Строительство железных дорог




Кружок «Юный исследователь. Географическое краеведение»

31.01.2022

Тема занятия: Промышленное развитие в Донбассе в ХIX – начале ХХ века. Боевые действия на Азове во время Крымской войны (1854-1855)

 

1. Геологическое изучение Донецкого края

Еще в конце XVII века занимаясь солеварением, казаки обнаружили черный «горючий камень», который хорошо поддерживал огонь. В 1696 году со здешним «горючим камнем» познакомился Петр І, возвращаясь из первого Азовского похода. История хранит крылатую фразу, якобы сказанную им во время отдыха на берегу реки Кальмиус, когда правителю страны показали кусок черного, хорошо горящего минерала: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет».

Для изучения «горючего минерала» Петр І основывает приказ (государственное управление) рудокопных дел, при котором создается специальная группа рудознатцев. В их задачу входило исследование донецких степей и территорий вдоль течения Северского Донца.

В конце 1721 года одной из экспедиций во главе с рудознатцем Григорием Капустиным было открыто месторождение ископаемого угля на реке Кундрючьей, в восточной части современного Донбасса. Это открытие положило начало работам по разведке каменного угля в нашем крае.

Многочисленные геологические экспедиции по исследованию месторождений «горючего камня» дали возможность не только убедиться в запасах полезных ископаемых, но и приступить к их промышленному освоению. Три геологические экспедиции, возглавляемые горным инженером Евграфом Ковалевским в 1827 г., подтвердили предположения о богатствах недр нашего края. Двумя годами позже (в 1829 г.) Е.Ковалевский впервые создал карту, на которую были нанесены 25 месторождений каменного угля. Это была первая геологическая карта Донецкого угольного бассейна. Кстати, название «Донбасс» инженер Е.Ковалевский впервые употребил именно в этой статье. С легкой руки исследователя этот термин навсегда вошел в нашу историю.

Собранные в результате работы экспедиций С. Чиркова, Н. Вепрейского, Е. Ковалевского, А. Гурьева, А. Оливьери материалы стали основой для зарождения и развития угольной промышленности Донбасса во второй половине ХІХ века.

2. Зарождение промышленности

Подтверждая находки Г.Капустина, Никита Вепрейский и Семён Чирков сообщали правительству, что «…оное уголье окопывано в горе по мере в длину 15 сажен в вышину 10 сажен и оное земляное уголье употребляеца ныне на Бахмутские соляные заводы, в казеные кузницы на латание солеваренных сковород и на прочие поделки…», и просили прислать ещё людей для дальнейшей разработки каменного угля.

Фактически с этого момента в крае зарождается угледобыча. Местный уголь приобретает широкую известность. Горная промышленность становится чрезвычайно прибыльной, привлекая многих предпринимателей заниматься горным промыслом. Земли, богатые углём, стали массово раскупаться ими. Как грибы после дождя открываются угольные копальни Иловайских, Прохоровых, Карповых, Рутченко, принося их владельцам невиданные богатства, хотя способ добычи угля был крайне примитивным, а правила техники безопасности практически не соблюдались.

Лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и кошелка для подъема угля – вот и вся используемая техника. Заработная плата на рудниках (так тогда называли шахты) была низкой и выплачивалась нерегулярно. На каждом шагу горняков подстерегали пожары и обвалы, приводившие к человеческим жертвам. Но, невзирая на это, количество шахт росло, а вместе с ними увеличивалось количество добытого угля. В середине ХІХ века в Донбассе добывали до 6 млн. пудов угля в год, в 1870 году – 15,6 млн. пудов, а в 1900 году – 672 млн. пудов, что составляло более 90% общероссийской добычи. Угольная промышленность становилась главной отраслью в Донбассе.

Еще одной важнейшей отраслью промышленности края становится металлургия. В 1795 году императрица Екатерина II подписала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». Этот завод, главной задачей которого стало производство чугунных пушек для кораблей Черноморского флота, положил начало современному городу Луганску и стал первенцем металлургической промышленности Донбасса.

Но расцвет металлургии Донбасса связывают с деятельностью англичанина Джона Хьюза (или как его называли в русских документах тех лет – Юза). Он был инженером-изобретателем, разбогатевшим на создании новых образцов артиллерии и корабельной брони для британского флота. В 1867 году Дж. Юз в Лондоне создает "Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства", а через два года, в 1869 году, он приезжает на Донбасс, где на правом берегу Кальмиуса, в семи километрах от слободы Александровки начинает строительство металлургического завода и рабочего поселка.

Летом 1870 года из Англии сюда было завезено оборудование и инструменты, а также приехали около сотни английских специалистов – инженеров, металлургов и шахтеров, усилиями которых к апрелю 1871 года удалось построить первую доменную печь, а в 1872 году начать выплавку чугуна.

