ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ




ОБ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Д.Л. ЩУР

 

Щур Д.Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив, кандидат экономических наук.

 

Правильное применение нормативного правового акта, регулирующего смежные или схожие отношения, невозможно без корректного разделения указанных отношений. В статье исследуются результаты классификации торговой деятельности (торговли) на оптовую торговлю и розничную торговлю в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и законодательных актах и проектах законов других государств.

 

Ключевые слова: опт, штука, партия, розница, торговля, потребитель, закон о торговле, судебная практика, оптовая торговля, розничная торговля, предпринимательская деятельность.

 

С принятием Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) связывались надежды на внесение определенности в разделение торговли на оптовую и розничную. Однако такой общеправовой миссии Закон о торговле не выполнил, поскольку положенные в основу классификации видов торговли признаки делают разделение торговли на оптовую и розничную пригодной только для данного Закона и актов, регулирующих некоторые разновидности являющихся предметом Закона общественных отношений.

Логичным представляется начать с пояснения отсутствия в определении связи с количественными характеристиками приобретаемой и отчуждаемой товарной массы.

 

Опт или розница

 

Основу классификации торговли на оптовую и розничную в российской торговой практике, как и в деловом обороте большинства государств, издавна составлял количественный признак - количество продаваемых товаров:

- продажа товаров партиями (крупными партиями), в большом количестве, обобщаемом в русском языке словом "оптом" (трансформировавшимся из слов "оптъ", "обът", в свою очередь, происходящих от "общего") <1> характеризовала оптовую торговлю;

--------------------------------

<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 4. С. 267; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 469; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. I: Введение. Торговые деятели. С. 37.

 

- продажа товаров поштучно, в небольшом количестве, обобщаемом в русском языке словом "розница" (берущим свое начало в словах "рознь", "розь" и означающим "раздробленность", "раздельность") <2> давала основание считать торговлю розничной.

--------------------------------

<2> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 3. С. 102; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 707; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. I: Введение. Торговые деятели. С. 37 - 38.

 

В сформулированных в Законе о торговле определениях понятий оптовой и розничной торговли связи с указанными количественными характеристиками нет, что придает некоторую атавистичность словам "оптовая" и "розничная", однако не изменяет смысла и значения такой классификации.

 

Поштучно или "партионно"

 

Отказ от использования количественного критерия в качестве признака деления торговли на оптовую и розничную наметился в середине прошлого века, когда стало очевидно, что приобретение товара в розницу (поштучно) или оптом (партиями) не является существенным признаком, позволяющим устойчиво разделить торговлю на два класса - количество продаваемого продавцом товара зависит от потребностей покупателей и, следовательно, является величиной переменной, зависящей от количества покупателей, их потребностей и предпочтений. Изменившееся домашнее хозяйство и особенности малого бизнеса предопределили тенденции укрупнения личных покупок (для удовлетворения потребностей на определенный период времени и с целью экономии (за счет скидок, снижения транспортных расходов) - семьи все чаще совершают закупки товаров в размерах мелкого опта (упаковками, коробками, партиями и др.)) и уменьшения бизнес-покупок (поштучно товары приобретают как малые предприятия (например, товары высокой стоимости, товары с неисследованным потребительским спросом и др.), так и средние и крупные (например, канцелярские и другие товары, необходимые для выполнения административных и управленческих функций и др.)).

Административное закрепление этого признака (поштучность или партионность покупки-продажи) означало бы необоснованное ограничение свободы торговли, которое для торгового оператора заключалось бы в невозможности продавать, а для покупателей - приобретать товары в необходимых количествах. Следует вспомнить, что такое состояние уже известно российской торговой практике (советскому ее периоду) - когда количество продаваемых и приобретаемых товаров нормировалось.

В ходе работы над определениями оптовой и розничной торговли предлагалось включить в них количественные признаки (поштучность или партионность покупки-продажи), однако с учетом их свойств установить условную связь, например, оптовой считать торговлю, при которой продажа осуществляется преимущественно партиями (не менее упаковки производителя, предназначенной для оптовой продажи), и соответственно розничной - при которой продажа, как правило, осуществляется поштучно. Данное предложение не было принято, поскольку оценочный характер категорий "преимущественно" и "как правило" не позволяет однозначно и устойчиво разделить торговлю на оптовую и розничную, а поскольку для одной из них законопроектом предполагалось ввести специальное регулирование, то возникал риск перевода розничной торговли в оптовую путем коррекции количественных признаков таким образом, чтобы отвечать критерию "преимущественность".

 

Предназначение или потребность

 

От второго признака, традиционно используемого для разделения торговли на оптовую и розничную, - предназначение продаваемого товара для использования в личных или в предпринимательских целях - законодатель также отказался в связи с его относительностью и нестабильностью.

По своему содержанию предназначение вещи - это основанное на знании ее природы и свойств определение судьбы вещи. В экономике производства предназначение товара по-прежнему определяет производитель <3>.

--------------------------------

<3> См. также: Щур-Труханович Л.В. Предмет Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации": регулируемые и нерегулируемые отношения // Торговое право, 2011. N 1. С. 20.

 

Исходя из народнохозяйственного значения все производимые товары подразделяются на предназначенные для домашнего хозяйства (личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью), и для экономической деятельности (использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием).

Однако судьба товара складывается не всегда так, как ее определил ее производитель - каждый новый собственник, основываясь на анализе имеющихся у вещи свойств, и с учетом своих потребностей может использовать ее не так, как "предначертано" в технической инструкции или на этикетке товара, а сообразно своим представлениям о ее полезных свойствах и пригодности для использования в соответствии со своими потребностями.

Во многом по этой причине, а также в связи с развитием научно-технического прогресса все большее количество продукции производится для целей личного (домашнего) потребления, однако оговаривается возможность использования таковой и в предпринимательстве. Такая универсализация целевого предназначения продукции происходит не только потому, что отдельные товары невозможно однозначно классифицировать по их предназначению (например, компьютеры, средства связи, легковые автомобили, сейфы и др. могут использоваться как в домашнем хозяйстве, так и в сферах производства и оказания услуг; цемент, доски, измерительные и слесарные инструменты, грузовые автомобили и гражданские самолеты и др. могут использоваться как в сфере производства и оказания услуг, так и в домашнем хозяйстве, в личных целях), но и под влиянием интересов акционеров в получении прибыли - потребительский сектор с учетом большей массы покупок и более высокой частоты их совершения становится привлекательнее производственного сектора.

В своем отказе от использования при определении оптовой и розничной торговли такого признака, как предназначение товара, законодатель непоследователен, поскольку таковой использован им при характеристике хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки, в пункте 3 части 2 статьи 1 Закона о торговле, что в связи с отсутствием характеристики понятия товара порождает определенную коллизию не только между указанным положением и пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона, но и с другими нормами Закона, связанными с поставкой или с хозяйствующими субъектами, ее осуществляющими, и возвращает законодателя к необходимости определения товара в будущем.

 

Оптовик или розничный продавец

 

Непригодными для классификации торговли на оптовую и розничную были признаны и другие признаки - отнесение продавцов и покупателей к определенным категориям (производителям, посредникам и потребителям), - опосредующие каждый вид торговой сделки и др.

В итоге классификация оптовой и розничной торговли основывается на одном признаке, который делает результаты этой логической операции весьма нестабильными, даже если устранить такой дефект, как неопределенность связи цели использования товаров с приобретением и (или) продажей товаров.

Если в определении оптовой торговли такая связь имеет место и с приобретением (товары приобретаются для использования в предпринимательской или иной аналогичной деятельности), и с их продажей (товары продаются для использования в предпринимательской или иной аналогичной деятельности), то в определении розничной торговли такая связь логична только с продажей (связь с приобретением означала бы совпадение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и потребителя). Поскольку цель приобретения товара хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, всегда одна - последующая его продажа, то такая составляющая предпринимательской деятельности, как приобретение, не имеет значения для классификации видов торговой деятельности на оптовую и розничную. Кроме того, определение в Законе о торговле понятия оптовой торговли как вида деятельности, связанного с приобретением товаров, исключает из него производителей.

Для придания равновесия указанным определениям представляется необходимым исключить указание на такую составляющую торговой деятельности, как приобретение товаров и сосредоточить внимание на главной цели торговли - продаже товаров.

Цель использования проданных товаров (в оптовой торговле - для осуществления предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи), иного не личного, не семейного, не домашнего и подобного использования; в розничной торговле, напротив, - для использования в личных, семейных, домашних и иных подобных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью) положена в основу определений видов торговли как существенного признака выделения договора поставки из других договоров купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ). Однако, как следует из судебной практики, которая в свою очередь, основывается на Постановлении Пленума ВАС России от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" <4>, цель приобретения товара покупателем является таким же "подвижным" признаком, как и предназначение товара. В названном Постановлении ВАС России, в частности, поясняется, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). При этом в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, то отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

--------------------------------

<4> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

 

В отсутствие нормативного определения "розницы" судебная трактовка "закольцовывает" определения розничной торговли и розничной купли-продажи: "По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (выделено мной - Д.Щ.), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью".

Такой же эффект имеет место в определении розничной торговли и в статье 346.27 Налогового кодекса РФ: " розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (выделено мной - Д.Щ.)".

Поскольку текущая редакция Закона о торговле не предусматривает специальное регулирование розничной и оптовой торговли (не считая пункта 3 части 1 статьи 13 Закона), то несовершенство определений понятий "оптовая торговля" и "розничная торговля" не сильно повлияет на применение норм Закона (за исключением пункта 3 части 1 статьи 13). Однако, как представляется, оно неизбежно отразится на судебной практике применения гражданского и налогового законодательства к соответствующим правоотношениям, поскольку теперь суды для толкования понятий видов торговой деятельности будут использовать не определения соответствующих терминов, приведенных в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", а легальные определения указанных понятий, сформулированные в Законе. Впрочем, ввиду ограниченности понятийного аппарата обращение к указанному ГОСТ Р или новому, принятому ему на смену, сохранится, в частности, для определения "иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" <5>, и др.

--------------------------------

<5> В этой связи особый интерес представляет неоднозначность отнесения продажи товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых) к розничной или оптовой торговле: в одних судебных решениях такая продажа приравнивается к розничной по мотиву приобретения указанными организациями товаров для совместного потребления, а не для предпринимательской деятельности, в других - к оптовой, поскольку указанные товары приобретаются указанными организациями (санаториями и домами отдыха, больницами, детскими садами и яслями, домами для престарелых) для дальнейшей их реализации, и, следовательно, предпринимательской деятельности, то есть не в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (см. "Путеводитель по судебной практике" к статьям 492 и 506 Гражданского кодекса РФ в СПС "КонсультантПлюс").

 

Конструкции определений оптовой и розничной торговли в Законе предусматривают связь целей использования товаров не с волеизъявлением покупателя (потребителя), а с предположением продавца о цели использования продаваемых им товаров в будущем. В результате выбора соответствующей этому предположению торговой и финансовой политики и ее реализации предположение трансформируется в намерение продавца продавать товары для последующего использования их в определенных целях, которое он выражает разными способами (посредством организации торгового объекта, установления безналичных расчетов, доведения до неограниченного круга лиц информации об условиях продажи и т.д.). Однако если в оптовой торговле продавец располагает некоторыми я средствами обеспечения своего волеизъявления относительно цели использования проданного товара (например, путем определения круга покупателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), установления необходимости подтверждения их статуса, применения особых форм расчетов, пр.), то в розничной торговле и таковых в принципе нет - правовое регулирование и сложившийся деловой оборот не предусматривают ни обязанности покупателя подтверждать свои правомочия на совершение сделки, ни возможности проверки статуса покупателя. Впрочем, применение вышеназванных средств обеспечения соответствия намерения оптового продавца и намерений покупателей не гарантирует, что товар, приобретенный, например, индивидуальным предпринимателем за наличный расчет, не будет использован в его личных целях.

В России и в мире

 

В заключение представляется интересным сравнение определений понятий "оптовая торговля" и "розничная торговля", сформулированных в законах и законопроектах соседних государств. Как видно из сравнительной таблицы (табл. 1), законодателями и нормотворцами разных государств для определения содержания основных видов торговой деятельности использованы все проанализированные в настоящей статье классификационные признаки. Однако юридико-логическая безупречность, на наш взгляд, также не достигнута.

 

Таблица 1

 

Понятие Беларусь Казахстан Туркменистан Молдова Кыргызстан Украина
Закон Республики Беларусь от 28.07.2010 N 231-3 "О торговле" <11> Закон Республики Казахстан от 12.04.2004 N 544 "О регулировании торговой деятельности" <12> Закон Туркменистана от 05.07.2002 "О торговле" <13> Закон Республики Молдова от 23.09.2010 N 231 "О внутренней торговле" <14> Проект закона Кыргызской Республики "О внутренней торговле в Кыргызской Республике <15> Проект закона Украины "О внутренней торговле <16>
Оптовая торгов- ля Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринима- тельской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием Оптовая торговля - предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназна- ченных для последу- ющей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием Под оптовой торговлей понимается деятельность по купле-продаже (реализации) товаров для дальнейшей перепродажи их в розничной торговле или использования в коммерческом обороте Оптовая торговля - де- ятельность, осуществляемая коммерсантами, приобретающими товары с целью перепродажи их другим коммерсантам либо профессиональ- ным или коллективным пользователям Оптовая торговля - предпринимательская деятельность, при которой купля-продажа осуществляется партиями с целью их последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и подобным использованием; оптовая торговля осуществляется в специализированных или смешанных, при наличии обособ- ленных мест, отделенных от мест осуществления розничной торговли, магазинах, торговых домах и рынках Оптовая торговля - деятельность по совершению закупочно-сбытовых операций с товаром для последующей реализации такого товара или соответственно переработанного товара или деятель- ность по обслужива- нию контрагентов при реализации ими товара
Рознич- ная торгов- ля Розничная торговля - вид торговли това- рами, предназ- наченными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобно- го использова- ния, не свя- занного с предпринима- тельской деятельностью Розничная торговля - предпринимательс- кая деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью Под розничной торговлей понимается деятельность по продаже (реализации) товаров непос- редственно потребителю для удовлетворения личных потреб- ностей, нужд домашнего хозяйства и иных нужд, не связанных с коммерческим оборотом Розничная торговля - де- ятельность, осуществляемая коммерсантами, напрямую реализующими товары потребителям для их личного пользования (конечного потребления) Розничная торговля - предпринимательс- кая деятельность по продаже товаров потребителям для их личного использования; при розничной продаже каждая единица товара должна быть упакована, расфасована, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики или договором Розничная торговля - деятельность по продаже товаров для конечного потребле- ния в личных целях или для другого, не связанного с продажей, использования независимо от формы расчетов

 

 

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

В.В. АВДЕЕВ

 

С розничной торговлей мы сталкиваемся ежедневно, причем, приобретая продукты или другие товары в магазине, мы зачастую не задумываемся о том, что совершаем с продавцом гражданско-правовую сделку, именуемую договором розничной купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи представляет собой один из разновидностей договора купли-продажи, регулируемого гл. 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Наличие специфических норм, присущих только договору розничной купли-продажи, выделяет этот договор в самостоятельную гражданско-правовую сделку, правовые основы которой установлены параграфом 2 "Розничная купля-продажа" гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ.

В соответствии со ст. 492 ГК РФ "по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". То есть сторонами данного договора являются продавец - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, и покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования.

Пунктом 2 ст. 492 ГК РФ указано, что договор розничной купли-продажи является публичным договором. Напомним читателю, что понятие публичного договора раскрыто в ст. 426 ГК РФ. Анализ положений указанной статьи позволяет сделать вывод, что розничный продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи на одинаковых условиях с любым желающим. Отказ продавца в заключении договора возможен только по причине отсутствия в продаже товара, необходимого покупателю.

Так как розничный товар, приобретается для конечного потребления, то чаще всего покупателями выступают физические лица (граждане). Вследствие этого особенностью розничного договора купли-продажи является то, что к нему помимо специальных норм параграфа 2 гл. 30 ГК РФ, общих норм о договоре купли-продажи (параграф 1 гл. 30 ГК РФ) применяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), а также иных правовых актов, принятых в соответствии с ним.

Договор розничной купли-продажи заключается в основном в устной форме, исключение составляют лишь случаи, когда момент заключения договора и момент его исполнения не совпадают, например такое возможно при продаже товаров в кредит или при розничной торговле по образцам, для которых письменная форма считается обязательной.

Следует сказать, что по общему правилу, установленному ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При этом законодательно определено, что отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Кроме того, особенностью заключения договора розничной купли-продажи является то, что он может заключаться путем публичной оферты.

Напомним, что в соответствии с нормами гражданского законодательства оферта представляет собой первую стадию заключения договора.

Понятие публичной оферты раскрыто в ст. 437 ГК РФ, причем из нее вытекает, что следует различать приглашение к оферте и саму публичную оферту. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются именно как приглашение делать оферты. Однако если реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, будет содержать все существенные условия договора, предлагаемого к заключению, она может быть признана публичной офертой.

Как следует из п. 2 ст. 437 ГК РФ, публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего это предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Особенности использования публичной оферты в рознице установлены в ст. 494 ГК РФ, причем они касаются как торговли в месте нахождения товара, так и торговли вне места их нахождения.

Пункт 1 ст. 494 ГК РФ устанавливает особенности заключения договора розничной купли-продажи на условиях публичной оферты вне места нахождения товара. Согласно указанной норме предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Таким образом, если предложение товара в рекламе, каталоге и так далее признается публичной офертой, то розничный продавец обязан заключить договор с любым отозвавшимся на данное предложение лицом.

Несколько иные условия заключения договора розничной купли-продажи установлены в отношении публичной оферты в месте нахождения товара (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Выставление товаров в месте их продажи (на прилавках, в витринах и т.п.), демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Следовательно, в месте продажи товара покупатель вправе требовать от розничного продавца исполнения обязанностей по договору, даже если на выставленный, демонстрируемый товар отсутствует цена или не указаны другие существенные условия договора.

Исключением являются лишь товары, из которых явно следует, что они не предназначены для продажи (оформление торгового зала, торговое оборудование и тому подобное).

В ст. 495 ГК РФ законодательно закреплена обязанность розничного продавца по предоставлению покупателю всей информации о товаре, предлагаемом к продаже. Однако, вводя такую обязанность, ГК РФ указывает лишь на то, что информация должна быть необходимой, достоверной, соответствующей действующему законодательству России и отвечающей требованиям о ее предоставлении.

Более подробно о том, какая информация должна быть предоставлена покупателю перед заключением розничного договора купли-продажи, сказано в ст. 10 Закона N 2300-1.

Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1 определено, что информация о товаре в обязательном порядке должна содержать:

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством России о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров. Если товаром являются продукты питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

- цену в рублях и условия приобретения товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом N 2300-1, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

- информацию о правилах продажи товаров.

Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупатель также должен быть поставлен в известность об этом.

В силу п. 3 ст. 10 Закона N 2300-1 перечисленная информация о товаре может отражаться в технической документации, прилагаемой к товару, размещаться на этикетках, наноситься на товар путем маркировки либо доводиться до покупателя иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Гражданским законодательством (п. 2 ст. 495 ГК РФ) определено, что покупатель вправе до момента заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар и потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара.

Помимо этого, если это отвечает характеру товара и не противоречит правилам розничной торговли, покупатель вправе потребовать от продавца продемонстрировать и использование товара.

Если в нарушение своих обязанностей продавец уклоняется от предоставления всей необходимой информации покупателю, то такие действия продавца рассматриваются как уклонение от заключения договора розничной купли-продажи. В этом случае покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ), а также требовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора.

Следует иметь в виду, что продавец, не предоставивший покупателю необходимую информацию о товаре до момента заключения договора, отвечает за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю. Правда, если недостатки товара возникли вследствие его неправильной эксплуатации, то покупатель должен доказать, что причиной поломки стало отсутствие у него информации об использовании товара (п. 4 ст. 495 ГК РФ).

Специальным нормам в отношении продажи товара с условием о его принятии покупателем в определенный договором срок посвящена ст. 496 ГК РФ.

Как уже было отмечено, по договору розничной купли-продажи момент заключения договора и момент его исполнения не всегда совпадают. Так, ст. 496 ГК РФ дает возможность продавать товар в розницу с условием о том, что покупатель принимает и оплачивает товар не сразу, а в срок, определенный договором.

Если розничный договор купли-продажи содержит такое условие, то в течение этого срока продавец не вправе продать отложенный товар другому лицу. Если же в нарушение этого правила товар продан другому лицу, то покупатель вправе требовать от розничного продавца возмещения убытков на основании ст. 398 ГК РФ.

По общему правилу, вытекающему из ст. 496 ГК РФ, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в срок, определенный договором, рассматриваются продавцом как отказ покупателя от заключения договора.

Следует иметь в виду, что дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок включаются в цену товара, в связи с чем продавец не вправе требовать от покупателя помимо оплаты товара возмещения дополнительных расходов. Однако в силу того, что данная норма ГК РФ является диспозитивной, то договором стороны могут предусмотреть и иное.

Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи товаров представляют собой разновидности розничной продажи товаров.

Если договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров, то имеет место продажа товара по образцам (п. 1 ст. 497 ГК РФ).

Если договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, то в этом случае речь идет о дистанционном способе продажи товаров (п. 2 ст. 497 ГК РФ).

Кстати, аналогичное определение дистанционного способа продажи товара приведено и в ст. 26.1 Закона N 2300-1.

По общему правилу, установленному п. 3 ст. 497 ГК РФ, договор розничной купли-продажи по образцам или договор, заключенный дистанционным способом, считается исполненным:

- с момента доставки товара в место, указанное в договоре;

- с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица, в случае если договором место передачи товара не определено.

Однако, так как данная норма не является императивной, стороны могут предусмотреть в договоре и иной порядок исполнения розничного договора купли-продажи по образцам или при дистанционном способе продаже товаров.

Пункт 4 ст. 497 ГК РФ закрепляет возможность отказа покупателя от договора розничной купли-продажи товара по образцам и при дистанционной продаже товара. Однако такой отказ возможен только при условии возмещения продавцу необходимых расходов, осуществленных продавцом в связи с совершением действий по исполнению договора.

Специальные нормы установлены параграфом 2 гл. 30 ГК РФ и для торговли с использованием торговых автоматов.

Пунктом 1 ст. 498 ГК РФ определено, что при продаже товаров с использованием торговых автоматов их владелец (продавец) обязан довести до сведения покупателей всю необходимую информацию о себе, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. В качестве сведений о продавце товара в обязательном порядке указываются:

- наименование (фирменное наименование) продавца;

- место его нахождения;

- режим работы.

Заметим, что гражданское законодательство не ограничивает продавца каким-то одним способом доведения указанной информации до покупателя. Перечисленные сведения о продавце могут располагаться как на самом торговом автомате, так и доводиться до покупателя иным способом.

Специфика продажи товаров через торговые автоматы заключается в том, что товар вручается не продавцом (физическим лицом) товара, а торговым автоматом, однако, для того чтобы получить товар, покупатель должен совершить определенные действия.

С момента их совершения договор розничной купли-продажи через торговый автомат считается заключенным (п. 2 ст. 498



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: