Проект
Ознакомление воспитанников
С традициями и обычаями
Башкирского народа
Составила:
Окунева Елена Геннадьевна,
музыкальный руководитель
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей.
Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
На протяжении двух лет мы ведём работу по приобщению детей к национальным традициям Урала.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
Ø педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;
Ø дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
Ø усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих Урал, у старших дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Гипотеза моего проекта такова: я предполагаю, что следующие педагогические условия являются эффективными для развития интереса к культуре и традициям башкирского народа:
Ø создание развивающей среды;
Ø проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
Ø привлечение к данной теме родителей.
Предмет исследования – процесс формирования интереса у воспитанников с
культурой и традициями башкирского народа.
Объект исследования – процесс формирования у воспитанников интереса при
ознакомлении с культурой и традициями башкирского народа.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №5 «Пчёлка»
подготовительная к школе группа.
Цель:
- приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народов Урала
(башкиры);
Задачи:
Ø развивать у воспитанников эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир;
Ø познакомить воспитанников с особенностями культуры, быта, традициями
народа (жилище, народный костюм, национальная кухня);
Ø обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка;
Ø формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир;
Ø воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Принципы реализации проекта:
Ø актуальность;
Ø системность;
Ø доступность;
Ø наглядность.
Проект по ознакомлению воспитанников с башкирским народом я начала с создания развивающей среды. Имеется подборка детской литературы и научно популярной по национально-региональному компоненту: русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации, аудио, видео - записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского народа, картотека национальных подвижных игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок. Подготовила презентации о танцах, музыкальных инструментах, традициях башкирского народа.
Представлены иллюстрации костюмов и жилища башкир, русских. Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа.
В работе с воспитанниками использую книгу «Детские народные подвижные игры (под ред. А.В. Кинеман, Т.И. Осокиной). Помимо создания развивающей среды я создала перспективный план работы, который включает следующее:
Ø тема ООД по музыке
Ø задачи
Ø мероприятия
Ø работа с родителями
Например, ознакомление с женским башкирским костюмом проходит в форме тематического занятия или развлечения. Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал», состоящее из 2-х частей:
1 часть – познавательная игра «Что? Где? Когда?» - воспитанники показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма;
2 часть – башкирский праздник «Науруз», «Сабантуй», Дети пели песни, читали стихи народов Урала, играли в национальные соревновательные игры, танцевали башкирские танцы.
Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к ООД и развиваем творческие способности.
Я очень надеюсь, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.
Вывод
Проект нацелен на знакомство детей с историей своей Республики. В ходе работы я систематизировала знания дошкольников о башкирских традициях. Закрепляла, обобщала и углубляла знания об устном народном творчестве, народных промыслах башкирских мастеров, особенностях национального костюма и т.д. Старались зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре.
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического развития данное направление работы способствует социально-коммуникативному развитию детей. У воспитанников формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому, приобретение
ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности.
Праздник «Науруз»
Праздник «Сабантуй»
Знакомство с кураем