Вслед за заводами в Юзовке возникают два огромных металлургических производства в Мариуполе. Один завод строился инженерами из США, а второй принадлежал бельгийской компании «Провиданс». На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, а в сталелитейном производстве активно применялись новая техника и технологии. Среди металлообрабатывающих предприятий того времени известны: Дебальцевский механический завод (основан в 1896 г.), Харцызский трубный завод (основан в 1898 г.) и др. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, Макеевке.

Развивалось кирпичное, цементное производство. Среди таких заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце ХІХ века немецким капиталистом Гартманом. Химическая промышленность была представлена содовым заводом в Лисичанске и заводом около Славянска. Возле станции Никитовка с 1885 года действовал первый в России завод Ауэрбаха по изготовлению ртути. В районе Бахмута продолжали добывать соль. Одновременно в крае существовало множество предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а на берегу Азовского моря работали многочисленные рыбоперерабатывающие заводы.

За тридцать лет ХІХ века, благодаря капиталам российских и иностранных предпринимателей и тяжёлому труду рабочих и шахтёров, Донбасс превратился в крупнейший промышленный центр Российской империи.

Строительство железных дорог

Железные дороги всегда играли важную роль в истории населённых пунктов, регионов и государств. Не был исключением и наш край. История железных дорог Донбасса начинается с 1865 года, когда к правительству Российской империи обратились местные предприниматели с просьбой о строительстве Курско-Харьково-Азовской железной дороги, поскольку донбасский уголь в то время был уже жизненно необходим для многих производств в разных частях империи. В 1868 году разрешение на строительство магистрали было выдано Самуилу Полякову. В рекордно короткие сроки (за 20 месяцев) дорога была построена: её торжественное открытие состоялось 5 января 1870 года.

В Донбассе появились первые станции и полустанки: Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Никитовка, Иловайск и др. Благодаря железной дороге, из Курской и Харьковской губерний в Донбасс и в порт Мариуполя везли зерно, обратно продукты промышленного производства. В 1872 г. была сооружена Константиновская железная дорога протяженностью 90 км со станциями Петровская, Железная, Ясиноватая, Юзово и др.

Большую роль в развитии Донбасса сыграла также Донецкая Каменноугольная железная дорога. Строил её на собственные деньги предприниматель Савва Мамонтов.

В течение 1881-1884 гг. строилась Екатерининская железная дорога от Ясиноватой через Екатеринослав и Кривой Рог до станции Долинская. Дорога соединила донецкий уголь с криворожской рудой.

Менее чем за 20 лет практически все города современного Донбасса были связаны между собой железными дорогами, что способствовало дальнейшему развитию промышленности в крае.

4. Вклад иностранцев в развитие Донбасса

Природные богатства края, дешевая рабочая сила привлекали сюда капиталистов из Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии. Политика правительства России сделала выгодным для иностранных капиталистов строительство в нашем крае заводов и фабрик. Из двенадцати металлургических заводов в Донбассе, одиннадцать было основано на средства иностранных предпринимателей, и лишь один работал полностью на русских капиталах. Иностранные кампании добывали до 70% угля в Донбассе, а иностранные капиталы вкладывались в разные отрасли промышленности. Угольная промышленность, металлургия, производство стекла, строительство, газ, вода, электричество, трамваи – во всё это вкладывали свои деньги иностранные капиталисты ежегодно получая прибыли в несколько раз больше потраченных средств.

Однако привлечение иностранных капиталов имело и отрицательные последствия: находясь под покровительством российского правительства, иностранные капиталисты строили заводы и шахты лишь с целью личного обогащения. Хозяева не обращали внимания на тяжёлое положение рабочих. На заводах и шахтах была высокая смертность и травматизм, низкая заработная плата. Руководство заводами и шахтами набиралось главным образом из иностранцев. К тому же большая часть денег, полученная от работы предприятий, вывозилась за границу, а не шла на развитие промышленности края.

 

Задание.

1. Изучите предложенный материал.

2. Ответьте на вопросы и выполнить задания:

1. В чем состоит заслуга Е.Ковалевского в изучении нашего края? Какие термины вошли в наш обиход, благодаря ему?

2. Какие экспедиции и когда были организованы для исследования недр Донбасса? Каковы были результаты этих экспедиций?

3. В чем состоят основные изменения, произошедшие в нашем крае между XVII и ХІХ веками?

4. Когда и кем была построена первая железная дорога в Донбассе?

5. Объясните, как изменилось экономическое положение края в результате активного строительства железных дорог.

6. Чем привлекал иностранных предпринимателей Донбасс?

7. Определите положительные и отрицательные черты влияния деятельности иностранцев на развитие Донбасса.

8. Напишите письмо родным от имени иностранного инженера или рабочего, работающего на одном из предприятий Донбасса второй половины ХIХ в. Опишите свои впечатления.

3. Подготовьте сообщение о боевых действиях на Азове во время Крымской войны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: