритуалах позволяется сидеть;

· присутствие перед огнём при проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности.

· тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).

Ясна [править | править вики-текст]

Ясна (йазешн-хани, вадж-яшт) означает «почитание» или «священнодействие». Это основное зороастрийское богослужение, во время которого читается одноимённая авестийская книга, совершаемое как по индивидуальному заказу мирян, так и (чаще всего) по случаю одного из шести гаханбаров — традиционных великих зороастрийских праздников (тогда Ясна дополняется Виспередом).

Ясна всегда совершается на рассвете как минимум двумя священниками: основным зутом (авест. заотар) и его помощником распи (авест. раэтвишкар). Служба проводится в специальном помещении, где на полу расстилается скатерть, символизирующая землю. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение, прежде всего огонь (аташ-дадгах, обычно зажигаемый от стационарного огня аташ-адорьян или варахрам), благовонные дрова для него, вода, хаома (эфедра), молоко, веточки граната, а также цветы, фрукты, веточки мирта и др. Священники сидят лицом друг ко другу на скатерти, а верующие располагаются вокруг.

В процессе Ясны мобеды не просто почитают Ахура Мазду и его благие творения, они по сути воспроизводят первотворение мира Ахура Маздой и символически исполняют его будущее «совершенствование» (Фрашо-керети). Символом этого становится приготовлямый в процессе чтения молитв напиток парахаома (парахум) из смеси отжатого сока эфедры, воды и молока, часть которого возливают на огонь, а часть в конце службы дают на «причащение» мирянам. Этот напиток символизирует чудодейственное питиё, которое в будущем даст выпить воскресшим людям Саошьянт, после чего они станут бессмертными навсегда и навеки.

Джашн (Джашан) [править | править вики-текст]

Перс. Джашн-хани, у парсов Джашан (от др. перс. yašna «почитание». соотв. авест. yasna) — праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники (джашны), важнейшим из которых является Навруз — встреча Нового года, а также как продолжение празднования гаханбара.

Джашн-хани — это подобие малой Ясны, на котором читают афринаганы (афаринганы) — «благословения». В процессе совершения обряда также задействуются предметы, используемые в Ясне (кроме хаомы), символизирующие благие творения и Амешаспентов.

Пятикратная молитва [править | править вики-текст]

Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках — гахов:

· Хаван-гах — от рассвета до полудня;

· Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов пополудни;

· Узерин-гах — от 3 часов пополудни до заката;

· Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи;

· Ушахин-гах — от полуночи до рассвета;

Может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.

Обряды погребения [править | править вики-текст]

В разных областях Большого Ирана практиковались в зависимости от местных условий разные способы погребения (каменные склепы, выставление трупов и др.). Основное требование к ним — сохранение в чистоте природных стихий. Поэтому для зороастрийцев неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение, которые признаются большим грехом.

Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» («башня молчания») — для утилизации птицами и собаками. Дахма представляет собой круглую башню без крыши. Трупы складывались в башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные части тела).

Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака.

 

Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались ахуры, среди которых наиболее важными были:

· Бог неба Асман

· Бог земли Зам

· Бог солнца Хвар

· Бог луны Мах

· Два божества ветра - Вата и Вайд

· А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов)

Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дэвов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения.

Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Небесные стихии: луна и звёзды. Божеством чистоты в зороастризме была и представительница женского пола в кругу богов света – Луна (Ма). Божествами чистоты были и сияющие звезды, которым персы тоже приносили жертвы и молитвы на вершинах гор. Луна и звезды были божества, приносящие дождь, потому пути их называются «водообильными стезями в воздухе». Принося дождь, они были божествами, дающими плодородие. Из богов звезд особенно важен был «ярко сияющий Тистар» имевший вид быка.

Воздух и ветры. Воздух и очищающие небо, быстрые ветры тоже были божествами. В Авесте есть воззвания к ним, благотворящим человеку «духам высоты»

Вода. Вода и земля в зороастрийской Авесте – одушевленные существа, дающие рост хлебам и фруктовым деревьям на пищу людям, дающие рост траве пастбищ на пищу коровам и лошадям. И вода облаков, падающая плодотворным дождем и дающий освежительное питье источник, и плодотворящая река, порождающая растительную жизнь, были священны и охранялись от осквернения нечистотами. Воду ручьев и рек зороастрийцам разрешалось употреблять только для питья и для орошения растений. Купаться в них было запрещено; было запрещено осквернять воду мочой, плевать в воду. Чтобы люди и животные не оскверняли потоков, переходя их вброд, иранцу было заповедано строить через них мосты.

По учению зороастризма, источники всех рек находятся на «Высокой Горе» (Гара Березаити – Альбордж). Она – то место, откуда разносится реками плодородие по земле. Она «могучий пуп воды», с которого, ниспущенные Ахурамаздой, «текут воды быстрым бегом коня». На этой горе находится чистый источник Ардвисура, мать всех



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: