Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра экономики и управления инвестициями и инновациями
ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Методические указания к курсовой работе
Закирова М.И.
Владимир, 2015
Введение
Развитие рыночной экономики и рыночных отношений в России обусловливает объективную необходимость повышения уровня компетенции, подготовленности управленческих кадров. Особенности функционирования хозяйствующих субъектов в условиях рынка − постоянный риск, неопределенность, умение принимать управленческие решения в условиях динамической нестабильности. Спецификой рыночной экономики на современном этапе является многообразие форм собственности и необходимость использования специальных методов управления. Успешная адаптация менеджеров к этим условиям во многом определяется качеством функционирования системы менеджмента хозяйствующего субъекта.
Курсовая работа «Совершенствование системы управления предприятием» − завершающий этап изучения дисциплины «Экономика управления персоналом». Работа выполняется на основе информации о реально существующем предприятии. Цель курсовой работы состоит в закреплении теоретических знаний, полученных при изучении данной дисциплины, проявлении и развитии творческих способностей студентов, приобретении навыков наблюдения и аналитической работы, а также правильной интерпретации полученных данных и грамотной аргументации выводов по ним, необходимых в конечном итоге для принятия оптимальных управленческих решений.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется на базе конкретного предприятия, которое выбирает сам исполнитель.
Структура курсовой работы должна содержать следующие разделы:
1. Введение.
2. Общая характеристика предприятия.
3. Описание действующей организационной структуры управления.
4. Исследование системы коммуникаций на предприятии.
5. SWOT-анализ деятельности организации.
6. Структурирование проблемного поля организации.
7. Матрица решений
8.Заключение.
9. Список используемой литературы.
10. Приложения (по мере необходимости).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. В разделе «Введение » студенту предлагается обосновать необходимость ознакомления с подходами к совершенствованию системы управления предприятием; сформулировать цель и задачи осуществляемого исследования; раскрыть методы, используемые для обоснования принятия управленческих решений; описать информационную базу проведенных исследований.
2. В разделе «Общая характеристика предприятия » приводят:
- форму собственности предприятия;
- организационно-правовую форму;
- виды деятельности;
- ассортимент выпускаемой продукции.
Описание деятельности предприятия должно основываться на объективных количественных оценках результатов деятельности предприятия: выручке, прибыли, себестоимости, среднегодовой стоимости основных производственных фондов, среднесписочной численности работников предприятия. Собранная информация должна быть представлена графически (в табличной форме, структурограммах, графиках и диаграммах). Рекомендуется осуществить сравнительную оценку темпов роста выработки и среднемесячной заработной платы работников предприятия и ее потенциала.
Представленная информация является основанием для формулирования предварительного заключения о качестве системы управления предприятием.
3. В разделе «Описание действующей организационной структуры управления » необходимо оценить соответствие существующей организационной структуры управления потребностям инновационного развития предприятия, осуществить анализ качественности организационной структуры и сформировать предложения и рекомендации по ее совершенствованию.
Студент должен определить тип существующей организационной структуры управления (типовые схемы организационных структур управления приведены в прил. 1) и на основе выводов по разд. 2 определить целесообразность использования оргструктуры данного вида на конкретном предприятии. Кроме того, необходимо рассчитать следующие объективные показатели, характеризующие качество организационной структуры управления:
- величина расходов на содержание административно-управленческого аппарата (валовую и среднюю величину);
- количество документов Кд, приходящихся на одного работника управления:
Кд = ВД/Чз, (1)
где ВД – количество входящих и исходящих документов по предприятию за исследуемый период;
Чз – численность работников аппарата управления в данном звене.
- коэффициент исполнения приказов Кип:
Кип = Ди/Дпи, (2)
где Ди – количество фактически исполненных документов;
Дпи – количество документов, подлежащих исполнению.
- коэффициент управляемости Куп:
Куп = Ф i /Н i, (3)
где Ф i, Н i – фактическое и нормативное количество работников соответственно, приходящихся на одного работника i -го уровня управления.
Целесообразно использовать следующие нормативные значения коэффициента управляемости:
1. Для руководителей организации и их первых заместителей: Куп −не более 1/10 – 1/12.
2. Для руководителей организационных отделов: Куп − не более 1/6 –1/7.
3. Для руководителей функциональных бюро: Куп − не более 1/4 –1/6.
4. Для руководителей конструкторских и технологических отделов: Куп − 1/10 – 1/15.
5. Для руководителей конструкторских и технологических бюро: Куп – 1/7 – 1/10.
6. Заместители руководителей структурных подразделений вводятся, как правило, при превышении нормы управляемости в 1,5 раза.
Кроме того, нормативные значения коэффициента управляемости могут быть скорректированы в зависимости от типа производства (см. таблицу).
Нормы управляемости с учетом уровня управления, типа производства
и сложности производимой продукции
Уровень менеджмента | Количество человек в подчинении по типам производства продукции | ||
Массовый и крупносерийный | Серийный | Индивидуальный и мелкосерийный | |
Высший и средний | |||
Первичный |
- коэффициент централизации функций управления Кц:
Кц = Чца i /Ч i, (4)
где Чца i – численность работников центрального аппарата управления, выполняющих i -ю функцию;
Ч i – общая численность работников, занятых выполнением i -й функции в целом по предприятию.
- удельный вес менеджеров в структуре персонала;
- количество уровней менеджмента.
Выполненные аналитические расчеты и сравнение их с нормативными значениями являются основой по формированию предложений по реорганизации действующей структуры управления.
4. При написании раздела «Исследование системы коммуникаций на предприятии » необходимо привести описание движения организационно-управленческой, технологической и экономической информации в системе управления на данном предприятии по следующей схеме:
- источник (т.е. тип документации);
- отправитель (должность или структурное подразделение);
- получатель (должность или структурное подразделение).
Студенту необходимо провести исследование ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) предприятия. Основные этапы методики оценки ЦОЕ представлены в прил. 2.
В завершении данного раздела студент должен по своему выбору описать функционирование одного из структурных подразделений аппарата управления предприятия (бухгалтерии, планово-экономического отдела, финансового отдела, отдела маркетинга, отдела сбыта, службы снабжения, отдела кадров и т.п.) с точки зрения входящей информации, выполняемых операций и исходящей информации. Данный анализ должен быть основан на нормативной документации по предприятию (устав предприятия, положение о структурном подразделении (управлении, службе, отделе, бюро), должностных инструкциях сотрудников данного структурного подразделения.
5. В разделе «SWOT-анализ деятельности организации » студенту необходимо провести исследование в двух направлениях: изучение внутренней (ПРиМ-анализ) и внешней среды организации (PEST-анализ). Основные параметры методики SWOT-анализа приведены в прил. 3.
Студент должен сформировать 4 списка:
- сильные стороны предприятия;
- слабые стороны предприятия;
- возможности по отношению к внешней среде;
- угрозы, происходящие из внешней среды.
Полученные списки сокращают до двух основных элементов, которые расставляют в порядке убывания значимости (ранжируют). Полученная информация является основой для заполнения матриц решения SWOT- анализа, с помощью которых студент определяет структуру управленческих решений, необходимых для реализации аппаратом менеджмента предприятия.
6. В ходе написание раздела «Структурирование проблемного поля организации » студент должен сформировать перечень неудовлетворительных состояний организации (проблем) и сформировать блоки проблем организации. С помощью метода парных сравнений формируется модель структуры проблемного поля, т.е. выявляется корневой блок; корневые, узловые, результирующие и независимые проблемы. Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о наиболее оптимальном направлении использования имеющихся ограниченных ресурсов с целью наиболее эффективного решения имеющихся проблем. Пример использования метода парных сравнений для формирования модели структуры проблемного поля приведен в приложении.
7. Разработка Матрицы решений и формулирование стратегии.
8. В разделе «Заключение » студент обобщает выводы и рекомендации, полученные при выполнении курсовой работы и предлагает перечень практических шагов по совершенствованию системы менеджмента на предприятии.
9. Раздел «Список используемой литературы » должен включать не менее 5 - 6 источников (учебники, монографии, статьи в периодических изданиях, сайты Internet).
10. Раздел «Приложения » может включать громоздкие таблицы, перегружающие основной текст курсовой работы, образцы документов, являющиеся информационной основой исследования, и схему организационной структуры управления.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СХЕМЫТИПОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Продолжение прил. 1
Окончание прил. 1
Приложение 2