Неукротимым духом своим он побеждал зло




Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Читаем учебник стр. 112- 116

Звуки скрипки так дивно звучали...

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыканта-ми-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить...

 

Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала...
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи...

А. Толстой

 

Не соловей — то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина...

А. Блок

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах — во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

 

Скульптура «Первая скрипка» - выполнена из бронзы.

Натюрморт

Портрет Н. Паганини

Прочитать стихотворение о Никколо Паганини

Играла скрипка. нежный голос
Звучал, как-будто плакал эльф,
И струны, тонкие, как волос,
Хлестали волнами напев.

Под этот плач старинной скрипки
Воскрес великий гений — он,
Он — паганини лёгкий, пылкий,
В мелодии, как дальний стон.

Незримой и неощутимой,
Как дуновение весны
И, как душа дитя, ранимой,
Святой, как благостные сны.

Играет скрипка — кто-то плачет;
И может сердце на куски;
Смычок замрёт — и вдруг иначе —
Волной отбросит тень тоски.

И хлещут, бьются звуки — волны.
Эфир бросая в дрожь и пляс.
Довольно! хватит! будет! полно!
Оставьте что-то про запас!

Неукротимым духом своим он побеждал зло

Никколо Паганини (1782—1840) — имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс № 24. Caprice в переводе с французского — прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы. Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С. Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

Домашнее задание

 

1. Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён: «Чакона» И.-С. Баха (XVIII в.), «Мелодия» П. Чайковского (XIX в.), фрагмент Концерта №1 для скрипки с оркестром А. Шнитке (XX в.). О чём рассказала тебе эта музыка?

2. Найди в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовь сообщение для одноклассников.

3. Послушай фрагмент Каприса № 24 Н. Паганини. Знакома ли тебе эта музыка? Как ты думаешь, почему композитор назвал своё произведение каприс?

4. Сравни три интерпретации Каприса № 24 — С. Рахманинова, В. Лютославского, В. Зинчука. Какие черты шедевра Н. Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями? Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего? Почему?

5. Напиши определения в тетрадь - скрипка соло, инструментальный конерт, каприс, интерпритаия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: