Сущность профессии педагога, ее особенности




 

В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессией принято называть вид труда с определенной системой требований к человеку(А.С. Роботова и др.). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования, а также средством самореализации. Понятие «профессия» (от лат. professio - официально указанное занятие) - многозначно. Этим термином в научной литературе обозначают: область приложения сил человека, в которой он осуществляет определенные функции как субъект труда; общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), благодаря которой человек может выполнить те или иные трудовые функции; деятельность по реализации профессионально выполняемых функций.

Исследователи подчеркивают, что при выборе профессии важно учитывать ее социальный статус, физические условия осуществления профессиональной деятельности, организацию труда, оборудование и материалы и т.п. Все это должно соответствовать личным притязаниям человека. Профессия определяет качество жизни человека, так как именно посредством профессиональной деятельности личность стремится удовлетворить свои потребности в общественных связях и отношениях, экономически обеспечить свое существование, реализовать свой потенциал.

Профессия на конкретном историческом этапе развития общества характеризуется социальным и политическим статусом, социальным престижем (внешние характеристики) и содержанием, конкретными требованиями к выполнению профессиональной деятельности (внутренние характеристики). Внутренними параметрами выступают функция и квалификация. Выделение функций предполагает выполнение тех или иных профессиональных обязанностей в соответствии с избранной специальностью. Квалификация определяет, что надо знать и уметь, чтобы освоить профессию и работать в соответствии с ней. Вслед за исследователями (В.А. Сластенин, Т.И. Шингирей и другие) определим ряд необходимых понятий.

Педагогическая профессия – вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических умений, которые освоены им в ходе целенаправленной профессиональной подготовки. Целью и содержаниемэтого вида трудовой деятельности является создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разно­стороннего развития педагогическими средствами. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия — учитель, специальность — учитель (преподаватель) иностранного языка. Педагогическая специализация - определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

В обыденной и научной речи используются термины: «педагог», «учитель», «воспитатель». «Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, то есть лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» (Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.; Воронеж, 1995. С. 122).

«Учитель — лицо, «передающее» другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в учреждении общего среднего образования» (там же; с. 189). В справочной литературе воспитатель определяется как лицо, занимающееся воспитанием кого-либо, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В узком смысле – это должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учреждении образования.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании используется термин «педагогические работники». Педагогические работники – это лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

Понятие «педагог» является родовым по отношению к остальным (учитель, преподаватель, воспитатель). Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик: воспитатель детского сада, учитель средней школы, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и другие.

Как подчеркивает российский ученый-педагог В.А. Сластенин, основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенный объект профессиональной деятельности педагогов – это человек, его личность. Поэтому отношения педагога и объекта его деятельности должны складываться как субъект–субъектное («человек–человек») взаимодействие. Одним из оснований дифференциации педагогических специальностей являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств этого взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Другим основанием для дифференциации специальностей выступают возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в частности, выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский или иной возраст). Следующим возможным основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (особенности психического и физического развития, отклоняющееся поведение и другое).

При всем многообразии и различии педагогических специальностей они характеризуются, тем не менее, общими однородными элементами. Так, у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры, создание условий для его разностороннего развития. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного педагога.

Таким образом, сложившееся внутрипрофессиональное разграничение функций и обязанностей лежит в основе классификации педагогических специальностей, видов педагогической деятельности, а также должностей служащих, занятых в системе образования Республики Беларусь. Выборочный перечень должностей представлен в таблице 5.

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: