музыкальный руководитель




Проект

Ознакомление воспитанников

С традициями и обычаями

Башкирского народа

Составила:

Окунева Елена Геннадьевна,

музыкальный руководитель

 

 

Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей.

Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

 

На протяжении двух лет мы ведём работу по приобщению детей к национальным традициям Урала.

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:

Ø педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;

Ø дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;

Ø усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих Урал, у старших дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Гипотеза моего проекта такова: я предполагаю, что следующие педагогические условия являются эффективными для развития интереса к культуре и традициям башкирского народа:

Ø создание развивающей среды;

Ø проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

Ø привлечение к данной теме родителей.

Предмет исследования – процесс формирования интереса у воспитанников с

культурой и традициями башкирского народа.

Объект исследования – процесс формирования у воспитанников интереса при

ознакомлении с культурой и традициями башкирского народа.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №5 «Пчёлка»

подготовительная к школе группа.

Цель:

- приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народов Урала

(башкиры);

Задачи:

Ø развивать у воспитанников эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир;

Ø познакомить воспитанников с особенностями культуры, быта, традициями

 

народа (жилище, народный костюм, национальная кухня);

Ø обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка;

Ø формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир;

Ø воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Принципы реализации проекта:

Ø актуальность;

Ø системность;

Ø доступность;

Ø наглядность.

Проект по ознакомлению воспитанников с башкирским народом я начала с создания развивающей среды. Имеется подборка детской литературы и научно популярной по национально-региональному компоненту: русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации, аудио, видео - записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского народа, картотека национальных подвижных игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок. Подготовила презентации о танцах, музыкальных инструментах, традициях башкирского народа.

Представлены иллюстрации костюмов и жилища башкир, русских. Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа.

В работе с воспитанниками использую книгу «Детские народные подвижные игры (под ред. А.В. Кинеман, Т.И. Осокиной). Помимо создания развивающей среды я создала перспективный план работы, который включает следующее:

Ø тема ООД по музыке

Ø задачи

Ø мероприятия

Ø работа с родителями

 

Например, ознакомление с женским башкирским костюмом проходит в форме тематического занятия или развлечения. Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал», состоящее из 2-х частей:

 

 

1 часть – познавательная игра «Что? Где? Когда?» - воспитанники показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма;

2 часть – башкирский праздник «Науруз», «Сабантуй», Дети пели песни, читали стихи народов Урала, играли в национальные соревновательные игры, танцевали башкирские танцы.

Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к ООД и развиваем творческие способности.

Я очень надеюсь, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.

 

Вывод

Проект нацелен на знакомство детей с историей своей Республики. В ходе работы я систематизировала знания дошкольников о башкирских традициях. Закрепляла, обобщала и углубляла знания об устном народном творчестве, народных промыслах башкирских мастеров, особенностях национального костюма и т.д. Старались зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического развития данное направление работы способствует социально-коммуникативному развитию детей. У воспитанников формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому, приобретение

ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности.

 

 

Праздник «Науруз»

 

 

 

 

 

Праздник «Сабантуй»

 

 

Знакомство с кураем

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: